(Действующий) СП 31-102-99 Требования доступности общественных зданий и сооружений...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Выпуск 7. Часть 1 "Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов"
Выпуск 10 "Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно-профилактические: поликлиники, амбулатории, аптеки"
Выпуск 12 "Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения"
Выпуск 13 "Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения"
Выпуск 14 "Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи"
Выпуск 19 "Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения"
______________
* Текст соответствует оригиналу. Вероятно следует читать "Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения". Примечание "КОДЕКС".

3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1 Термины, применяемые в тексте, и их определения приведены в приложении Б.

4 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 К объектам нормирования архитектурной среды для маломобильных лиц в общественных зданиях и сооружениях следует относить:
благоустройство и озеленение участка;
объемные элементы входов и выступающих частей;
планировочное решение, в том числе коммуникационные пути;
планировку групп помещений и отдельных помещений;
устройство мест обслуживания и мест отдыха;
устройство и планировку мест сопутствующего обслуживания.
4.2 Основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания). При этом препятствие может иметь не только физическую или пространственную форму, но и информационную или психологическую, что связано с недопустимой потерей времени.
4.3 Для всех объектов проектирования устанавливаются общие требования, изложенные в части 2 настоящего Свода правил.
В случае когда функциональное назначение общественных зданий нуждается в их уточнении, развитии и расширении, в части 3 документа в соответствующих разделах приводятся такие требования.
4.4 Положения Свода правил допускают возможность выбора вариантов проектных решений исходя из комплекса требований, предъявляемых к объекту с целью обеспечения доступа к нему и использования его маломобильными гражданами.
В зависимости от проектной доли маломобильных посетителей, от финансовых возможностей заказчика и функциональной структуры учреждения обслуживания рекомендуется применять один из двух вариантов форм обслуживания (не учитывая обслуживания на дому):
вариант "А" - доступность любого места обслуживания для инвалидов; следует предусматривать устройство общих универсальных путей движения для здоровых, инвалидов и маломобильных лиц и приспособление для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания из состава общего числа таких мест;
вариант "Б" - выделение в уровне входной площадки специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов; следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья.
Если к объекту проектирования могут быть применены в зависимости от принятого варианта формы обслуживания различные требования, то после указания номера и перед текстом нормативного положения указывается индекс варианта проектного решения - "А" или "Б".

5 НАПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ

5.1 Проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качеств архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.
По степени значимости критерии имеют следующий порядок приоритетов:
1) доступность, 2) безопасность, 3) информативность, 4) комфортность (удобство).
5.2 Критерий доступности содержит требования:
возможности беспрепятственно достигнуть места обслуживания и воспользоваться предоставленным обслуживанием;
беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;
возможности своевременно воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.
5.3 Под безопасностью понимается возможность посещения места обслуживания без риска быть травмированным каким-либо образом или причинить вред своему имуществу или нанести вред другим людям, зданию или сооружению, оборудованию.
Основными требованиями критерия безопасности являются:
возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий;
возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;
избежание плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;
предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;
исключение ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска.
5.4 Информативность обеспечивает возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее.
Требования критерия информативности включают в себя:
своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;
точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;
использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;
возможность эффективной ориентации посетителя как в светлое, так и в темное время суток;
сокращение времени и усилий на получение необходимой информации;
возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию.
Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать: