Действующий
при проведении реконструктивных или ремонтных работ существующего муниципального жилищного фонда необходимо ориентироваться на приспособление квартир к возможностям последующей адаптации жилища в соответствии с потребностями инвалидов;
предусматривать необходимое расширение и совершенствование сети и форм стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания и реабилитации инвалидов.
4.3.3 При составлении этого раздела целевой программы следует учитывать, что действующими в настоящее время нормативными документами в области строительства предусмотрена возможность устройства квартир для инвалидов на креслах-колясках в первых этажах многоквартирных домов. В то же время, в каждом отдельном случае и в зависимости от местных условий могут быть разработаны и предложены для освоения новые, более совершенные и современные проекты массового жилища, в квартирах которого предусматриваются возможности создания условий для проживания инвалидов на любом из этажей.
4.4.1 К зданиям и сооружениям общественного назначения, подлежащим адаптации к потребностям инвалидов, в первую очередь относятся поликлиники, амбулатории, аптеки, физкультурно-спортивные здания и сооружения, учреждения культуры и искусства, предприятия связи, торговли, общественного питания, бытового, коммунального и пассажирского обслуживания, кредитно-финансовые и банковские организации и учреждения, учреждения жилищно-коммунального хозяйства, общественные туалеты и т.п.
в каждом городе, каждом его районе, каждом поселке и ином поселении все, за редким исключением, объекты общественного назначения должны быть предназначены и доступны для всех людей, в том числе и для инвалидов любых категорий;
при правильной и рациональной организации все мероприятия и работы по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов могут быть выполнены в достаточно сжатые сроки и с минимальными затратами. В таких случаях местные (муниципальные) органы исполнительной власти при оформлении документации на сдачу в аренду или продажу нежилых помещений могут устанавливать требования, обязывающие арендатора или нового собственника обеспечить выполнение требований доступности для инвалидов согласно соответствующим положениям действующих нормативных документов в области строительства.
При этом ответственным представителям местных органов власти и управления целесообразно взять на себя обязанность по разъяснению руководству либо владельцам предприятий общественно-бытового, торгового и культурного обслуживания населения, что инвалиды - такие же клиенты, как и все остальные, за счет которых предприятие получает прибыль.
4.4.3 В целевой программе целесообразно учесть, что как при проектировании и строительстве новых учебных заведений в структуре сложившихся или вновь застраиваемых районов городов, так и при реконструкции существующих зданий учебных заведений необходимо предусматривать возможность для той части детей-инвалидов, кто способен к обучению и общению (например, для детей на креслах-колясках, детей с ослабленным зрением или слухом и др.), получать начальное, общее, специальное и высшее образование совместно с другими детьми в учебных заведениях открытого типа (начальных, средних, средних технических, высших учебных заведениях и пр.). В конечном счете одной из целей этой части программы должно стать последовательное и постепенное приспособление всех общеобразовательных и профессиональных учебных заведений для обучения в них инвалидов наравне со всеми детьми.
4.4.4 Особое внимание в целевой программе следует уделить вопросам обеспечения доступности для инвалидов всех медицинских учреждений (поликлиник, амбулаторий, аптек, больниц, родильных домов и пр.). По мере проведения в них плановых ремонтных или реконструктивных работ должны быть выполнены мероприятия по их приспособлению к потребностям инвалидов.
4.5.1 В числе первоочередных и обязательных должны предусматриваться мероприятия по обеспечению условий доступности для инвалидов всех категорий во все учреждения социальной защиты населения, а также в государственные и муниципальные учреждения, в той или иной степени связанные с решением проблем инвалидов. Эти работы должны быть выполнены в возможно более короткие сроки и вне зависимости от их стоимости и трудоемкости.
4.5.2 При разработке этого раздела целевой программы следует иметь в виду, что каждое учреждение должно иметь не менее одного входа, оборудованного таким образом, чтобы им мог воспользоваться любой инвалид. Если отсутствует реальная возможность обеспечения доступности для инвалидов всех этажей и помещений учреждения, то службы или подразделения этого учреждения могут быть расположены таким образом, чтобы те из них, которые могут и должны быть непосредственно связаны с работой по общению с инвалидами и решению их проблем, находились в доступной для инвалидов зоне учреждения (в пределах первого этажа здания или доступной для инвалидов части здания).
