(Действующий) РДС 35-201-99 Порядок реализации требований доступности для инвалидов...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
предусматривать необходимое расширение и совершенствование сети и форм стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания и реабилитации инвалидов.
4.3.3 При составлении этого раздела целевой программы следует учитывать, что действующими в настоящее время нормативными документами в области строительства предусмотрена возможность устройства квартир для инвалидов на креслах-колясках в первых этажах многоквартирных домов. В то же время, в каждом отдельном случае и в зависимости от местных условий могут быть разработаны и предложены для освоения новые, более совершенные и современные проекты массового жилища, в квартирах которого предусматриваются возможности создания условий для проживания инвалидов на любом из этажей.
4.4 Здания и сооружения общественного назначения
4.4.1 К зданиям и сооружениям общественного назначения, подлежащим адаптации к потребностям инвалидов, в первую очередь относятся поликлиники, амбулатории, аптеки, физкультурно-спортивные здания и сооружения, учреждения культуры и искусства, предприятия связи, торговли, общественного питания, бытового, коммунального и пассажирского обслуживания, кредитно-финансовые и банковские организации и учреждения, учреждения жилищно-коммунального хозяйства, общественные туалеты и т.п.
4.4.2 При разработке целевой программы следует исходить из того, что:
в каждом городе, каждом его районе, каждом поселке и ином поселении все, за редким исключением, объекты общественного назначения должны быть предназначены и доступны для всех людей, в том числе и для инвалидов любых категорий;
при правильной и рациональной организации все мероприятия и работы по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов могут быть выполнены в достаточно сжатые сроки и с минимальными затратами. В таких случаях местные (муниципальные) органы исполнительной власти при оформлении документации на сдачу в аренду или продажу нежилых помещений могут устанавливать требования, обязывающие арендатора или нового собственника обеспечить выполнение требований доступности для инвалидов согласно соответствующим положениям действующих нормативных документов в области строительства.
При этом ответственным представителям местных органов власти и управления целесообразно взять на себя обязанность по разъяснению руководству либо владельцам предприятий общественно-бытового, торгового и культурного обслуживания населения, что инвалиды - такие же клиенты, как и все остальные, за счет которых предприятие получает прибыль.
4.4.3 В целевой программе целесообразно учесть, что как при проектировании и строительстве новых учебных заведений в структуре сложившихся или вновь застраиваемых районов городов, так и при реконструкции существующих зданий учебных заведений необходимо предусматривать возможность для той части детей-инвалидов, кто способен к обучению и общению (например, для детей на креслах-колясках, детей с ослабленным зрением или слухом и др.), получать начальное, общее, специальное и высшее образование совместно с другими детьми в учебных заведениях открытого типа (начальных, средних, средних технических, высших учебных заведениях и пр.). В конечном счете одной из целей этой части программы должно стать последовательное и постепенное приспособление всех общеобразовательных и профессиональных учебных заведений для обучения в них инвалидов наравне со всеми детьми.
4.4.4 Особое внимание в целевой программе следует уделить вопросам обеспечения доступности для инвалидов всех медицинских учреждений (поликлиник, амбулаторий, аптек, больниц, родильных домов и пр.). По мере проведения в них плановых ремонтных или реконструктивных работ должны быть выполнены мероприятия по их приспособлению к потребностям инвалидов.
4.5 Здания учреждений органов власти и управления
4.5.1 В числе первоочередных и обязательных должны предусматриваться мероприятия по обеспечению условий доступности для инвалидов всех категорий во все учреждения социальной защиты населения, а также в государственные и муниципальные учреждения, в той или иной степени связанные с решением проблем инвалидов. Эти работы должны быть выполнены в возможно более короткие сроки и вне зависимости от их стоимости и трудоемкости.
4.5.2 При разработке этого раздела целевой программы следует иметь в виду, что каждое учреждение должно иметь не менее одного входа, оборудованного таким образом, чтобы им мог воспользоваться любой инвалид. Если отсутствует реальная возможность обеспечения доступности для инвалидов всех этажей и помещений учреждения, то службы или подразделения этого учреждения могут быть расположены таким образом, чтобы те из них, которые могут и должны быть непосредственно связаны с работой по общению с инвалидами и решению их проблем, находились в доступной для инвалидов зоне учреждения (в пределах первого этажа здания или доступной для инвалидов части здания).
4.5.3 В зависимости от обстоятельств в качестве варианта может быть предложено создание общественной приемной, расположенной вблизи от доступного для инвалидов входа, либо в другом доступном для них помещении. В этом случае работа учреждения должна быть организована таким образом, чтобы в помещение общественной приемной в зависимости от необходимости могли приглашаться соответствующие специалисты тех или иных служб и подразделений учреждения для проведения требуемых консультаций и других работ с инвалидом-посетителем.
4.5.4 В тех случаях, когда в многоэтажном здании учреждения есть необходимость в том, чтобы инвалиды могли посещать помещения, расположенные на разных этажах, по крайней мере один из пассажирских лифтов должен быть доступен для инвалидов.
4.5.5 В этой части целевой программы, по мере возможности, следует предусмотреть мероприятия по установке в каждом учреждении не менее одного текстофона для работы с глухими абонентами, а в вестибюлях учреждений - звуковых информаторов по типу таксофонов, которыми могут пользоваться посетители с нарушениями зрения. Кроме того, в вестибюлях крупных и сложных по внутренней планировке зданий рекомендуется предусматривать установку рельефной схемы расположения основных помещений учреждения с указанием их назначения и номеров кабинетов в целях создания условий ориентирования для людей с нарушениями зрения.
4.6 Организация рабочих мест для инвалидов
4.6.1 При разработке этого раздела целевой программы предлагается ориентироваться в первую очередь не на физические и функциональные недостатки инвалида, а на его потенциальные способности, реабилитационный потенциал, природные наклонности и дарования, на возможности их развития и совершенствования.
Поэтому первым и основным условием при определении рабочего места для инвалида и устройстве его на работу должно стать правило: в первую очередь инвалиду, по возможности, подбирается такое рабочее место и такая работа, которые в наибольшей степени соответствуют его профессиональным навыкам и психофизиологическим возможностям.
Все остальные возможные варианты трудоустройства зависят от характера инвалидности, профессиональной ориентации и условий конкретного рабочего места. Аналогичные подходы могут быть применены при подборе рабочего места для инвалида, пользующегося креслом-коляской, который в состоянии выполнять любую "сидячую" работу, имеющуюся практически на любом производстве.
4.6.4 В программных мероприятиях должно быть учтено, что труд инвалидов может найти также широкое применение в области традиционных народных промыслов, на производствах с гибкой технологией по выпуску мелкосерийных партий художественных и бытовых изделий, пользующихся повышенным спросом, и пр. Целевой установкой этой части программы должно стать не столько создание конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, сколько создание конкурентоспособности продукции, производимой с участием инвалидов.
4.7 Специализированные учреждения для инвалидов
4.7.1 При разработке этого раздела целевой программы следует исходить из того, что за последние годы система учреждений социальной защиты населения стала претерпевать существенные изменения не только в сторону совершенствования стационарных учреждений и служб, но и в направлении создания и развития полустационарных и нестационарных форм обслуживания. Система учреждений социального обслуживания инвалидов пополняется также учреждениями различных уровней, ориентированными на социальное (включая социально-медицинское) обслуживание на дому, на проведение социальной, медико-социальной и профессиональной реабилитации.
4.7.2 К специализированным объектам относятся здания и сооружения учреждений, в которых обеспечивается проживание, обслуживание, лечение, получение образования и даже трудоустройство тех групп маломобильного населения, которые по состоянию здоровья не могут пользоваться общественной инфраструктурой городов и сельских поселений. Принципы размещения этих учреждений в структуре города должны учитывать необходимый уровень изоляции пациентов (например, психохроников и им подобных), с другой стороны, - достаточно удобную их связь с жилыми массивами для приезжающих работников этих учреждений и посетителей (родственников, знакомых, благотворителей и т.п.), навещающих инвалидов.
4.7.3 Стационарное социальное обслуживание обеспечивается сетью домов-интернатов, школ-интернатов, детских домов и других подобных учреждений, профилированных в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением инвалидов.
4.7.4 Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного или ночного пребывания организуется, как правило, в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения и включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха и досуга, обеспечение их посильного участия в трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
4.7.5 Срочное социальное обслуживание включает оказание следующих услуг: разовое обеспечение нуждающихся горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, другими предметами первой необходимости; разовое оказание медицинской помощи, а также оказание экстренной медико-психологической помощи; содействие в устройстве во временное жилье; оказание юридической помощи; иные срочные социальные услуги.
