(Действующий) ГОСТ Р 53387-2009. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
5.3.2.2 Срок службы анализируемого объекта
5.3.2.2.1 Срок службы является важным фактором при определении вероятности возникновения анализируемого опасного события. Однако при установлении существенных требований безопасности этот фактор не является определяющим, например безопасный зазор может быть определен как "размер, не превышающий ". Это требование не зависит от времени, в любое время превышение величины считается опасным.
5.3.2.2.2 Срок службы имеет большое значение, когда должна определяться вероятность опасного события вследствие выхода из строя компонента или появления новых требований безопасности.
В этом случае срок службы системы, включающий в себя компонент, должен учитываться. Если, например, система рассчитана на выполнение своей функции в течение восьми лет, то срок службы компонентов должен быть таким, чтобы избежать высокой вероятности выхода их из строя и возникновения опасного события.
В то же время, если за счет планово-предупредительного технического обслуживания компонент с незначительным сроком службы заменяется до выхода его из строя, вероятность возникновения опасного события мала.
Пример 1 - Если компонент, обеспечивающий безопасность, имеет срок службы менее восьми лет, а лифт, в котором используется этот компонент, имеет срок службы 20 лет, то безопасность лифта будет обеспечиваться только в случае замены компонента до достижения им своего срока службы (см. рисунок 2).
Пример 2 - Если компонент, обеспечивающий безопасность лифта, может выйти из строя два или три раза в течение срока службы лифтовой системы, то вероятность необеспечения безопасности лифтовой системы соответствует уровню С [см. 5.5.4 и таблицу С.2 (приложение С)] - "редкая". Однако при наличии программы регулярной замены компонента до ожидаемого выхода его из строя вероятность возникновения опасных ситуаций для лифтовой системы будет соответствовать уровню D - "маловероятный" или уровню Е - "невероятный", в зависимости от надежности компонента и программы его замены.
350 × 246 пикс.     Открыть в новом окне
1 - система со сроком службы 20 лет; 2 - компонент со сроком службы 8 лет; 3 - периоды работы и замены компонента
Рисунок 2 - Замена компонентов, срок службы которых меньше срока службы системы
5.3.2.3 Информация и данные
5.3.2.3.1 Должны быть учтены любая доступная информация и данные, которые могут содействовать выполнению количественного и качественного анализов: данные об инцидентах, включая их причину и последствия, которые могут быть связаны с объектом анализа или с аналогичными продуктами или процедурами.
5.3.2.3.2 Отсутствие данных о произошедших инцидентах, незначительное число инцидентов или незначительная тяжесть последствия не должны автоматически приводить к заключению о невысоком риске.
5.3.2.3.3 Количественные данные могут служить дополнением к данным, принятым экспертами на основе имеющегося опыта.

5.4 Этап 4 - Идентификация сценариев: опасные ситуации, причины и последствия

Примечание 1 - Помимо сценариев, приведенных в настоящем разделе, приложениях В и F, дополнительные примеры приведены в [2].
Примечание 2 - В приложении В приведены примеры, относящиеся к лифтам и эскалаторам. Более общие примеры опасностей, опасных ситуаций и событий, относящихся к машинам, приведены в [3].

5.4.1 Идентификация опасности

5.4.1.1 Главным является определение опасностей, которые могут относиться к анализируемому объекту. В таблице В.1 (приложение В) приведен перечень типичных для лифтов опасностей, включая примеры этих опасностей. Перечень может быть использован в качестве исходного при формулировании сценариев.
Пример - Рабочая группа по выполнению анализа риска может начать свою работу с выяснения вопроса о наличии ситуации, при которой люди могут подвергаться тем или иным видам опасностей: механическим, электрическим, пожарным, химическим и т.д.
5.4.1.2 Опасность может быть и при функционировании лифтовой системы в нормальном рабочем режиме.
Пример - Кабина и противовес, перемещающиеся в непосредственной близости от неогражденных этажных площадок или лестниц, используемых людьми, представляют собой опасность для людей. Противовес, перемещающийся в непосредственной близости от кабины, представляет собой опасность для работающего на крыше кабины персонала. Обе опасности и связанные с ними ситуации приведены в таблице В.1, пункт В.1.1, перечисление в) и таблице В.2, пункт В.2.1, перечисление в).
5.4.1.3. Во многих случаях опасность становится очевидной только после формулирования сценария.
Опасности, не имеющие отношения к нормальному рабочему функционированию лифтовой системы, включают в себя:
а) опасности, связанные с выходом из строя лифта, компонента или части лифта или отказом (сбоем) в системах или компонентах, обеспечивающих безопасность [(см. таблицу В.3, пункты В.3.1 и В.3.2 (приложение В)];
в) опасности, связанные с внешними воздействиями на лифт окружающей среды, температуры, пожара, климатических условий, освещения, дождя, ветра, снега, землетрясения, электромагнитных воздействий, условий в здании и т.д. [(см. таблицу В.3, пункты В.3.4, В.3.5, В.3.6 (приложение В)];
с) опасности, связанные с нарушением правил управления, использования, чистки или других производимых на лифте или его частях работах, а также с нарушением эргономических норм, влияющих на безопасность [(см. таблицу В.3, пункты В.3.7 (приложение В)].