4.5.3 В зависимости от обстоятельств в качестве варианта может быть предложено создание общественной приемной, расположенной вблизи от доступного для инвалидов входа, либо в другом доступном для них помещении. В этом случае работа учреждения должна быть организована таким образом, чтобы в помещение общественной приемной в зависимости от необходимости могли приглашаться соответствующие специалисты тех или иных служб и подразделений учреждения для проведения требуемых консультаций и других работ с инвалидом-посетителем.
4.5.4 В тех случаях, когда в многоэтажном здании учреждения есть необходимость в том, чтобы инвалиды могли посещать помещения, расположенные на разных этажах, по крайней мере один из пассажирских лифтов должен быть доступен для инвалидов.
4.5.5 В этой части целевой программы, по мере возможности, следует предусмотреть мероприятия по установке в каждом учреждении не менее одного текстофона для работы с глухими абонентами, а в вестибюлях учреждений - звуковых информаторов по типу таксофонов, которыми могут пользоваться посетители с нарушениями зрения. Кроме того, в вестибюлях крупных и сложных по внутренней планировке зданий рекомендуется предусматривать установку рельефной схемы расположения основных помещений учреждения с указанием их назначения и номеров кабинетов в целях создания условий ориентирования для людей с нарушениями зрения.
4.6.1 При разработке этого раздела целевой программы предлагается ориентироваться в первую очередь не на физические и функциональные недостатки инвалида, а на его потенциальные способности, реабилитационный потенциал, природные наклонности и дарования, на возможности их развития и совершенствования.
Поэтому первым и основным условием при определении рабочего места для инвалида и устройстве его на работу должно стать правило: в первую очередь инвалиду, по возможности, подбирается такое рабочее место и такая работа, которые в наибольшей степени соответствуют его профессиональным навыкам и психофизиологическим возможностям.
Все остальные возможные варианты трудоустройства зависят от характера инвалидности, профессиональной ориентации и условий конкретного рабочего места. Аналогичные подходы могут быть применены при подборе рабочего места для инвалида, пользующегося креслом-коляской, который в состоянии выполнять любую "сидячую" работу, имеющуюся практически на любом производстве.
4.6.4 В программных мероприятиях должно быть учтено, что труд инвалидов может найти также широкое применение в области традиционных народных промыслов, на производствах с гибкой технологией по выпуску мелкосерийных партий художественных и бытовых изделий, пользующихся повышенным спросом, и пр. Целевой установкой этой части программы должно стать не столько создание конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, сколько создание конкурентоспособности продукции, производимой с участием инвалидов.
4.7.1 При разработке этого раздела целевой программы следует исходить из того, что за последние годы система учреждений социальной защиты населения стала претерпевать существенные изменения не только в сторону совершенствования стационарных учреждений и служб, но и в направлении создания и развития полустационарных и нестационарных форм обслуживания. Система учреждений социального обслуживания инвалидов пополняется также учреждениями различных уровней, ориентированными на социальное (включая социально-медицинское) обслуживание на дому, на проведение социальной, медико-социальной и профессиональной реабилитации.
4.7.2 К специализированным объектам относятся здания и сооружения учреждений, в которых обеспечивается проживание, обслуживание, лечение, получение образования и даже трудоустройство тех групп маломобильного населения, которые по состоянию здоровья не могут пользоваться общественной инфраструктурой городов и сельских поселений. Принципы размещения этих учреждений в структуре города должны учитывать необходимый уровень изоляции пациентов (например, психохроников и им подобных), с другой стороны, - достаточно удобную их связь с жилыми массивами для приезжающих работников этих учреждений и посетителей (родственников, знакомых, благотворителей и т.п.), навещающих инвалидов.
4.7.3 Стационарное социальное обслуживание обеспечивается сетью домов-интернатов, школ-интернатов, детских домов и других подобных учреждений, профилированных в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением инвалидов.
4.7.4 Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного или ночного пребывания организуется, как правило, в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения и включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха и досуга, обеспечение их посильного участия в трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
4.7.5 Срочное социальное обслуживание включает оказание следующих услуг: разовое обеспечение нуждающихся горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, другими предметами первой необходимости; разовое оказание медицинской помощи, а также оказание экстренной медико-психологической помощи; содействие в устройстве во временное жилье; оказание юридической помощи; иные срочные социальные услуги.
