(Действующий) СП 31-102-99 Требования доступности общественных зданий и сооружений...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
в составе физкультурно-оздоровительного центра муниципального района - универсальный зал, один из специализированных залов, одну из физкультурно-оздоровительных ванн бассейна;
в составе комплекса физкультурно-рекреационных сооружений:
1-2 помещения для физкультурно-оздоровительных занятий;
специализированные залы для игр инвалидов в составе районных сооружений.
15.11 Размеры и варианты использования инвалидами крытых физкультурно-спортивных сооружений массового типа следует принимать по "Рекомендациям по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения", выпуски 12 и 13 (Москва, 1997).
15.12 Рекомендуется обеспечивать доступность для инвалидов во все вспомогательные помещения (кроме административно-служебных и технических) в учебно-тренировочных и физкультурно-спортивных сооружениях: входные и рекреационные помещения (вестибюли, гардеробы, зоны отдыха, буфеты), блоки раздевальных, душевых и санузлов, тренерские и учебно-методические помещения, медико-реабилитационные помещения (медицинские комнаты, сауны, массажные и др.).
15.13 Места для переодевания инвалидов могут быть предусмотрены:
при варианте "А" - общими;
при варианте "Б" - в индивидуальных кабинах или в "семейных раздевальных" (отдельных раздевальных для инвалидов с сопровождающими).
Площадь раздевальных с учетом возможности посещения инвалидами рекомендуется принимать:
на 1 занимающегося в залах - не менее 3,8 м, на 1 занимающегося в бассейнах с залом подготовительных занятий - 4,5 м (для общих раздевальных);
в раздевальных с хранением одежды в отдельном помещении гардеробной - 2,1 м, для индивидуальных кабин - 4-5 м;
в семейных раздевальных для инвалидов с сопровождением - 6-8 м.
Удельные показатели площади включают места для переодевания, шкафы для хранения домашней одежды в общих раздевальных, мойки для ног.
15.14 Специальные требования к основным и вспомогательным помещениям с учетом посетителей-инвалидов приведены в таблице 15.1.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

15.15 Демонстрационные спортивные сооружения, функционирующие в учебно-тренировочном режиме более 60% времени, рекомендуется рассчитывать на совместное использование инвалидами и здоровыми посетителями. Следует рассматривать их как один из элементов единой системы физкультурно-спортивных сооружений.
15.16 Все основные и дополнительные элементы спортивных зданий и сооружений должны быть доступны для маломобильных посетителей.
15.17 Требования к проектированию тренировочных залов и вспомогательных помещений даны в таблице 15.1, к размещению инвалидов на трибунах - в таблице 15.2.
Объект


Требования по критериям



  

доступности


безопасности


информативности



комфортности


1


2


3


4


5


1 Места для зрителей на трибунах

2.1 Места для инвалидов на стадионах следует предусматривать как на трибунах, так и перед трибунами на уровне спортивного ядра (на части площадей для судей, запасных игроков и т.д.)

2.2 Места для инвалидов в спортивно-зрелищных залах следует предусматривать как на трибунах, так и в партере

2.3 Если первый ряд приподнят над хоккейной ареной, необходимо предусматривать пандус. Глубина ряда должна быть не менее 1,4 м

2.4 При расположении мест для инвалидов на горизонтальном участке пола в первом ряду ширина продольного прохода должна быть не менее 1,2 м

2.5 При выделении зоны для инвалидов в последнем ряду зрительских мест ее глубину принимают не менее 1,7 м (два ряда)

2.6 (Б) При размещении инвалидов в ложе следует предусматривать лифт с уровня вестибюля
     

3.1 Места для инвалидов следует располагать вблизи эвакуационных выходов

3.2 В одном месте не следует располагать более трех инвалидов в креслах-колясках

3.3 На трибунах при уклоне более 5% не рекомендуется предусматривать места для инвалидов

3.4 Места для инвалидов, располагаемые на уровне арены, располагать только за пределами зон безопасности

3.5 Места для инвалидов в первых рядах у выходов или вблизи эвакуационных люков не должны сужать ширины прохода, необходимой по расчету путей эвакуации

3.6 Места, выделенные для размещения инвалидов на креслах-колясках, следует огораживать барьером


4.1 При расположении в партере на плоском полу мест для инвалидов на креслах-колясках два места следующего за ним ряда не используются либо делаются съемными

4.2 На трибунах следует предусматривать не менее 3 мест для подключения индивидуальных слуховых аппаратов, связанных со специальной акустической системой

4.3 Места для инвалидов должны располагаться в зоне прямой видимости светоинфор-
мационного табло