5.4.2 Формулирование сценария

5.4.2.1 Сценарий
Формулирование сценария включает в себя идентификацию опасности и формулирование опасной ситуации, причины и последствий.
Важно идентифицировать и записать опасности прежде, чем формулировать сценарий. Сценарий должен формулироваться в строгой последовательности для каждой составляющей сценарий части.
5.4.2.2 Опасные ситуации
Все ситуации или другие обстоятельства, при которых люди (или имущество, окружающая среда) могут подвергаться одной или нескольким опасностям, должны быть идентифицированы. Требование распространяется на все опасные ситуации анализируемого объекта в течение всего его срока службы (см. 5.3).
В таблице В.2 (приложение В) приведены примеры опасных ситуаций, в которых люди могут подвергаться специфическим опасностям, перечень которых содержится в таблице В.1 (приложение В). Таблица В.2 (приложение В) может помочь рабочей группе в формулировании опасных ситуаций.
5.4.2.3 Причины
Все события, которые могут произойти в опасной ситуации и которые могут создать вероятность опасности для людей, должны быть идентифицированы. Таблица В.3 (приложение В) включает в себя примеры причин, создающих вероятность подверженности людей определенным типам опасностей.
5.4.2.4 Последствия
5.4.2.4.1 Последствия, которые могут являться результатом действия причин в опасной ситуации, должны быть идентифицированы. Частью этого последствия может быть ущерб.
5.4.2.4.2 В таблице В.4 (приложение В) приведены примеры возможных последствий. В отдельных случаях при проведении анализа риска в дополнение к описательной форме таблицы В.4 (приложение В) может потребоваться более точное определение последствия.
Пример - В тех случаях, когда последствие является результатом падения поскользнувшегося человека на скользком полу возможно определение его тяжести, включая ущерб. Однако для последствия в результате падения с высоты требуется более точное описание: с какой высоты возможно падение.
5.4.2.4.3 Перед тем как перейти к определению уровня ущерба (тяжести) (см. 5.5.3.1), рабочая группа может уточнить природу возможного ущерба, используя примеры таблицы В.5 (приложение В).
Примечание - Пример 1 в приложении F демонстрирует два подхода к описанию последствия для целей оценки уровня тяжести.

5.4.3 Документирование элементов сценария

Приложение F содержит примеры идентификации и документирования объекта анализа риска, опасностей и сценариев.
Не во всех случаях требуется перечисление всех опасностей перед тем, как начать документирование соответствующих опасных ситуаций и характеризующихся ущербом последствий. Однако важно, чтобы все члены рабочей группы (см. 5.2) были согласны в оценке типа опасности, опасной ситуации, причины и последствия прежде, чем они перейдут к определению уровня и оценке риска.
Примечание - В дополнение к примерам, приведенным в приложении F, могут быть использованы при документировании глобальные основные требования безопасности к лифтам [2].

5.5 Этап 5 - Определение уровня риска

5.5.1 Общие положения

5.5.1.1 В результате выполнения 4-го этапа анализа риска (см. 5.4) были сформулированы сценарии, включая опасность, опасную ситуацию и причины, а также возможное последствие. Вероятность ущерба была идентифицирована, однако уровень риска остался неустановленным.
Процесс определения уровня риска связан с установлением уровней составляющих элементов риска.