(Действующий) СП 31-102-99 Требования доступности общественных зданий и сооружений...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Виды заболеваний и количество мест следует устанавливать заданием на проектирование в соответствии со спецификой учебного заведения. При отсутствии этих требований в каждом учебном помещении на один ученический класс или группу учащихся следует в среднем предусматривать возможность оборудовать 1-2 места для учащихся-инвалидов по каждому виду нарушений - опорно-двигательного аппарата (ОДА), слуха и зрения.
12.7 При выделении ученических мест для учащихся с нарушением слуха, зрения и с нарушением психического развития расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м.
12.8 В общем случае в стандартном классном помещении с параметрами 6х9 м достаточно первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для учащихся с нарушением зрения и слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске, - выделить 1-2 первых стола в ряду у дверного проема.
При замене двухместных столов на одноместные уже будут соблюдены требуемые параметры проходов между столами для инвалидов в креслах-колясках, между столами и стеной, проходов к входной двери и доске.
12.9 Требования доступности при проектировании относятся:
к габаритам дверных проемов входов в помещения, к организации безбарьерного маршрута (с учетом проезда, разъезда и разворота кресла-коляски), соединяющего вход в учебное помещение, безбарьерную зону специальных ученических мест, место у доски или кафедры, зону у демонстрационных стендов, стеллажей с наглядными пособиями и методическими материалами;
к специальному (компенсирующему) оборудованию специальных ученических мест;
к системам индивидуального вспоможения при передвижении и фиксировании тела при сидении;
к дополнительному инженерному оборудованию и возможности управления им (естественное и искусственное освещение, воздухообмен, системы информации и связи).
12.10 Для учащихся с легким нарушением психического развития, с сердечно-сосудистой недостаточностью в учебных помещениях, читальных залах библиотек, в зоне приготовления уроков в группе продленного дня рекомендуется предусматривать полузамкнутые рабочие места-кабины (с боковыми бортиками и экранами у стола, высокими спинками сидений, с бортиками-ограждениями по бокам и сзади и т.п.), что создает для этих учащихся более спокойную обстановку, помогает регулировать психологическую дистанцию с окружающими.

ПРОЧИЕ ПОМЕЩЕНИЯ

12.11 В актовых залах образовательных учреждений следует предусматривать места для инвалидов-колясочников из расчета: в зале на 50-150 мест - 3-5 мест; в зале на 150-300 мест - 5-7 мест; в зале на 300-500 мест - 7-10 мест; в зале на 500-800 мест - 10-15 мест.
Места для учащихся-инвалидов с нарушениями ОДА следует предусматривать на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам, и в одном уровне с входом в актовый зал. Для учащихся начальных классов, передвигающихся в инвалидных креслах-колясках, места в актовых залах следует предусматривать в первом ряду перед сценой (ареной, подиумом и т.п.).
12.12 Часть обычных кресел в зале рекомендуется оборудовать специальными фиксирующими и опорными приспособлениями. Эти кресла из числа остальных следует выделить цветом, а в рядах напротив них поместить соответствующие визуальные указатели.
12.13 В фойе перед актовым залом следует предусматривать непроходную зону отдыха и ожидания для учащихся-инвалидов. Дополнительная площадь зоны отдыха в учреждениях общего образования - не менее чем на 3 учащихся (зона на 1 учащегося - 1,2х1,8 м); в профессиональных учебных заведениях - на 50% специализированных мест для учащихся-инвалидов в актовом зале.
12.14 В читальном зале библиотеки образовательного учреждения не менее 5% читальных мест следует оборудовать с учетом доступа учащихся-инвалидов. С этой целью в читальном зале следует предусматривать обособленные непроходные зоны для размещения специальных рабочих мест: для учащихся-инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках и использующих иные индивидуальные средства реабилитации при ходьбе, и отдельно - для учащихся с ослабленным зрением.
12.15 Места в читальном зале для учащихся-инвалидов рекомендуется предусматривать в виде изолированных барьерами индивидуальных полукабин.
Часть стойки-барьера выдачи книг в абонементе в общеобразовательных учреждениях рекомендуется устраивать высотой не более 0,65 м.
12.16 Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) учащегося-инвалида на кресле-коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
12.17 В обеденных залах общеобразовательных учреждений в зонах для учащихся-инвалидов стулья рекомендуется крепить стационарно.
12.18 В общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования в составе медицинских помещений кроме медицинского и процедурного кабинетов рекомендуется предусматривать расширенный состав медицинских помещений, в том числе в расчете на медицинскую и психологическую реабилитацию учащихся-инвалидов: кабинет психоневролога, залы или комнаты лечебной физкультуры, а также физиотерапевтический кабинет, кабинет массажа (гидромассажа), кабинет механотерапии. Набор перечисленных дополнительных помещений устанавливается заказчиком в задании на проектирование.
12.19 В туалетах один из писсуаров следует располагать на высоте не более 0,4 м от уровня пола и оборудовать его вертикальными поручнями с двух сторон.
Одна из раковин в помещении умывальной в общеобразовательных учреждениях должна крепиться на высоте 0,65 м от пола.

