(Действующий) ГОСТ Р 53387-2009. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
е) если согласие не может быть достигнуто, организуйте голосование, осредните результаты или следуйте за меньшинством.
Отметьте, что повторное голосование может сплотить группу. Однако организации голосования следует всячески избегать.
Е.5.3 Когда не удается достигнуть консенсуса, координатор должен вместе с рабочей группой определить причину. Причина может заключаться в отсутствии понимания процесса, ненадлежащем определении целей и объекта анализа или элементов сценария, в недостаточном понимании всех компонентов вероятности. Координатор может предложить альтернативный подход.
Пример - Когда рабочая группа не может достигнуть консенсуса по уровню вероятности, координатор может попытаться добиться согласия рабочей группы, по крайней мере, о необходимости применения некоторых корректирующих действий.

Е.6 Завершение заседания рабочей группы

Рекомендации по завершению заседания рабочей группы состоят в следующем:
a) суммировать кратко наиболее важные результаты и достижения;
b) убедиться, что все выполненное в ходе заседания документировано в соответствии с разделом 6;
c) огласить дальнейшие задачи рабочей группы;
d) составить отчет и послать его для проверки и согласования членам рабочей группы.

Приложение F

(справочное)

Примеры определения и оценки риска и защитных мер

Пример 1 - Опасность механическая - кинетическая энергия закрывающихся автоматических дверей.
Пример 2 - Опасность падения механика, работающего на крыше кабины.
Пример 3 - Опасность механическая - острые кромки на двери шахты.
Пример 4 - Опасность обрыва приводной цепи эскалатора.

Пример 1 - Опасность механическая - кинетическая энергия закрывающихся автоматических дверей (см. 5.4.2.4)

Объект: автоматически закрывающиеся двери лифта Координатор Дата
Но- мер п/п Сценарий Определение элементов риска Защитная мера (мера по снижению риска) После введения защитных мер Остаточный риск
Опасная ситуация Опасное событие
Причина Последствие
1 Опасность: механическая - кинетическая энергия [см. В.1.1, (перечисление а)] Дверь закры- вается в момент нахож- дения человека в дверном проеме
1.1 Автоматическая дверь, обладающая большой массой, закрывается с большой скоростью - большая кинетическая энергия.   Дверь с большой кинетической энергией наносит удар человеку, и человек падает от удара на пол 3 D Снизить скорость двери, чтобы уменьшить ее кинетическую энергию 4 Е Даже небольшая кинетическая энергия двери может стать причиной падения человека
1.2 Пожилой человек входит в кабину или выходит из нее Дверь с большой кинетической энергией наносит удар человеку: - человек падает от удара на пол; - человек получает перелом бедра 2 D Установить надежное устройство, останавливаю- щее дверь или реверсирую- щее дверь при наличии человека в дверном проеме 3 Е При отказе устройства контроля дверного проема дверь может ударить человека на полной скорости
Уровни тяжести ущерба (см. 5.5.3): 1 - высокий; 2 - средний; 3 - низкий; 4 - пренебрежительно малый. Уровни вероятности причинения ущерба (см. 5.5.4): А - в высокой степени вероятный; В - вероятный; С - редкий; D - маловероятный; Е - практически невероятный; F - невероятный.

Пример 2 - Опасность падения механика, работающего на крыше кабины

Объект: безопасность механика, работающего на крыше кабины Координатор: Дата
Но- мер п/п Сценарий Определение элементов риска Защитная мера (мера по снижению риска) После введения защитных мер Остаточный риск
Опасная ситуация Опасное событие
Причина Последствие
2 Опасность: опасность падения механика (гравитация)
2.1 Механик работает на крыше кабины, находящейся на высоте 30 м. Расстояние от края крыши кабины до стены шахты - 1 м Механик оступился за край крыши кабины Механик падает в приямок 1 D Снижение риска Вариант 1: уменьшить расстояние от крыши кабины до стены шахты до 0,3 м 4 F Не требуется никаких мер против падения в шахту. Однако возникает новая опасность застревания ноги механика в зазоре
Вариант 2: установить перила высотой 0,9 м на крыше кабины 1 F Не требуется других мер
Новая опасность: застревание ноги механика в зазоре 0,3 м
2.2 Механик работает на крыше кабины. Зазор между краем крыши и стеной шахты - 0,3 м Механик оступился за край крыши кабины. Его нога застряла в зазоре Механик вытаскивает ногу, но получает незначительную травму 3 Е Не требуется никаких мер с учетом уровня риска [см. таблицу D.1 (приложение D)] - - -
Обязанность рабочей группы - устранить или уменьшить риск. Предложено два варианта предотвращения падения. Первый вариант устраняет риск падения - уровень риска 4F. Однако во 2-м варианте появляется новая опасность - застревание ноги механика, и следует рассмотреть сценарий 2.2: - вариант 2-й основан на предположении о достаточности пространства в верхней части шахты для оборудования ограждения на крыше кабины. - вариант 2-й не устраняет опасность падения (тяжесть ущерба остается - 1), но уменьшает вероятность и снижает риск до приемлемого уровня. Сценарий 2.2 сформулирован для определения, нужно ли дальнейшее снижение риска. Вероятность повреждения ноги в этом сценарии меньше, чем вероятность инцидента 2.1 с падением механика в шахту. Уровни тяжести ущерба (см. 5.5.3): 1 - высокий; 2 - средний; 3 - низкий; 4 - пренебрежительно малый. Уровни вероятности причинения ущерба (см. 5.5.4): А - в высокой степени вероятный; В - вероятный; С - редкий; D - маловероятный; Е - практически невероятный; F - невероятный.

