Действующий
12.16 Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) учащегося-инвалида на кресле-коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
12.17 В обеденных залах общеобразовательных учреждений в зонах для учащихся-инвалидов стулья рекомендуется крепить стационарно.
12.18 В общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования в составе медицинских помещений кроме медицинского и процедурного кабинетов рекомендуется предусматривать расширенный состав медицинских помещений, в том числе в расчете на медицинскую и психологическую реабилитацию учащихся-инвалидов: кабинет психоневролога, залы или комнаты лечебной физкультуры, а также физиотерапевтический кабинет, кабинет массажа (гидромассажа), кабинет механотерапии. Набор перечисленных дополнительных помещений устанавливается заказчиком в задании на проектирование.
12.19 В туалетах один из писсуаров следует располагать на высоте не более 0,4 м от уровня пола и оборудовать его вертикальными поручнями с двух сторон.
Одна из раковин в помещении умывальной в общеобразовательных учреждениях должна крепиться на высоте 0,65 м от пола.
13.1 Требования доступности рекомендуется распространять на все виды и типы зданий и помещений учреждений и организаций, связанных с приемом (обслуживанием) населения и размещаемых в зданиях с кабинетно-офисной структурой. К ним относятся:
административные организации - комитеты, управления, департаменты и их подразделения, в том числе органы социальной защиты населения, управления защиты прав потребителя, а также префектуры, муниципалитеты и т.п.;
судебно-правовые учреждения - главным образом, юридические бюро и консультации, адвокатские коллегии, нотариальные конторы, страховые фирмы и фонды;
организации по трудоустройству - федеральные службы, управления и центры занятости, агентства по трудоустройству.
13.2. Общие требования к доступности основных групп помещений, где происходит прием маломобильных посетителей:
обязательное наличие справочно-информационной службы; возможное совмещение справочно-информационной службы и кабинета дежурного приема (вариант "Б");
при наличии помещений коллективного использования (конференц-залов, залов совещаний и т.п.) желательно их размещение не выше второго уровня (этажа).
13.3 Во всех видах учреждений целесообразно выделение части помещений, зон или мест для специализированного обслуживания маломобильных категорий посетителей, включая инвалидов (в том числе инвалидов на креслах-колясках), по варианту "Б".
13.4 Зону (помещение) справочно-информационной службы следует размещать в непосредственной и удобной близости от входа в здание. При ее островном размещении в вестибюле рекомендуется предусматривать периметральную буферную зону (полосу) шириной не менее 0,5 м, примыкающую к основному пути движения.
13.5 Кабинет дежурного приема размещается в уровне входа с непосредственным примыканием к вестибюлю совместно с зоной отдыха и ожидания. Рекомендуется выделение объекта архитектурно-дизайнерскими средствами, облегчающими его поиск. Кабинет оснащается информационными средствами, гарантирующими полный объем информации о видах и форме услуг, режиме работы и размещении мест обслуживания.
13.6 В зданиях органов социальной защиты, кроме помещений общего назначения, рекомендуется обеспечивать доступность для маломобильных посетителей в следующие помещения:
кабинеты сотрудников, ведущих прием посетителей в отделах назначения и перерасчета пенсий, выплат и социально-бытового обслуживания;
13.7 В группе судебных, юридических учреждений и прокуратуры требования доступности распространяются, главным образом, на юридические консультации и нотариальные конторы (как учреждения открытого доступа). Минимальный размер площади помещения (кабинета или кабины) для индивидуального приема (на одно рабочее место) рекомендуется принимать 12 м.
13.8 Для зданий судов и прокуратуры с вероятностным (гипотетическим) присутствием маломобильных категорий в качестве публики целесообразно соблюдение общих рекомендательных требований части 2 настоящего Свода правил.
13.9 Основными видами организаций, осуществляющих управление, эксплуатацию и ремонт жилищного фонда, а также являющихся объектами возможного посещения маломобильными категориями обслуживаемых жителей, являются: дирекции единого заказчика (ДЕЗ) и ремонтно-эксплуатационные управления (РЭУ), службы энерго-, газообеспечения, телефонной, радиотелефонной (сотовой) связи частного обслуживания. Специфической особенностью зданий данных учреждений является наличие помещений коллективного приема (т.е. возможного единовременного обслуживания индивидуально на нескольких рабочих местах).
13.10 При наличии операционных залов в зданиях коммунальных служб, а также налоговых инспекций, учреждений страхования и трудоустройства, муниципалитетах, префектурах требования к ним принимаются в соответствии с разделом 21.
13.11 Площадь помещения приема посетителей на два рабочих места (места обслуживания) рекомендуется принимать не менее 18 м (одно место предназначено для обслуживания инвалида на кресле-коляске).
13.12 В случае продольного (вдоль светового фронта) решения блока помещений, состоящего из двух кабинетов, к примеру, руководителей учреждения, разделенных общей приемной, желательно:
симметричное от входа размещение дверей смежных помещений (т.е. прямолинейность сквозного прохода в кабинеты);
13.13 В вестибюле рекомендуется предусматривать зону обслуживающих автоматов и резервную площадь для киосков.
13.14 В помещениях приема на несколько мест обслуживания рекомендуется делать доступными для маломобильных посетителей:
14.1 Доступными для маломобильных групп населения должны быть здания лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), в которых непосредственно оказывается медицинская помощь. К ним относятся:
учреждения, предназначенные для стационарного пребывания больных, в том числе инвалидов и других маломобильных лиц, - стационары (больницы и диспансеры) различного уровня обслуживания (от сельских до республиканских), различного профиля (многопрофильные, психиатрические, кардиологические, восстановительного лечения и др.);
учреждения, которые посещаются населением, в том числе инвалидами, - амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники, диспансеры и центры) различного уровня обслуживания (от сельских до республиканских), различного профиля (многопрофильные, стоматологические, физиотерапевтические, семейные и др.) и различного назначения (базовые, консультационно-диагностические и др.).
14.2 Приспособлению для маломобильных лиц не подлежат подразделения и помещения ЛПУ, не предназначенные для пребывания больных или посетителей (внутрибольничные аптеки, клинико-диагностические лаборатории, пищеблоки и др.), а также подразделения и помещения, в которые больные доставляются на каталках (функциональных кроватях), - операционные и акушерские блоки, отделения реанимации и т.п.
14.3 Требования к медицинским подразделениям санаториев и домов отдыха аналогичны требованиям к лечебно-диагностическим и восстановительным подразделениям стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений.