Действующий
6.1 В домах-интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки, проектируемые в соответствии со СНиП 2.04.01 и СНиП 2.08.02.
6.2 На сети хозяйственно-питьевого водопровода следует предусматривать отдельный кран для присоединения шланга (рукава) в целях возможности его использования в качестве первичного устройства в жилых ячейках пожаротушения на ранней стадии.
Шланг должен обеспечивать возможность подачи воды в любую точку жилой ячейки с учетом длины струи 3 м, быть длиной не менее 15 м, диаметром 19 мм и оборудован распылителем.
6.3 В кранах умывальников и душевых жилых ячеек следует устанавливать термостатические регуляторы, исключающие подачу горячей воды температурой более 50 °С.
6.4 Нагревательные приборы в помещениях для пребывания детей должны иметь ограждения, обеспечивающие нормальную конвекцию воздуха и удобства чистки приборов.
6.5 В районах без централизованных инженерных сетей допускается в одно-двухэтажных зданиях домов-интернатов на 50 мест проектировать неканализованные уборные (люфт-клозеты), предусматриваемые в жилых ячейках в пределах отапливаемой части здания в соответствии со СНиП 2.08.02, п.3.51.
6.6 В домах-интернатах следует предусматривать отопление, вентиляцию с естественным побуждением согласно СНиП 41-01.
Расчетные параметры воздуха и кратность воздухообмена в помещениях следует принимать с учетом данных таблицы Г.8 приложения Г.
6.7 Для помещений с нормируемой вытяжкой компенсацию удаляемого воздуха следует предусматривать как за счет поступления наружного воздуха, так и за счет перетекания воздуха из других помещений жилой ячейки.
Вытяжную вентиляцию жилых комнат, жилых ячеек следует предусматривать через вытяжные каналы кухонь, уборных, ванных, сушильных шкафов.
Если метеорологические условия и чистота воздуха не могут быть обеспечены вентиляцией с естественным побуждением, следует предусматривать вентиляцию с механическим побуждением притока и удаления воздуха или комбинированную вентиляцию с естественным притоком и удаление воздуха через вентиляционные каналы с частичным использованием механического побуждения согласно СНиП 41-01, п.7.1.2.
6.8 Систему вентиляции следует предусматривать с раздельными вентиляционными коробами для каждой из жилых групп, размещенных в пределах одного пожарного отсека, согласно СНиП 41-01.
На воздуховодах систем общеобменной вентиляции необходимо предусматривать противопожарные клапаны, воздушные затворы, место и расположение которых принимаются по СНиП 41-01, п.7.11.1.
6.11 В домах-интернатах следует предусматривать электроосвещение, силовое электрооборудование, телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны и звуковую сигнализацию. Диспетчеризацию систем инженерного оборудования следует предусматривать в проектах застройки микрорайона.
Внутридомовые, внутри жилых ячеек и жилых отделений электрические сети должны оборудоваться устройствами защитного отключения согласно ПУЭ и СанПиН 2.4.1201.
6.12 В домах-интернатах установку штепсельных розеток рекомендуется предусматривать в следующих помещениях: комнате коррекции, раздевальных, медицинской комнате, приемной изолятора, процедурном кабинете, кабинете заведующего, комнатах персонала, завхоза, в комнатах психологической разгрузки, в помещениях для физкультурных занятий, в общем рекреационном пространстве. В групповой, зале гимнастических занятий, в классах для использования технических средств обучения предусматриваются по две штепсельные розетки, в компьютерных классах - по числу устанавливаемых компьютеров.
6.13 Штепсельные розетки и выключатели для общего освещения должны находиться на высоте 1,8 м от уровня пола.
6.14 В комнатах коррекции для детей с нарушением зрения количество розеток следует предусматривать в соответствии с размещаемым оборудованием (как правило, по четыре двойные штепсельные розетки). Высота размещения - 1 м от уровня пола.
6.15 В зданиях учреждений необходимо предусматривать прямую телефонную связь помещения поста старшей медсестры с ближайшей пожарной частью.