Пример 3 - Опасность: механическая - острые кромки на двери шахты

Цель: показать изменение уровней тяжести и вероятности при исключении или уменьшении опасности
Объект: дверь шахты - острые кромки Координатор: Дата:
Но- мер п/п Сценарий Определение элементов риска Защитная мера (мера по снижению риска) После введения защитных мер Остаточный риск
Опасная ситуация Опасное событие
Причина Последствие
3 Опасность: механическая - острые кромки (опасность порезов)
Дверь шахты имеет очень острые кромки со стороны этажной площадки. Пассажир пытается рукой остановить закрываю- щуюся дверь Ранение руки 3 В Вариант 1 : устранить острые кромки в конструкции двери 4 F Опасность порезаться устранена
Пассажир подходит к лифту во время закрывания двери Вариант 2 : определить наличие руки на пути движения створки двери и автоматически реверсировать дверь 3 Е Персонал во время обслуживания двери может поранить руки
1-й вариант устраняет опасность, снижая уровень тяжести и вероятности до нижайшего уровня (4F). На практике 2-й вариант не является достаточной защитной мерой. 2-й вариант влияет больше на причину, чем на последствие, оставляя тяжесть на первоначальном уровне ( 3). Вероятность снижена до Р=Е. Остаточный риск по 2-му варианту низок, поскольку подверженность опасности непостоянна и существует только во время технического обслуживания двери обученным персоналом, поэтому никаких дополнительных мер не требуется. Уровни тяжести ущерба (см. 5.5.3): 1 - высокий; 2 - средний; 3 - низкий; 4 - пренебрежительно малый. Уровни вероятности причинения ущерба (см. 5.5.4): А - в высокой степени вероятный; В - вероятный; С - редкий; D - маловероятный; Е - практически невероятный; F - невероятный.

Пример 4 - Опасность обрыва приводной цепи эскалатора

Цель: показать обеспечение безопасности за счет защитных мер
Объект: приводная цепь эскалатора Координатор: Дата:
Но- мер п/п Сценарий Определение элементов риска Защитная мера (мера по снижению риска) После введения защитных мер Остаточный риск
Опасная ситуация Опасное событие
Причина Последствие
4 Опасность: опасность падения пассажира (гравитация)
Пассажир находится на ступенях эскалатора Приводная цепь обрывается из-за недоста- точной прочности или дефектов изготовления Полотно эскалатора ускоряется вниз. Пассажир падает, получая ранения 2 С Вариант 1: изменить конструкцию - заменить цепь на редуктор 2 D Риск остается, т.к. редуктор тоже может разрушиться, однако вероятность этого меньше, чем при использовании цепи
Вариант 2: установить дополни- тельный тормоз, действующий непосредст- венно на ступени 2 F Дополни- тельный тормоз остановит ступени при обрыве приводной цепи. Опасность падения пассажиров сохраняется из-за возможности резкого торможения. Вероятность этого ниже, чем в 1-м варианте
Вариант 3: использовать сдвоенную цепь с запасом прочности 5 2 Е Возможность обрыва приводной цепи сохраняется, но ее вероятность уменьшается
Полное устранение опасности невозможно, т.к. действие гравитации постоянно. Остаточный риск по варианту 2 с применением дополнительного тормоза и возможностью резкого замедления требует дополнительного анализа. Уровни тяжести ущерба (см. 5.5.3): 1 - высокий; 2 - средний; 3 - низкий; 4 - пренебрежительно малый. Уровни вероятности причинения ущерба (см. 5.5.4): А - в высокой степени вероятный; В - вероятный; С - редкий; D - маловероятный; Е - практически невероятный; F - невероятный.

Приложение G

(справочное)

Соответствие структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем международного стандарта ИСО/ТС 14798: 2006

Таблица G.1

Структура международного стандарта ИСО/ТС 14798: 2006 Структура настоящего стандарта
Раздел Раздел Пункт
1 1
- 2 Нормативные ссылки
2 3
3 4
4 5
5 5.6
6 5.7
7 5.8
8 6

Библиография

[1] ИСО/МЭК Руководство 51:1990 (ISO/IEC Guide 51:1990) Руководство 51. Аспекты безопасности. Руководство по их включению в стандарты. (Safety aspects. Guidelines for the inclusion in standards)
[2] ИСО/ТС 22559-1:2004 (ISO/TS 22559-1:2004) Лифты (подъемники). Требования безопасности. Часть 1. Глобальные существенные требования безопасности. (Safety reguirements for lifts (elevators). Part 1: Global essential safety reguirements)
[3] ИСО 14121:1999 (ISO 14121:1999) Безопасность машин. Принципы оценки риска. (Safety of machinery. Principles of risk assessment)