13 ЗДАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ

13.1 Требования доступности рекомендуется распространять на все виды и типы зданий и помещений учреждений и организаций, связанных с приемом (обслуживанием) населения и размещаемых в зданиях с кабинетно-офисной структурой. К ним относятся:
административные организации - комитеты, управления, департаменты и их подразделения, в том числе органы социальной защиты населения, управления защиты прав потребителя, а также префектуры, муниципалитеты и т.п.;
судебно-правовые учреждения - главным образом, юридические бюро и консультации, адвокатские коллегии, нотариальные конторы, страховые фирмы и фонды;
коммунальные службы - ДЕЗ, РЭУ и т.д.;
налоговые инспекции и управления и отделы виз и регистрации (ОВиР);
организации по трудоустройству - федеральные службы, управления и центры занятости, агентства по трудоустройству.
13.2. Общие требования к доступности основных групп помещений, где происходит прием маломобильных посетителей:
предпочтительное размещение их в уровне входа;
обязательное наличие справочно-информационной службы; возможное совмещение справочно-информационной службы и кабинета дежурного приема (вариант "Б");
при наличии помещений коллективного использования (конференц-залов, залов совещаний и т.п.) желательно их размещение не выше второго уровня (этажа).
13.3 Во всех видах учреждений целесообразно выделение части помещений, зон или мест для специализированного обслуживания маломобильных категорий посетителей, включая инвалидов (в том числе инвалидов на креслах-колясках), по варианту "Б".
13.4 Зону (помещение) справочно-информационной службы следует размещать в непосредственной и удобной близости от входа в здание. При ее островном размещении в вестибюле рекомендуется предусматривать периметральную буферную зону (полосу) шириной не менее 0,5 м, примыкающую к основному пути движения.
13.5 Кабинет дежурного приема размещается в уровне входа с непосредственным примыканием к вестибюлю совместно с зоной отдыха и ожидания. Рекомендуется выделение объекта архитектурно-дизайнерскими средствами, облегчающими его поиск. Кабинет оснащается информационными средствами, гарантирующими полный объем информации о видах и форме услуг, режиме работы и размещении мест обслуживания.

ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

13.6 В зданиях органов социальной защиты, кроме помещений общего назначения, рекомендуется обеспечивать доступность для маломобильных посетителей в следующие помещения:
кабинет справочно-информационной службы;
кабинеты начальников (кабинет дежурного приема);
кабинеты сотрудников, ведущих прием посетителей в отделах назначения и перерасчета пенсий, выплат и социально-бытового обслуживания;
медицинский кабинет (при наличии);
кабинет юриста (при наличии).

ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ СУДЕБНО-ПРАВОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

13.7 В группе судебных, юридических учреждений и прокуратуры требования доступности распространяются, главным образом, на юридические консультации и нотариальные конторы (как учреждения открытого доступа). Минимальный размер площади помещения (кабинета или кабины) для индивидуального приема (на одно рабочее место) рекомендуется принимать 12 м.
13.8 Для зданий судов и прокуратуры с вероятностным (гипотетическим) присутствием маломобильных категорий в качестве публики целесообразно соблюдение общих рекомендательных требований части 2 настоящего Свода правил.

ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ СЛУЖБ

13.9 Основными видами организаций, осуществляющих управление, эксплуатацию и ремонт жилищного фонда, а также являющихся объектами возможного посещения маломобильными категориями обслуживаемых жителей, являются: дирекции единого заказчика (ДЕЗ) и ремонтно-эксплуатационные управления (РЭУ), службы энерго-, газообеспечения, телефонной, радиотелефонной (сотовой) связи частного обслуживания. Специфической особенностью зданий данных учреждений является наличие помещений коллективного приема (т.е. возможного единовременного обслуживания индивидуально на нескольких рабочих местах).
13.10 При наличии операционных залов в зданиях коммунальных служб, а также налоговых инспекций, учреждений страхования и трудоустройства, муниципалитетах, префектурах требования к ним принимаются в соответствии с разделом 21.