(Действующий) РДС 35-201-99 Порядок реализации требований доступности для инвалидов...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Выпуск 14 "Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи"
Выпуск 19 "Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения"
Выпуск 20 "Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий"

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 В зависимости от местных особенностей и социально-экономических условий при разработке целевых программ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности могут использоваться различные методики, а также вноситься в предлагаемые состав и содержание целевых программ необходимые изменения, не противоречащие при этом основным направлениям, целям и задачам, определенным Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" и статьями 14 и 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
1.2 Целевая программа по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности разрабатывается для каждого субъекта Российской Федерации, каждой его территориальной единицы, каждого города, городского района (префектуры), поселка городского типа и иных поселений.
1.3 Целевая программа города, городского района, поселка городского типа и иных поселений должна содержать мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов всех объектов социальной инфраструктуры (зданий и сооружений жилищно-гражданского и производственного назначения, включая предприятия и системы транспортного и информационного обслуживания) в пределах территории, подведомственной местным органам власти и управления.
1.4 Целевая программа субъекта Российской Федерации по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, в отличие от программ, указанных в предыдущем абзаце, должна содержать мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также пассажирского обслуживания инвалидов междугородным транспортом и другие мероприятия, входящие в компетенцию субъекта Российской Федерации.
1.5 Мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры финансируются за счет средств соответствующих бюджетов (субъекта Российской Федерации, города, городского района, поселка городского типа или иного поселения), а также внебюджетных источников и средств юридических и физических лиц, владеющих на правах аренды или собственности объектами социальной инфраструктуры.

2 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

2.1 Цели и важнейшие направления государственной политики в обеспечении инвалидам равных со всеми гражданами возможностей в пользовании жилыми и общественными зданиями, трудоустройстве, получении образования и услуг социально-бытовых и культурных учреждений посредством создания условий доступности ко всем сферам общественной жизни определены Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" и закреплены в статьях 14 и 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Установленные в этих актах требования к проведению конкретных мероприятий по приспособлению среды к потребностям инвалидов относятся к проектированию и строительству новых зданий и сооружений, а также к тем из них, в которых в силу различных обстоятельств проводятся или будут проводиться работы по реконструкции, капитальному ремонту либо переоборудованию.
2.2 Целевая программа должна основываться на генеральном и перспективном планах развития города и отдельных его районов, поселка городского типа или сельского поселения, учитывать предполагаемые и возможные варианты развития социальной инфраструктуры путем застройки новых территорий и реконструкции сложившихся жилых и промышленных районов, строительства новых и реконструкции действующих зданий и сооружений.
2.3 Конечная цель программы состоит в создании средствами архитектуры и градостроительства условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры, получении полноценного образования, реализации своего творческого и профессионального потенциала, всестороннего развития личности и активного участия в общественной жизни.
2.4 При разработке и реализации целевых программ формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на текущий и ближайший (2-3 года) периоды следует особое внимание уделять совмещению мероприятий, направленных на создание для инвалидов условий доступности объектов социальной инфраструктуры с проведением плановых и планово-предупредительных ремонтных работ по благоустройству территорий, пешеходных и транспортных коммуникаций, переоборудованию зданий, сооружений и их помещений общественного назначения вне зависимости от форм собственности.
2.5 Территориальным органам социальной защиты населения рекомендуется совместно с органами архитектуры и градостроительства, а также другими заинтересованными организациями, уполномоченными на то органами исполнительной власти и управления и с учетом мнения общественных объединений инвалидов и имеющихся у них статистических и аналитических материалов, а при необходимости и в зависимости от изменений социально-экономической ситуации корректировать перспективные целевые программы формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, своевременно представлять предложения по корректировке этих программ местным органам исполнительной и законодательной власти, а также регулярно контролировать исполнение мероприятий, предусмотренных целевыми программами, при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
2.6 Принципиальные подходы к решению проблем реабилитации городской среды с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения основаны на том, что те параметры и требования, которые обеспечивают инвалидам условия доступности, не только создают возможность для удовлетворения потребностей представителей групп населения с ограниченными возможностями, но и способствуют реальному повышению общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для всех групп населения.
2.7 Важнейшими критериями доступности для инвалида среды в целом и отдельных ее элементов, в частности, являются, с одной стороны, уровень ограничений жизнедеятельности, выражающийся степенью способности инвалида к самообслуживанию, самостоятельному либо с помощью других лиц передвижению, общению, контролю своего поведения, обучению и трудовой деятельности, с другой стороны - способность среды адаптироваться к возможностям и потребностям жизнедеятельности инвалида.
При разработке целевой программы каждое учреждение социальной защиты населения должно иметь необходимый для работы комплект соответствующих нормативных документов и методических материалов, разработанных Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстроем России) и Министерством труда и социального развития Российской Федерации (Минтруда России), обязательных для руководства и рекомендованных к применению и использованию в повседневной деятельности при работе по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