4.4 При использовании в зале затемнения пандусы и ступени должны иметь подсветку



5.1 Места для инвалидов, размещаемые на открытых трибунах, следует защищать от атмосферных осадков

5.2 Наиболее предпочти-
тельные зоны для расположения мест инвалидов в спортивно- зрелищных залах:

в первом ряду;

у продольного прохода в зале на уровне фойе;

в последнем ряду (удаленность от центра арены не более 34 м)

5.3 Не следует располагать места для инвалидов перед первым рядом трибун в залах с хоккейной ареной с бортами, препятствующими видимости

5.4 Рекомендуется размещение инвалидов в ложе, находящейся в зоне оптимальной видимости и имеющей самостоятельный эвакуационный выход



15.18 Количество мест для инвалидов на трибунах спортивно-зрелищных залов рекомендуется принимать из расчета 2% общей вместимости сооружений плюс 1 место на каждые 100 при вместимости свыше 1000 зрителей.
Минимальное количество мест на трибунах для инвалидов в креслах-колясках с сопровождающими их лицами должно быть не менее 4.

16 ЗДАНИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ И ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

БИБЛИОТЕКИ

16.1 На участках библиотек рекомендуется предусматривать озелененные территории, включающие площадки, которые необходимо оборудовать скамьями для чтения, навесами, перголами и другими малыми архитектурными формами, для чтения на открытом воздухе. Зону для чтения рекомендуется организовывать в стороне от улиц с транспортным движением.
16.2 Помещения библиотек следует располагать, как правило, в одном уровне, многоуровневое расположение допускается только для крупных библиотек.
16.3 Для маломобильных посетителей должен быть доступен блок обслуживания читателей. Требования к вспомогательным помещениям обслуживания даны в разделе 9 настоящего Свода правил, блок помещений, включающий кружковые комнаты и лекционные залы-аудитории, - в соответствии с требованиями подраздела "Клубы".
16.4 В зоне (зонах), где предполагается обслуживание инвалидов, необходимо обеспечить возможность получения всего объема информационных услуг: пользование автоматизированной системой каталога фондов библиотеки, получение необходимых справочно-библиографических данных на компьютере, получение данных о размещении и составе специализированных фондов (для слепых и слабовидящих).
16.5 Библиотечное обслуживание инвалидов рекомендуется осуществлять во всех типах библиотек. В зависимости от местных условий и принятого функционально-планировочного решения в библиотечной системе может быть предусмотрена различная организация обслуживания:
вариант "А" - обслуживание всех категорий посетителей во всех помещениях читательского блока;
вариант "Б" - обслуживание инвалидов в специально оборудованных отделах обычных библиотек с выделением самостоятельных путей движения и зон обслуживания.
16.6 Составы и площади помещений библиотек, доступных для маломобильных посетителей, рекомендуется определять в каждом случае индивидуально в зависимости от местных условий, от численности инвалидов всех категорий, проживающих в зоне обслуживания, от степени развитости каждого подразделения (объема фондов, характера и форм библиотечного обслуживания), степени оборудованности необходимыми функционально-технологическими элементами оборудования.
16.7 Площади помещений функциональных подразделений (зоны аванзала, зоны читального зала, зоны хранения открытого фонда и абонемента) рекомендуется определять как сумму площадей, занимаемых рабочими местами сотрудников-методистов с набором необходимых функционально-технологических элементов, рассчитанных на здоровых читателей и инвалидов (в том числе стеллажами выставки новых поступлений, каталожными шкафами с местами для работы, кафедрами выдачи литературы с подсобными фондами закрытого хранения), из расчета - 8 м на 1 читателя-инвалида.
16.8 Количество читательских мест, специально оборудованных и предназначенных для библиотечного обслуживания инвалидов всех категорий, следует определять на базе предпроектных решений и оно должно составлять не менее 5% общего числа читательских мест в библиотеках Централизованной библиотечной сети, в том числе для обслуживания инвалидов в креслах-колясках - не менее 4 специальных мест.
16.9 В отделениях городских библиотек для обслуживания читателей с ослабленным зрением рекомендуется выделять фонд не менее 2,5 тыс. экземпляров литературы со шрифтом Брайля.
16.10 Для обслуживания слепых и слабовидящих читателей, пользующихся специализированным книжным фондом, рекомендуется предусматривать либо специализированный отдел, либо выделять часть читального зала. Количество книжного фонда, выделяемого в общем фонде, определяется при этом из расчета не менее 10-12 специализированных экземпляров на 1 читателя. Количество мест для читателей-инвалидов рекомендуется предусматривать не менее 4.
16.11 Специализированные филиалы ЦБС для инвалидов могут быть организованы, как правило, один на систему, обслуживающую административный район крупных городов с проживанием в нем инвалидов общей численностью не менее 250 человек. Такие филиалы рекомендуется организовывать в пешеходной доступности от мест проживания большего числа инвалидов, например, в специальных жилых домах и других специализированных сооружениях для инвалидов и людей преклонного возраста.

