Действующий
7.45. Управления пароходств, порты и СРЗ, расположенные в категорированных городах, а также отдельно расположенные порты и СРЗ особой важности должны иметь защищенные пункты управления.
7.46. ЗПП, ЗСБ и базы стоянок плавучих средств должны обеспечиваться необходимыми средствами связи, достаточными для приема и передачи сигналов оповещения гражданской обороны, осуществления руководства перегрузочными работами, промышленной деятельностью предприятий, а также управления движением флота.
7.47. В целях повышения устойчивости функционирования гражданской авиации (ГА) в военное время для авиационных отрядов предусматриваются аэродромы рассредоточения.
7.48. В качестве аэродромов рассредоточения предусматривается использование (при необходимости с заблаговременным дооборудованием) всех аэродромов и в первую очередь находящихся за пределами зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления, а также отдельных участков автомобильных дорог, специально подготавливаемых в мирное время.
7.49. При строительстве новых и реконструкции существующих аэропортов необходимо предусматривать инженерно-технические мероприятия по санитарной обработке людей, обеззараживанию техники и имущества.
7.50. При проектировании новых аэропортов, а также при реконструкции существующих складов горючего и смазочных материалов (ГСМ) аэропортов, расположенных в зонах возможных разрушений, следует предусматривать строительство подземных емкостей ГСМ. При соответствующем обосновании допускается хранение ГСМ в наземных обвалованных емкостях.
7.51. Аэропорты, расположенные вне зон возможных разрушений, должны обеспечиваться централизованным электроснабжением от расположенных вне зон возможных разрушений внешних источников электроэнергии и электрических сетей.
В случаях если сети электроснабжения аэропортов проходят в пределах зон возможных разрушений, их следует предусматривать в кабельном исполнении.
7.52. Для управления в особый период воздушным движением, производством, гражданской обороной и воздушным движением в районах аэродромов на территориях аэропортов гражданской авиации создаются защищенные пункты управления аэропортов (ЗПУА).
7.53. Для управления производственно-хозяйственной деятельностью и гражданской обороной авиапредприятий должны создаваться защищенные пункты управления объединенных авиационных отрядов (ЗПУ ОАО). В базовых аэропортах ЗПУ ОАО должны выполнять и функции ЗПУА.
7.54. В целях повышения устойчивости системы управления воздушным движением должны создаваться защищенные пункты управления районных центров Единой системы управления воздушным движением (ЗПУ РЦ ЕС УВД). Располагать их следует, как правило, вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. В отдельных случаях они могут быть совмещены с другими пунктами управления авиацией.
7.55. Защищенные пункты управления различного назначения и передающие радиоцентры для них должны иметь степень защиты в соответствии с требованиями настоящих Норм.
Передающие радиоцентры следует располагать по возможности вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
8.1. В районах, расположенных за пределами зон возможных разрушений категорированных городов и объектов, следует предусматривать защиту сельскохозяйственных животных в военное время от радиоактивного заражения (загрязнения).
Подготовительные инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие осуществление указанной защиты животных, должны проводиться заблаговременно, в мирное время, с учетом обеспечения возможного перехода на соответствующий режим защиты в течение одних суток.
8.2. При радиоактивном заражении (загрязнении) местности животноводческие помещения должны обеспечивать непрерывное пребывание в них животных в течение не менее двух суток. На этот период необходимо иметь защищенные запасы кормов и воды.
8.3. Для обеспечения животных водой на фермах и комплексах оборудуются защищенные водозаборные скважины. В качестве резервного водоснабжения следует предусматривать использование существующих и вновь устраиваемых шахтных или трубчатых колодцев, а также защищенных резервуаров.
8.4. Для проведения ветеринарной обработки зараженных (загрязненных) животных на фермах и комплексах следует предусматривать оборудование специальных площадок.
8.5. На животноводческих фермах и комплексах, а также птицефабриках необходимо предусматривать автономные источники электроснабжения.
8.6. При проектировании новых и реконструкции действующих предприятий по переработке продукции животноводства и растениеводства, а также баз, холодильников и складов для хранения продовольственных товаров должна предусматриваться защита этой продукции и товаров от заражения (загрязнения) аэрозолями радиоактивных веществ (РВ) и отравляющих веществ (ОВ), биологических (бактериальных) средств (БС).
