(Действующий) РДС 35-201-99 Порядок реализации требований доступности для инвалидов...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
18. СНиП 2.11.02-87 "Холодильники" (изменение N 1)
19. СНиП 3.05.01-85 "Внутренние санитарно-технические системы" (изменение N 1)
20. ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения". Изменение N 1 (приказ Председателя Госкомархитектуры от 29 ноября 1991 г. N 166) и изменение N 2 (постановление Минстроя России от 26 июля 1994 г. N 18-3)
21. СН 512-78 "Инструкция по проектированию зданий и помещений для электронно-вычислительных машин" (изменение N 2).
22. РДС 11-201-95 "Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства"
23. СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей".
24. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения:
Выпуск 1 "Общие положения"
Выпуск 2 "Градостроительные требования"
Выпуск 3 "Жилые здания и комплексы"
Выпуск 7. Часть 1 "Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов"
Выпуск 10 "Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно-профилактические: поликлиники, амбулатории, аптеки"
Выпуск 12 "Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения"
Выпуск 13 "Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения"
Выпуск 14 "Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи"
Выпуск 19 "Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения"
Выпуск 20 "Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий"

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 В зависимости от местных особенностей и социально-экономических условий при разработке целевых программ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности могут использоваться различные методики, а также вноситься в предлагаемые состав и содержание целевых программ необходимые изменения, не противоречащие при этом основным направлениям, целям и задачам, определенным Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" и статьями 14 и 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
1.2 Целевая программа по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности разрабатывается для каждого субъекта Российской Федерации, каждой его территориальной единицы, каждого города, городского района (префектуры), поселка городского типа и иных поселений.
1.3 Целевая программа города, городского района, поселка городского типа и иных поселений должна содержать мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов всех объектов социальной инфраструктуры (зданий и сооружений жилищно-гражданского и производственного назначения, включая предприятия и системы транспортного и информационного обслуживания) в пределах территории, подведомственной местным органам власти и управления.
1.4 Целевая программа субъекта Российской Федерации по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, в отличие от программ, указанных в предыдущем абзаце, должна содержать мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также пассажирского обслуживания инвалидов междугородным транспортом и другие мероприятия, входящие в компетенцию субъекта Российской Федерации.
1.5 Мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры финансируются за счет средств соответствующих бюджетов (субъекта Российской Федерации, города, городского района, поселка городского типа или иного поселения), а также внебюджетных источников и средств юридических и физических лиц, владеющих на правах аренды или собственности объектами социальной инфраструктуры.

2 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

2.1 Цели и важнейшие направления государственной политики в обеспечении инвалидам равных со всеми гражданами возможностей в пользовании жилыми и общественными зданиями, трудоустройстве, получении образования и услуг социально-бытовых и культурных учреждений посредством создания условий доступности ко всем сферам общественной жизни определены Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" и закреплены в статьях 14 и 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Установленные в этих актах требования к проведению конкретных мероприятий по приспособлению среды к потребностям инвалидов относятся к проектированию и строительству новых зданий и сооружений, а также к тем из них, в которых в силу различных обстоятельств проводятся или будут проводиться работы по реконструкции, капитальному ремонту либо переоборудованию.
2.2 Целевая программа должна основываться на генеральном и перспективном планах развития города и отдельных его районов, поселка городского типа или сельского поселения, учитывать предполагаемые и возможные варианты развития социальной инфраструктуры путем застройки новых территорий и реконструкции сложившихся жилых и промышленных районов, строительства новых и реконструкции действующих зданий и сооружений.
2.3 Конечная цель программы состоит в создании средствами архитектуры и градостроительства условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры, получении полноценного образования, реализации своего творческого и профессионального потенциала, всестороннего развития личности и активного участия в общественной жизни.
2.4 При разработке и реализации целевых программ формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на текущий и ближайший (2-3 года) периоды следует особое внимание уделять совмещению мероприятий, направленных на создание для инвалидов условий доступности объектов социальной инфраструктуры с проведением плановых и планово-предупредительных ремонтных работ по благоустройству территорий, пешеходных и транспортных коммуникаций, переоборудованию зданий, сооружений и их помещений общественного назначения вне зависимости от форм собственности.
2.5 Территориальным органам социальной защиты населения рекомендуется совместно с органами архитектуры и градостроительства, а также другими заинтересованными организациями, уполномоченными на то органами исполнительной власти и управления и с учетом мнения общественных объединений инвалидов и имеющихся у них статистических и аналитических материалов, а при необходимости и в зависимости от изменений социально-экономической ситуации корректировать перспективные целевые программы формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, своевременно представлять предложения по корректировке этих программ местным органам исполнительной и законодательной власти, а также регулярно контролировать исполнение мероприятий, предусмотренных целевыми программами, при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
2.6 Принципиальные подходы к решению проблем реабилитации городской среды с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения основаны на том, что те параметры и требования, которые обеспечивают инвалидам условия доступности, не только создают возможность для удовлетворения потребностей представителей групп населения с ограниченными возможностями, но и способствуют реальному повышению общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для всех групп населения.
2.7 Важнейшими критериями доступности для инвалида среды в целом и отдельных ее элементов, в частности, являются, с одной стороны, уровень ограничений жизнедеятельности, выражающийся степенью способности инвалида к самообслуживанию, самостоятельному либо с помощью других лиц передвижению, общению, контролю своего поведения, обучению и трудовой деятельности, с другой стороны - способность среды адаптироваться к возможностям и потребностям жизнедеятельности инвалида.
При разработке целевой программы каждое учреждение социальной защиты населения должно иметь необходимый для работы комплект соответствующих нормативных документов и методических материалов, разработанных Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстроем России) и Министерством труда и социального развития Российской Федерации (Минтруда России), обязательных для руководства и рекомендованных к применению и использованию в повседневной деятельности при работе по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

