(Действующий) СП 31-102-99 Требования доступности общественных зданий и сооружений...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Рычаги управления, кнопки, вентили на устройствах для подачи холодной и горячей воды должны иметь различную форму или указывающую поверхность с рельефом или шрифтом Брайля и иметь контрастные различия в цвете.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ЗДАНИЙ

12 ЗДАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

12.1 Здания учреждений общего и профессионального образования, доступные для учащихся-инвалидов, должны обеспечивать:
в соответствии с объемом и качеством, определяемыми программами обучения, полноценную среду, позволяющую наравне с общим контингентом учащихся получить образование;
возможность максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод учащихся-инвалидов в общей среде со здоровыми учащимися;
меры, не нарушающие общие нормативные требования и уровень комфорта здоровых учащихся, а также архитектурное качество здания образовательного учреждения.
12.2 Учащиеся-инвалиды могут обучаться в учреждениях общего образования (школы, гимназии, лицеи) и учреждениях профессионального образования (профессионально-технические училища, колледжи, техникумы, высшие учебные заведения, а также учебные центры повышения квалификации), за исключением образовательных учреждений, имеющих ограничения органов образования, здравоохранения или соответствующих ведомств.
Требования доступности для инвалидов распространяются также на Центры профессиональной ориентации и переподготовки.
12.3 Общие требования к зданиям учебных заведений приведены в таблице 12.1.
Объект


Требования по критериям



  

доступности


безопасности


информативности



комфортности


1


2


3


4


5


1 Входы, общее коммуника-
ционно- рекреационное пространство здания



2.1 Подъем на площадку крыльца в учреждениях общего и начального профессионального образования - по пандусу, в учреждениях среднего и высшего профессиональ-
ного образования, в центрах переквалифика-
ции - по пандусу или с применением специального подъемника

2.2 Наличие не менее одного лифта для учащихся, передвигающихся в инвалидном кресле и с нарушениями сердечно-сосудистой и легочной системы

2.3 Если ширина коридора менее 1,8 м, рекомендуется предусматривать через каждые 10-15 м длины коридора, но не менее одного на коридор, карман глубиной 1,8 м, длиной - 3,0 м


3.1 Лифт для учащихся-инвалидов, передвигающихся в инвалидном кресле, в учреждениях общего образования, а также начального и среднего профессиональ-
ного образования должен предусмат-
риваться в специальном лифтовом холле с ограниченным доступом в него остальных учащихся



4.1 В вестибюлях учреждений образования следует предусматривать электронные часы и календарь

5.1 Поручни на ограждениях лестниц следует предусматривать на высоте 0,5 м (в блоке начальных классов); 0,7 и 0,9 м

5.2 Если лестницы крыльца проектируются без ограждения (с двух- или трехсторонним спуском), их следует оборудовать поручнями, крепящимися к фасадной поверхности или на отдельных опорах

5.3 Следует предусматривать зоны отдыха для учащихся-инвалидов: 3-4 места в каждой рекреации, 5-6 мест в гардеробе верхней одежды

5.4 Зоны переодевания учащихся-инвалидов в гардеробе должны размещаться в стороне от транзитных проходов и иметь специальное оборудование: поручни, скамьи шириной не менее 0,4 м, полки и крючки для сумок и одежды, места для сидения и переодевания. Вблизи следует предусматривать индивидуальные камеры хранения личных вещей и учебников

5.5 При входной группе помещений следует предусмат-
ривать телефоны-автоматы, другие устройства внешней и внутренней двусторонней связи.

Телефоны-автоматы следует крепить на высоте (до номеро-
набирателя) не выше 0,85 м



2 Основные учебные помещения



2.4 Все ученические места для учащихся-инвалидов следует оборудовать одноместными столами

2.5 Места для учащихся с нарушением зрения должны иметь свободный доступ с двух сторон

2.6 В учебных мастерских общеобразова-
тельных учреждений следует предусматривать 3 места по каждому профилю обучения для учащихся-инвалидов с нарушением ОДА

2.7 В мастерских профессиональ-
ных учебных заведений для учащихся, передвигающихся в инвалидном кресле-коляске, ширину свободного прохода, а также расстояние между станками следует принимать не менее 1,6 м



3.2 Стационарное крепление необходимо предусматривать для ученических, рабочих и обеденных столов, стульев, мольбертов, кроватей в спальнях и т.п. для учащихся с нарушением ОДА. Кровати в спальнях и ученические места в опытных лабораториях и практикумах должны оборудоваться опорными поручнями



4.2 Ученические места для учащихся-инвалидов должны размещаться идентично в однотипных учебных помещениях одного учебного учреждения

4.3 Зону специальных ученических мест в учебных помещениях следует выделять из общей площади помещений рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола

4.4 В многофункциональных помещениях (группа продленного дня, мастерские с разными видами деятельности, клубные и кружковые помещения и т.п.) следует предусматривать информационные указатели размещения функциональных зон по видам деятельности



5.6 В зоне специальных ученических мест для учащихся с нарушением ОДА и слепых следует предусматривать дополнительное пространство для хранения индивидуальных средств реабилитации при передвижении, личных индивидуальных средств компенсации, личных вещей

5.7 Ученические места для учащихся с нарушением слуха и зрения должны иметь дополнительное местное освещение рабочего места. В учебном помещении эти места следует располагать в первых рядах и у окна

5.8 Ученические места для учащихся с нарушением слуха (слабослышащих) должны иметь возможность оборудоваться электро-
акустическими приборами, индивидуальными наушниками, а в лекционных аудиториях учреждений профессионального образования еще и сурдотех-
нической аппаратурой.

5.9 Вдоль свободных участков стен в безбарьерной зоне учебного помещения рекомендуется предусматривать опорный поручень на высоте 0,5 и 0,7 м - в помещениях начальных классов; 0,7 и 0,9 м - для остального контингента учащихся

5.10 Диаметр поручня - 0,35-0,45 м для начальных классов и 0,45-0,55 м - для остального контингента учащихся



3 Залы для физкультурных занятий, бассейны, раздевальные, душевые


2.8 На площади спортивного зала или в отдельном помещении следует предусмотреть пространство (свободное или со специальными тренажерами) для занятий учащихся-инвалидов, не имеющих противопоказа-
ний к физкультурным занятиям



3.3 Раздевальная, душевая и туалет при физкультурном зале для учащихся-инвалидов с нарушениями ОДА должны предусмат-
риваться отдельным комплексом помещений с соответствующим оборудованием

3.4 В специальной зоне физкультурного зала или в специальном помещении для занятий учащихся-инвалидов общеобра-
зовательных учреждений следует предусматривать "мягкие стены" для защиты от травм


  

5.11. В образовательных учреждениях в раздевальных физкультурного зала и бассейнах для учащихся-инвалидов следует предусматривать изолированную раздевальную с душем и туалетом



12.4 Здания образовательных учреждений рекомендуется делать доступными для всех категорий обучаемых с нарушениями здоровья, кроме тех, для которых предусматриваются специальные реабилитационно-образовательные учреждения, сочетающие обучение с коррекцией и компенсацией недостатков развития.

УЧЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

12.5 Если в задании на проектирование не установлены ограничения, следует обеспечить возможность учащемуся-инвалиду учиться в составе любой учебной группы (ученического класса). Поэтому требованиям доступности должны отвечать все учебные помещения.
Виды заболеваний и количество мест следует устанавливать заданием на проектирование в соответствии со спецификой учебного заведения. При отсутствии этих требований в каждом учебном помещении на один ученический класс или группу учащихся следует в среднем предусматривать возможность оборудовать 1-2 места для учащихся-инвалидов по каждому виду нарушений - опорно-двигательного аппарата (ОДА), слуха и зрения.
12.7 При выделении ученических мест для учащихся с нарушением слуха, зрения и с нарушением психического развития расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м.
12.8 В общем случае в стандартном классном помещении с параметрами 6х9 м достаточно первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для учащихся с нарушением зрения и слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске, - выделить 1-2 первых стола в ряду у дверного проема.
При замене двухместных столов на одноместные уже будут соблюдены требуемые параметры проходов между столами для инвалидов в креслах-колясках, между столами и стеной, проходов к входной двери и доске.
12.9 Требования доступности при проектировании относятся:
к габаритам дверных проемов входов в помещения, к организации безбарьерного маршрута (с учетом проезда, разъезда и разворота кресла-коляски), соединяющего вход в учебное помещение, безбарьерную зону специальных ученических мест, место у доски или кафедры, зону у демонстрационных стендов, стеллажей с наглядными пособиями и методическими материалами;
к специальному (компенсирующему) оборудованию специальных ученических мест;
к системам индивидуального вспоможения при передвижении и фиксировании тела при сидении;
к дополнительному инженерному оборудованию и возможности управления им (естественное и искусственное освещение, воздухообмен, системы информации и связи).
12.10 Для учащихся с легким нарушением психического развития, с сердечно-сосудистой недостаточностью в учебных помещениях, читальных залах библиотек, в зоне приготовления уроков в группе продленного дня рекомендуется предусматривать полузамкнутые рабочие места-кабины (с боковыми бортиками и экранами у стола, высокими спинками сидений, с бортиками-ограждениями по бокам и сзади и т.п.), что создает для этих учащихся более спокойную обстановку, помогает регулировать психологическую дистанцию с окружающими.