Двусторонняя селекторная связь предусматривается между кабинетом заведующего со следующими помещениями: групповыми, медицинской комнатой, пищеблоком, комнатой завхоза, комнатой охранника, вахтера и комнатой кастелянши.
6.16 Проектирование систем автоматизации помещений административного и медицинского обслуживания следует выполнять в соответствии с ВСН 281, а также НПБ-104 и НПБ-110.
СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОМЕЩЕНИЙ | 1 | ||||
1 - жилые группы для детей-инвалидов с физическими недостатками, с сохранным интеллектом; 2 - жилые группы для лежачих детей-инвалидов с сохранным интеллектом; 3 - жилые группы для детей-инвалидов умственно отсталых, способных к обучению; 4 - жилые группы для детей-инвалидов умственно отсталых, не способных к обучению; 5 - жилые группы для лежачих детей-инвалидов умственно отсталых |
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ | 2 | ||||||||||
Антропологические данные детей и высота рабочей мебели в зависимости от роста учащихся
| |||||||||||
Обозначение габаритов | Рост учащихся, см | ||||||||||
до 130 | 131-145 | 146-160 | 161-175 | свыше 175 | |||||||
Н | 123,5 | 138 | 153,7 | 168,8 | 179,5 | ||||||
Н | 112 | 128 | 143,5 | 158 | 169 | ||||||
Н | 88 | 98 | 109 | 120 | 128 | ||||||
Н | 140 | 160 | 180 | 200 | 220 | ||||||
В | 32,6 | 35,4 | 39 | 43,2 | 44,8 | ||||||
В | 123 | 138 | 153 | 169 | 179 | ||||||
В | 16,5 | 17,5 | 19 | 21,4 | 22 | ||||||
В | 50,6 | 53,6 | 58 | 62 | 62,5 | ||||||
Н* | 32 | 36 | 40 | 44 | 48 | ||||||
Н** | 54 | 60 | 66 | 72 | 78 | ||||||
Н*** | 55(75) | 60(85) | 70(95) | 80(105) | - | ||||||
В | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | ||||||
_____________ * В соответствии с ГОСТ 11016-93. ** В соответствии с ГОСТ 11015-93. *** Дана высота верстака столярного, в скобках - слесарного. | |||||||||||
СХЕМА ДОМА-ИНТЕРНАТА С ЛТМ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ | 3 | ||||
1 - вестибюль; приемно-карантинное отделение; 2 - жилая ячейка типа 1а; 3 - жилая ячейка типа 1б; 4 - жилая ячейка типа 1в; 5 - класс; 6 - медицинская служба; 7 - помещения оздоровительной физкультуры; 8 - столовая; 9 - лечебно-трудовая мастерская (ЛТМ), мастерские трудового обучения; 10 - учебно-производственная мастерская (УПМ); 11 - помещения администрации; 12 - жилая ячейка типа 2а; 13 - жилая ячейка типа 2б; 14 - жилая ячейка типа 2в; 15 - сенсорное помещение; 16 - изолятор; 17 - жилая ячейка типа 2в |
СХЕМА ПЛАНИРОВКИ ДОМА-ИНТЕРНАТА С МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ | 4 | ||||
I - отделение для детей-инвалидов с сохранным интеллектом; II - отделение для детей умственно отсталых; III - центральная в плане группа помещений, рассчитанных на обслуживание двух самостоятельных, обособленных друг от друга отделений для детей-инвалидов с сохранным интеллектом и детей умственно отсталых 1 - вестибюль с гардеробом; 2 - кабинет директора; 3 - медицинская служба; 4 - спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения; 5 - блок питания; 6 - приемно-карантинное отделение; 7 - изолятор; 8 - жилая ячейка типа 1в; 9 - классы; 10 - актовый зал; 11 - профессиональные мастерские; 12 - лаборантские; 13 - медицинские процедурные кабинеты; 14 - жилая ячейка типа 2в; 15 - помещения для занятий; 16 - мастерские трудотерапии; 17 - сенсорные помещения; 18 - жилая ячейка типа 1а; 19 - жилая ячейка типа 1б; 20 - солярий; 21 - жилая ячейка типа 2а; 22 - жилая ячейка типа 2б; 23 - место для кресел-колясок; 24 - лифт; 25 - административно-служебные помещения; 26 - прачечная |