МУЗЕИ И ВЫСТАВКИ

16.12 Все виды музеев должны быть доступны для всех категорий посетителей, включая инвалидов. Требования по доступности относятся к планировке как участка, так и здания с экспозицией.
16.13 При проектировании музеев следует применять, как правило, общие универсальные пути движения для здоровых и маломобильных лиц и приспособленные для их нужд помещения (решения по варианту "А").
В отдельных случаях, когда мемориальные и другие типы музеев невозможно адаптировать для посетителей-инвалидов (на креслах-колясках, слепых), следует создавать специальные экспозиционные зоны вне здания или помещения, дающие представление указанным категориям инвалидов о содержании основной экспозиции (по варианту "Б").
16.14 Следует обеспечить беспрепятственный доступ всех категорий посетителей в экспозиционную зону участка, которая является продолжением постоянной экспозиции здания под открытым небом: скульптур, архитектурных фрагментов, крупногабаритных экспонатов и т.д.
16.15 При наличии резких перепадов рельефа, ценных зеленых насаждений на участке возможно выделение только отдельной зоны, доступной для инвалидов.
16.16 Для посетителей-инвалидов рекомендуется обеспечивать доступность основных функциональных блоков музеев в соответствии с таблицей 16.1.
Функция


Место


Доступность для инвалидов



1


2


3


Содержание экспонатов:


  

  

показ

Экспозиционные и выставочные залы


Для всех групп

хранение

Фондохранилища и реставрационные мастерские


В исключительных случаях

изучение

Рабочие комнаты

Желательно оборудование специальных комнат


Обслуживание посетителей:


  

  

прием

Вестибюль, кино-лекционный зал, кружковые комнаты


Для всех групп

показ

Экспозиционные и выставочные залы


То же

информация

Информационные службы, библиотека

Специальное оборудование и подготовка музейного персонала по приему инвалидов


16.17 Проектные требования, предъявляемые к зонам постоянной экспозиции (зальным помещениям) музеев, приведены в таблице 16.2.
Объект


Требования по критериям



  

доступности


безопасности


информативности



комфортности


1


2


3


4


5


1 Экспозиционная и выставочная зоны музеев и выставок

2.1 Для доступности объемных экспонатов посетителям с дефектами зрения их следует располагать на столе в центре зала

2.2 Для инвалидов в креслах-колясках требуется понижение высоты подвески плоскостных материалов с 1,56 до 1,25 м

2.3 Навесная витрина должна находиться на высоте, доступной для визуального восприятия с кресла-коляски (низ на отметке не более 0,85 м от уровня пола)

2.4 Горизонтальная витрина должна иметь под собой пространство для подъезда инвалида в кресле-коляске



3.1 Следует ограждать выступающие и свободно стоящие предметы

3.2 Для инвалидов с дефектами зрения вокруг экспозиционного стола следует предусмотреть предупреди-
тельную фактурную цветную полосу шириной 0,9 м в уровне пола

3.3 У витрин на высоте 0,8 м необходимо устройство горизонтального поручня со скругленными углами



4.1 В оборудование экспозиций необходимо включать разнообразные аудио- визуальные средства, облегчающие инвалидам осмотр и усвоение представленного материала

4.2 На несколько экспонатов (3-4) монтируется вывод наушников для получения информации об этих предметах



5.1 Экспонаты следует располагать на вращающихся подставках с табличками на шрифте Брайля.

Часть экспонатов желательно представлять в виде слепков, допуская их ощупывание

5.2 Для посетителей с ослабленным зрением этикетки экспонатов рекомендуется выполнять объемными

5.3 При подсветке экспонатов необходимо устройство комбинированного (местного и общего) освещения для компенсации недостатка в нем у инвалидов с дефектами зрения

5.4 В нижней части экспозиции рекомендуется повышать уровень освещенности


16.18 С учетом потребностей посетителей-инвалидов для музеев с выставочной площадью до 2 тыс. м рекомендуется расположение экспозиции в одном уровне.
16.19 Зону постоянной экспозиции рекомендуется создавать с анфиладным или кольцевым маршрутом движения. Тупиковая планировка нежелательна.
16.20 Пандусы следует использовать для организации последовательного движения и одновременного осмотра экспозиции.