3 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

3.1 Целевая программа строится по принципу поэтапного переоборудования (преобразования) всей среды жизнедеятельности с учетом максимального использования реальных возможностей каждого из этапов. При этом возможно и желательно выделение в программе самостоятельных разделов и подразделов, содержащих мероприятия по строительству и реконструкции соответственно.
3.2 Для рациональной организации работ рекомендуется формировать целевую программу по тематическим разделам, а при необходимости и по подразделам, группируя в них соответствующие по направлениям деятельности мероприятия, последовательность реализации которых должна определяться по этапам с указанием конкретных сроков выполнения каждого из мероприятий и конкретных должностных лиц, ответственных за их реализацию.
3.3 Разделы мероприятий программы:
1. Строительство новых объектов в условиях реконструкции и развития городской инфраструктуры
2. Реконструктивные мероприятия. Пешеходные пути
3. Жилище
4. Здания и сооружения общественного назначения
5. Здания учреждений органов власти и управления
6. Специализированные учреждения для инвалидов
7. Организация рабочих мест для инвалидов
8. Системы внутригородского транспортного пассажирского обслуживания инвалидов
9. Координация и контроль за ходом выполнения программных мероприятий
3.4 Каждый этап программы должен соответствовать определенному направлению и периоду деятельности (кварталу, полугодию, году и т.п.) в зависимости от полноты имеющейся информации, наличия соответствующих материально-технических и финансовых ресурсов, проводимых на подведомственной территории сопутствующих мероприятий, например, в области совершенствования медицинского обслуживания населения, общего, среднего, специального и высшего образования, развития системы учреждений социальной защиты населения и т.п.
3.5 Мероприятия программы рекомендуется определять и формировать исходя из учета планируемых на ближайшие периоды работ по проектированию и строительству новых зданий и сооружений, ремонту или реконструкции действующих объектов, обновлению, ремонту или укладке нового полотна проезжей части улиц и тротуаров, а также других ремонтно-восстановительных работ, большая часть которых может быть совмещена с мероприятиями по обеспечению условий доступности для инвалидов, что позволит существенно сократить расходы материально-технических и финансовых ресурсов при реализации программных мероприятий.
3.6 Особого внимания и соответственно возможного выделения в самостоятельный подраздел программы требует решение проблем реконструкции и ремонта памятников архитектуры и народного зодчества, культовых зданий, к которым также должна быть обеспечена доступность инвалидов. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что подобные работы могут производиться в пределах, позволяющих в наибольшей степени сохранить первозданный облик либо архитектурно-художественные достоинства объекта.
3.7 Рекомендуется оформлять мероприятия целевой программы в табличной форме, в которой указываются собственно мероприятие и его содержание с указанием возможного совмещения работ с работами по планируемому строительству, реконструкции или ремонту того или иного объекта. Рекомендуется указать организацию, ответственную за выполнение мероприятия, планируемые сроки завершения работ или этапов работ, предполагаемую стоимость работ по мероприятию, источник финансирования, а также конкретное должностное лицо, ответственное за контроль над выполнением мероприятия.

4 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ МЕРОПРИЯТИЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

4.1 Строительство новых объектов и развитие городской инфраструктуры
4.1.1 Важнейшее и обязательное требование, которым рекомендуется руководствоваться при разработке мероприятий целевой программы развития каждого города, его района, жилого района либо микрорайона, а также городских и сельских поселений всех типов, заключается в том, что все проектируемое и планируемое строительство новых жилых, общественных и производственных зданий должно вестись с точным и неукоснительным соблюдением требований действующих нормативных документов в области строительства, особенно в части обеспечения условий доступности для инвалидов.
При проектировании и строительстве индивидуальных жилых домов, возводимых на правах частной собственности, вопросы обеспечения доступности их для инвалидов могут решаться по усмотрению заказчика (застройщика).
4.1.2 При этом предлагается исходить из того, что на создание условий, удовлетворяющих потребности инвалидов, при застройке и благоустройстве новых жилых районов и микрорайонов, в процессе строительства новых зданий и сооружений, при устройстве новых тротуаров и пешеходных переходов через проезжую часть вновь прокладываемых улиц требуется значительно меньше материальных и финансовых ресурсов, чем при последующей модернизации и переустройстве уже сложившейся среды.
4.2 Реконструктивные мероприятия в городе. Пешеходные пути
4.2.1 Важнейшим аспектом решения проблемы реконструкции (реабилитации) городской среды в связи с потребностями инвалидов должно стать, прежде всего, поэлементное ее приспособление и постепенное переустройство в масштабах, зависящих от сложившихся в каждый конкретный момент условий и особенностей города.
4.2.2 В качестве первоочередных мероприятий этой части программы должно стать использование регулярно проводимых в городе работ по ремонту полотна и покрытий дорог и тротуаров, в процессе которых возможно и необходимо создание доступных для инвалидов пешеходных путей.
4.2.3 Реконструкция тротуаров и проезжей части улиц может и должна производиться участками и постепенно в процессе планового или вынужденного ремонта дорожного покрытия, но обязательно в соответствии с действующими нормативными документами, рекомендуемыми чертежами и пособиями. Предлагаемый способ организации работ по приспособлению пешеходной части улиц к потребностям инвалидов не требует выделения каких-либо дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов. Так, шаг за шагом, на каждом из этапов программы и без грандиозных мероприятий, действительно требующих больших капиталовложений, можно в течение достаточно ограниченного периода преобразовать всю пешеходно-транспортную сеть города и приспособить ее к потребностям инвалидов.
4.2.4 Таким же способом, постепенно и по мере проведения ремонтных работ рекомендуется предусматривать мероприятия по облагораживанию пешеходных путей и в дальнейшем, на каждом из последующих этапов преобразования городской среды.
4.3 Жилище
4.3.1 В основу разработки мероприятий этого раздела целевой программы должно быть положено соблюдение закрепленного Конституцией Российской Федерации права каждого гражданина, не исключая инвалида, на свободный и самостоятельный выбор места и способа проживания. Поэтому при формировании этой части целевой программы предлагается исходить из действительных условий проживания инвалидов с учетом реальных их предпочтений в выборе типа жилища. Программные мероприятия в этом случае целесообразно строить (и по мере необходимости корректировать в дальнейшем) на основе складывающихся социально-экономических условий и форм совершенствования системы специализированных учреждений социальной защиты населения.