СХЕМА ПЛАНИРОВКИ ДОМА-ИНТЕРНАТА С ВЫДЕЛЕННЫМИ ЖИЛЫМИ ОТДЕЛЕНИЯМИ | 5 | ||||
1 - жилые отделения (блоки); 2 - школа, профессиональные и трудовые мастерские; 3 - административно-бытовые помещения; 4 - медицинская служба; 5 - пищеблок |
ЖИЛЫЕ ЯЧЕЙКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С СОХРАННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ | 6 | ||||
А. Планировочная схема жилой ячейки типа 1а для дошкольников 1 - раздевальная; 2 - игровая; 3 - столовая; 4 - буфетная с мойкой; 5 - класс; 6 - комната воспитателя; 7 - санузел; 8 - комната для сушки одежды и обуви; 9 - гладильная; 10 - спальная комната на 6 мест; 11 - спальная комната на 4 места; 12 - кладовая демонстрационного и подсобного материала Б. Планировочная схема жилой ячейки типа 1б для подростков и старшеклассников 1 - раздевальная; 2 - спальная комната на 4 места; 3 - спальная комната на 3 места; 4 - комната воспитателя с кладовой личных вещей; 5 - комната отдыха; 6 - буфетная; 7 - комната для занятий с кладовой; 8 - туалет; 9 - умывальник; 10 - комната для сушки одежды и обуви В. Планировочная схема жилой ячейки типа 1в для лежачих детей-инвалидов с сохранным интеллектом 1 - кровать (200х90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 - умывальник (60х40 см); 4 - буфет-мойка (180х60 см); 5 - каталка (225х60 см); 6 - ванна (170х70 см); 7 - слив (45х50 см); 8 - встроенный шкаф для суден; 9 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 10 - надкроватный столик; 11 - комната воспитателя с кладовой для демонстрационного школьного материала; 12 - спальная комната на 8 мест |
ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ СПАЛЬНОЙ КОМНАТЫ И ОБЕДЕННОГО МЕСТА | 7 | ||||
А. Планировочная схема спальной комнаты на 6 мест для детей-инвалидов младших групп дошкольников; Б. Планировочная схема обеденного места в столовой с буфетной 1 - кровать 190(200)х70 см; 2 - тумбочка 40х50 см; 3 - инвалидная коляска; 4 - шкаф комбинированный; 5 - стол 100х60 см; 6 - стул 40х40 см; 7 - стол детский обеденный 140(160)х90 см |
ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ СПАЛЬНЫХ КОМНАТ | 8 | ||||
А - четырехместная спальная комната; Б - трехместная спальная комната; В - двухместная спальная комната 1 - кровать 190х70 см; 2 - диван; 3 - тумбочка 40х80 см; 4 - тумбочка 40х40 см; 5 - стол 60х100 см; 6 - стул 40х40 см; 7 - кресло 50х50 см; 8 - торшер; 9 - банкетка; 10 - инвалидная коляска; 11 - комбинированный шкаф |
ЖИЛЫЕ ЯЧЕЙКИ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ | 9 | ||||
А. Планировочная схема жилой ячейки типа 2а для младшей группы детей-инвалидов 1 - раздевальная; 2 - групповая-столовая; 3 - буфетная с мойкой; 4 - спальная комната на 8 мест; 5 - спальная комната на 6 мест; 6 - умывальная; 7 - туалетная; 8 - ванная Б. Планировочная схема жилой ячейки типа 2б для детей-инвалидов подростковой и старшей трудового обучения групп 1 - раздевальная; 2 - комната дневного пребывания; 3 - класс; 4 - спальная комната на 8 мест; 5 - спальная комната на 6 мест; 6 - туалетная; 7 - умывальная; 8 - ванна; 9 - шкаф для демонстрационного материала; 10 - бытовая кладовая; 11 - буфетная с мойкой В. Планировочная схема жилой ячейки типа 2в для необучаемых, лежачих детей-инвалидов 1 - спальная комната на 8 мест; 2 - спальная комната на 6 мест; 3 - ванная со шкафом для суден; 4 - буфетная с мойкой; 5 - кровать (200х90 см); 6 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 7 - умывальник (60х40 см); 8 - каталка (224х60 см); 9 - ванна; 10 - слив; 11 - встроенный шкаф для суден; 12 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 13 - надкроватный столик |
ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА СПАЛЬНОЙ КОМНАТЫ | 10 | ||||
I - планировочная схема жилых комнат жилой ячейки типа 1в для лежачих детей с сохранным интеллектом А - спальная комната; Б - комната воспитателя; В - буфетная с мойкой; Г - ванная со шкафом для суден 1 - кровать (200х90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 - умывальник; 4 - буфетная с мойкой (180х60 см); 5 - каталка; 6 - ванна; 7 - слив (45х50 см); 8 - встроенный шкаф для суден; 9 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 10 - надкроватный столик; 11 - кладовая для демонстрационного школьного материала II - планировочная схема жилых комнат жилой ячейки типа 2а для лежачих детей умственно отсталых А - спальные комнаты на 6 и 8 чел.; Б - ванная со шкафом для суден; В - буфетная с мойкой 1 - кровать (200х90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 - умывальник; 4 - каталка; 5 - ванна; 6 - слив (45х50 см); 7 - встроенный шкаф для суден; 8 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 9 - надкроватный столик |
ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ТРУДОТЕРАПИИ | 11 | ||||
Планировочная схема лечебно-трудовой мастерской по ремонту аппаратуры и бытовой техники 1 - стол монтажный; 2 - стенд испытательный; 3 - стол с вытяжкой; 4 - стол мастера; 5 - мойка; 6 - стеллаж для материалов; 7 - табурет с регулируемым сиденьем; 8 - стеллаж мастера; 9 - стол медсестры; 10 - шкаф медицинский одностворчатый; 11 - стул |
Дом-интернат для детей инвалидов, имеющих отклонение в развитии, является учреждением стационарного содержания детей с сохранным интеллектом (3-18 лет) и детей умственно отсталых (4-18 лет).
Жилое отделение - часть здания учреждения дома-интерната для детей-инвалидов, состоящая из нескольких жилых ячеек, объединенных общими на отделение помещениями.
Жилая ячейка - часть жилого отделения дома-интерната для детей-инвалидов. Жилая ячейка состоит из жилых комнат - спальни, групповой комнаты для занятий и общественных помещений - санитарно-гигиенических помещений, раздевальной, хозяйственных помещений, буфетной.
Комната позиционирования - является медицинским помещением для детей-инвалидов. Комната позиционирования используется для разнообразных терапевтических поз-укладок в зависимости от медицинских показаний ребенка-инвалида.
Сенсорная комната - является медицинским реабилитационным помещением для детей-инвалидов с различными физическими и умственными недостатками. Сенсорная комната предназначается для психического и физического развития нуждающихся в реабилитации детей-инвалидов. Сенсорная комната оснащается аппаратурой с набором различных управляемых переключателей, сенсорной панелью, стимулирующей двигательные, визуальные и акустические эмоции.
Стационарные учреждения социального обслуживания детей-инвалидов - учреждения, состоящие из жилых помещений для постоянного проживания в домах-интернатах детей-инвалидов с различной степенью инвалидности и комплекса служб социально-бытового и медицинского и учебно-воспитательного назначения для проживающего в учреждении контингента.
Функциональная зона - пространство для осуществления одного или нескольких схожих процессов, ограниченных какими-либо границами различных зон, характеризующихся определенными признаками.