4.7.6 Социально-консультативная помощь направлена на адаптацию инвалидов в обществе, семье и быту и обеспечивается муниципальными центрами социального обслуживания населения.
4.7.7 Социальное (включая социально-медицинское) обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной среде в целях поддержания их социального статуса, качества жизни, защиты их законных прав и интересов. Обслуживание на дому обеспечивается соответствующими отделениями, которые создаются в муниципальных центрах социального обслуживания или при местных органах социальной защиты населения.
В их функции входят: организация питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, включая сопровождение в медицинские учреждения различных уровней; другие надомные услуги, в том числе содействие в организации обеспечения топливом, водой и т.п.
4.8.1 В зависимости от социально-экономических условий и местных особенностей для разработки этой части целевой программы могут быть рекомендованы следующие возможные варианты организации транспортного обслуживания инвалидов в пределах города:
а) обеспечение всех инвалидов или семей с такими инвалидами, физические и эргономические особенности которых не позволяют им пользоваться обычными средствами пассажирского транспорта, приспособленными для них средствами индивидуального транспорта. При этом совершенно не обязательно вносить существенные изменения в систему организации городского общественного пассажирского транспорта;
б) организация системы транспортного обслуживания инвалидов по аналогии с общественным обслуживанием на основе использования специально приспособленных для перевозки инвалидов транспортных средств, к примеру, специально оборудованных для этого автобусов или микроавтобусов, которые двигаются по определенным маршрутам в соответствии с жестким расписанием. Такие маршруты могут устанавливаться на основе предпочтительных трасс передвижения инвалидов, которые определяются при участии органов социальной защиты населения и с учетом мнений общественных объединений инвалидов;
в) организация специальных (дублирующих) маршрутов движения приспособленных для перевозки инвалидов автобусов или микроавтобусов параллельно с обычными видами транспорта (трамваями, троллейбусами, линиями метрополитена и пр.);
г) создание специальных транспортных служб, обеспечивающих перевозку инвалидов на оборудованных для этого автомашинах или автобусах по предварительному заказу или вызову;
4.8.2 Выбор той или иной схемы внутригородского транспортного обслуживания инвалидов должен основываться на экономической целесообразности с учетом форм собственности транспортных предприятий, особенностей расселения инвалидов и их предпочтений в маршрутах передвижения. Это не означает, что практически все транспортные средства, особенно на начальных этапах совершенствования систем пассажирского транспорта, должны быть доступны для инвалидов. Последующие развитие и совершенствование системы внутригородского транспортного обслуживания инвалидов может идти постепенно, по мере выявления реальных потребностей инвалидов, с одной стороны, и насыщения парка специализированным пассажирским транспортом - с другой.
4.9.1 В этом разделе целевой программы важное место должно быть отведено повышению требовательности местных органов социальной защиты населения к социальной ориентированности в деятельности местных органов власти и управления, организаций и учреждений, от которых зависит формирование среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов.
В этих целях органам социальной защиты населения необходимо на основе взаимодействия с местными органами архитектуры и градостроительства, с другими заинтересованными организациями, а также с учетом мнений местных общественных объединений инвалидов и на основе имеющихся у них статистических и аналитических материалов оперативно влиять на происходящие в городе процессы преобразования среды жизнедеятельности, участвовать в организации и проведении анализа и контроля за выполнением программных мероприятий и в зависимости от изменений социально-экономической ситуации своевременно вносить необходимые коррективы в эту программу.
4.9.2 Для каждого мероприятия, включенного в программу, должны быть установлены конкретный срок и соответствующее конкретное должностное лицо, ответственное за его выполнение. Рекомендуется, чтобы о содержании программы были проинформированы общественные организации инвалидов, а также население через местные средства массовой информации. Желательно, чтобы не реже двух раз в год проводился публичный отчет о выполнении мероприятий и этапов программы перед общественностью.
4.9.3 Главным результатом реализации целевой программы по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности следует считать возможность достижения значительного социального эффекта, связанного как с улучшением качества жизни инвалидов, так и с повышением общего уровня комфорта городской среды для всех граждан, а также определенного экономического эффекта, обусловленного повышением независимости инвалидов, их возвратом к труду, снижением нагрузки на активную часть населения.