4.7.6 Социально-консультативная помощь направлена на адаптацию инвалидов в обществе, семье и быту и обеспечивается муниципальными центрами социального обслуживания населения.
4.7.7 Социальное (включая социально-медицинское) обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной среде в целях поддержания их социального статуса, качества жизни, защиты их законных прав и интересов. Обслуживание на дому обеспечивается соответствующими отделениями, которые создаются в муниципальных центрах социального обслуживания или при местных органах социальной защиты населения.
В их функции входят: организация питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, включая сопровождение в медицинские учреждения различных уровней; другие надомные услуги, в том числе содействие в организации обеспечения топливом, водой и т.п.
4.8 Системы внутригородского транспортного пассажирского обслуживания инвалидов
4.8.1 В зависимости от социально-экономических условий и местных особенностей для разработки этой части целевой программы могут быть рекомендованы следующие возможные варианты организации транспортного обслуживания инвалидов в пределах города:
а) обеспечение всех инвалидов или семей с такими инвалидами, физические и эргономические особенности которых не позволяют им пользоваться обычными средствами пассажирского транспорта, приспособленными для них средствами индивидуального транспорта. При этом совершенно не обязательно вносить существенные изменения в систему организации городского общественного пассажирского транспорта;
б) организация системы транспортного обслуживания инвалидов по аналогии с общественным обслуживанием на основе использования специально приспособленных для перевозки инвалидов транспортных средств, к примеру, специально оборудованных для этого автобусов или микроавтобусов, которые двигаются по определенным маршрутам в соответствии с жестким расписанием. Такие маршруты могут устанавливаться на основе предпочтительных трасс передвижения инвалидов, которые определяются при участии органов социальной защиты населения и с учетом мнений общественных объединений инвалидов;
в) организация специальных (дублирующих) маршрутов движения приспособленных для перевозки инвалидов автобусов или микроавтобусов параллельно с обычными видами транспорта (трамваями, троллейбусами, линиями метрополитена и пр.);
г) создание специальных транспортных служб, обеспечивающих перевозку инвалидов на оборудованных для этого автомашинах или автобусах по предварительному заказу или вызову;
д) различные комбинированные системы из перечисленных вариантов.
4.8.2 Выбор той или иной схемы внутригородского транспортного обслуживания инвалидов должен основываться на экономической целесообразности с учетом форм собственности транспортных предприятий, особенностей расселения инвалидов и их предпочтений в маршрутах передвижения. Это не означает, что практически все транспортные средства, особенно на начальных этапах совершенствования систем пассажирского транспорта, должны быть доступны для инвалидов. Последующие развитие и совершенствование системы внутригородского транспортного обслуживания инвалидов может идти постепенно, по мере выявления реальных потребностей инвалидов, с одной стороны, и насыщения парка специализированным пассажирским транспортом - с другой.
4.9 Координация и контроль за ходом выполнения программных мероприятий
4.9.1 В этом разделе целевой программы важное место должно быть отведено повышению требовательности местных органов социальной защиты населения к социальной ориентированности в деятельности местных органов власти и управления, организаций и учреждений, от которых зависит формирование среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов.
В этих целях органам социальной защиты населения необходимо на основе взаимодействия с местными органами архитектуры и градостроительства, с другими заинтересованными организациями, а также с учетом мнений местных общественных объединений инвалидов и на основе имеющихся у них статистических и аналитических материалов оперативно влиять на происходящие в городе процессы преобразования среды жизнедеятельности, участвовать в организации и проведении анализа и контроля за выполнением программных мероприятий и в зависимости от изменений социально-экономической ситуации своевременно вносить необходимые коррективы в эту программу.
4.9.2 Для каждого мероприятия, включенного в программу, должны быть установлены конкретный срок и соответствующее конкретное должностное лицо, ответственное за его выполнение. Рекомендуется, чтобы о содержании программы были проинформированы общественные организации инвалидов, а также население через местные средства массовой информации. Желательно, чтобы не реже двух раз в год проводился публичный отчет о выполнении мероприятий и этапов программы перед общественностью.
4.9.3 Главным результатом реализации целевой программы по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности следует считать возможность достижения значительного социального эффекта, связанного как с улучшением качества жизни инвалидов, так и с повышением общего уровня комфорта городской среды для всех граждан, а также определенного экономического эффекта, обусловленного повышением независимости инвалидов, их возвратом к труду, снижением нагрузки на активную часть населения.
____________________________________________________________