ПРОЧИЕ ПОМЕЩЕНИЯ

12.11 В актовых залах образовательных учреждений следует предусматривать места для инвалидов-колясочников из расчета: в зале на 50-150 мест - 3-5 мест; в зале на 150-300 мест - 5-7 мест; в зале на 300-500 мест - 7-10 мест; в зале на 500-800 мест - 10-15 мест.
Места для учащихся-инвалидов с нарушениями ОДА следует предусматривать на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам, и в одном уровне с входом в актовый зал. Для учащихся начальных классов, передвигающихся в инвалидных креслах-колясках, места в актовых залах следует предусматривать в первом ряду перед сценой (ареной, подиумом и т.п.).
12.12 Часть обычных кресел в зале рекомендуется оборудовать специальными фиксирующими и опорными приспособлениями. Эти кресла из числа остальных следует выделить цветом, а в рядах напротив них поместить соответствующие визуальные указатели.
12.13 В фойе перед актовым залом следует предусматривать непроходную зону отдыха и ожидания для учащихся-инвалидов. Дополнительная площадь зоны отдыха в учреждениях общего образования - не менее чем на 3 учащихся (зона на 1 учащегося - 1,2х1,8 м); в профессиональных учебных заведениях - на 50% специализированных мест для учащихся-инвалидов в актовом зале.
12.14 В читальном зале библиотеки образовательного учреждения не менее 5% читальных мест следует оборудовать с учетом доступа учащихся-инвалидов. С этой целью в читальном зале следует предусматривать обособленные непроходные зоны для размещения специальных рабочих мест: для учащихся-инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках и использующих иные индивидуальные средства реабилитации при ходьбе, и отдельно - для учащихся с ослабленным зрением.
12.15 Места в читальном зале для учащихся-инвалидов рекомендуется предусматривать в виде изолированных барьерами индивидуальных полукабин.
Часть стойки-барьера выдачи книг в абонементе в общеобразовательных учреждениях рекомендуется устраивать высотой не более 0,65 м.
12.16 Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) учащегося-инвалида на кресле-коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
12.17 В обеденных залах общеобразовательных учреждений в зонах для учащихся-инвалидов стулья рекомендуется крепить стационарно.
12.18 В общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования в составе медицинских помещений кроме медицинского и процедурного кабинетов рекомендуется предусматривать расширенный состав медицинских помещений, в том числе в расчете на медицинскую и психологическую реабилитацию учащихся-инвалидов: кабинет психоневролога, залы или комнаты лечебной физкультуры, а также физиотерапевтический кабинет, кабинет массажа (гидромассажа), кабинет механотерапии. Набор перечисленных дополнительных помещений устанавливается заказчиком в задании на проектирование.
12.19 В туалетах один из писсуаров следует располагать на высоте не более 0,4 м от уровня пола и оборудовать его вертикальными поручнями с двух сторон.
Одна из раковин в помещении умывальной в общеобразовательных учреждениях должна крепиться на высоте 0,65 м от пола.

13 ЗДАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ

13.1 Требования доступности рекомендуется распространять на все виды и типы зданий и помещений учреждений и организаций, связанных с приемом (обслуживанием) населения и размещаемых в зданиях с кабинетно-офисной структурой. К ним относятся:
административные организации - комитеты, управления, департаменты и их подразделения, в том числе органы социальной защиты населения, управления защиты прав потребителя, а также префектуры, муниципалитеты и т.п.;
судебно-правовые учреждения - главным образом, юридические бюро и консультации, адвокатские коллегии, нотариальные конторы, страховые фирмы и фонды;
коммунальные службы - ДЕЗ, РЭУ и т.д.;
налоговые инспекции и управления и отделы виз и регистрации (ОВиР);
организации по трудоустройству - федеральные службы, управления и центры занятости, агентства по трудоустройству.
13.2. Общие требования к доступности основных групп помещений, где происходит прием маломобильных посетителей:
предпочтительное размещение их в уровне входа;
обязательное наличие справочно-информационной службы; возможное совмещение справочно-информационной службы и кабинета дежурного приема (вариант "Б");
при наличии помещений коллективного использования (конференц-залов, залов совещаний и т.п.) желательно их размещение не выше второго уровня (этажа).
13.3 Во всех видах учреждений целесообразно выделение части помещений, зон или мест для специализированного обслуживания маломобильных категорий посетителей, включая инвалидов (в том числе инвалидов на креслах-колясках), по варианту "Б".
13.4 Зону (помещение) справочно-информационной службы следует размещать в непосредственной и удобной близости от входа в здание. При ее островном размещении в вестибюле рекомендуется предусматривать периметральную буферную зону (полосу) шириной не менее 0,5 м, примыкающую к основному пути движения.