3 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

3.1 Целевая программа строится по принципу поэтапного переоборудования (преобразования) всей среды жизнедеятельности с учетом максимального использования реальных возможностей каждого из этапов. При этом возможно и желательно выделение в программе самостоятельных разделов и подразделов, содержащих мероприятия по строительству и реконструкции соответственно.
3.2 Для рациональной организации работ рекомендуется формировать целевую программу по тематическим разделам, а при необходимости и по подразделам, группируя в них соответствующие по направлениям деятельности мероприятия, последовательность реализации которых должна определяться по этапам с указанием конкретных сроков выполнения каждого из мероприятий и конкретных должностных лиц, ответственных за их реализацию.
3.3 Разделы мероприятий программы:
1. Строительство новых объектов в условиях реконструкции и развития городской инфраструктуры
2. Реконструктивные мероприятия. Пешеходные пути
3. Жилище
4. Здания и сооружения общественного назначения
5. Здания учреждений органов власти и управления
6. Специализированные учреждения для инвалидов
7. Организация рабочих мест для инвалидов
8. Системы внутригородского транспортного пассажирского обслуживания инвалидов
9. Координация и контроль за ходом выполнения программных мероприятий
3.4 Каждый этап программы должен соответствовать определенному направлению и периоду деятельности (кварталу, полугодию, году и т.п.) в зависимости от полноты имеющейся информации, наличия соответствующих материально-технических и финансовых ресурсов, проводимых на подведомственной территории сопутствующих мероприятий, например, в области совершенствования медицинского обслуживания населения, общего, среднего, специального и высшего образования, развития системы учреждений социальной защиты населения и т.п.
3.5 Мероприятия программы рекомендуется определять и формировать исходя из учета планируемых на ближайшие периоды работ по проектированию и строительству новых зданий и сооружений, ремонту или реконструкции действующих объектов, обновлению, ремонту или укладке нового полотна проезжей части улиц и тротуаров, а также других ремонтно-восстановительных работ, большая часть которых может быть совмещена с мероприятиями по обеспечению условий доступности для инвалидов, что позволит существенно сократить расходы материально-технических и финансовых ресурсов при реализации программных мероприятий.
3.6 Особого внимания и соответственно возможного выделения в самостоятельный подраздел программы требует решение проблем реконструкции и ремонта памятников архитектуры и народного зодчества, культовых зданий, к которым также должна быть обеспечена доступность инвалидов. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что подобные работы могут производиться в пределах, позволяющих в наибольшей степени сохранить первозданный облик либо архитектурно-художественные достоинства объекта.