8.7. Ограждающие строительные конструкции производственных зданий и сооружений на предприятиях по переработке продукции животноводства и растениеводства, а также баз, холодильников и складов для хранения продовольствия должны иметь необходимую непроницаемость для аэрозолей РВ, ОВ и БС, обеспечиваемую за счет уплотнения или герметизации этих конструкций.
8.8. Проектирование уплотнения (герметизации) помещений предприятий, перерабатывающих продукцию животноводства и растениеводства, а также баз, холодильников и складов для хранения продовольствия следует осуществлять в соответствии с Основными требованиями по уплотнению (герметизации) ограждающих строительных конструкций продовольственных баз, холодильников, складов и других помещений, предназначаемых для хранения продовольственных товаров, пищевого сырья и фуража, для защиты их от средств массового поражения, утвержденными совместным приказом начальника Гражданской обороны СССР и Госстроя СССР по согласованию с Госпланом СССР.
8.9. Склады, предназначенные для хранения продовольствия в газовой среде, относятся к герметизированным и дополнительной герметизации не подлежат.
9.1. Световая маскировка должна проводиться для создания в темное время суток условий, затрудняющих обнаружение городских и сельских поселений и объектов народного хозяйства с воздуха путем визуального наблюдения или с помощью оптических приборов, рассчитанных на видимую область излучения (0,40-0,76 мкм).
9.2. Требования настоящего раздела распространяются на городские и сельские поселения и объекты народного хозяйства, расположенные в зоне светомаскировки, включающей территории союзных и автономных республик, краев и областей, согласно табл.7.
Союзные и автономные республики, края и области, которые включены в зону светомаскировки |
РСФСР: Алтайский край (только Горно-Алтайская автономная область) Краснодарский край Красноярский край (за исключением Северо-Енисейского, Туруханского, Тюхтетского районов, Таймырского (Долгано-ненецкого) и Эвенкийского национальных округов) Ставропольский край Приморский край Хабаровский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Иркутская область Калининградская область Калининская область Камчатская область Курская область Ленинградская область Магаданская область Мурманская область Новгородская область Псковская область Ростовская область Саратовская область Сахалинская область Смоленская область Читинская область Бурятская ССР Дагестанская АССР Кабардино-Балкарская ССР Калмыцкая ССР Карельская АССР Северо-Осетинская ССР Тувинская АССР Чечено-Ингушская республика Украинская ССР Белорусская ССР Узбекская ССР Казахская ССР: Актюбинская область Алма-Атинская область Восточно-Казахстанская область Гурьевская область Джамбульская область Джезказганская область Кзыл-Ординская область Мангистауская область Семипалатинская область Талды-Курганская область Уральская область Чимкентская область Республика Грузия Азербайджанская республика Литовская республика ССР Молдова Латвийская республика Республика Кыргызтан Таджикская ССР Республика Армения Туркменская ССР Эстонская республика |
9.3. В городских и сельских поселениях и на объектах народного хозяйства, не входящих в зону светомаскировки, осуществляются заблаговременно, как правило, только организационные мероприятия по обеспечению отключения наружного освещения населенных пунктов и объектов народного хозяйства, внутреннего освещения жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданий, а также организационные мероприятия по подготовке и обеспечению световой маскировки производственных огней при подаче сигнала "Воздушная тревога".
9.4. Световая маскировка городских и сельских поселений и объектов, входящих в зону светомаскировки, должна предусматриваться в двух режимах: частичного и полного затемнения.
Подготовительные мероприятия, обеспечивающие осуществление светомаскировки в этих режимах, должны проводиться заблаговременно, в мирное время.
9.5. В режиме частичного затемнения должно предусматриваться завершение подготовки к введению режима полного затемнения. Режим частичного затемнения не должен нарушать нормальную производственную деятельность в городских и сельских поселениях и на объектах народного хозяйства.
Переход с обычного освещения на режим частичного затемнения должен производиться не более чем за 16 ч.
Режим частичного затемнения после его введения действует постоянно, кроме времени действия режима полного затемнения.
9.6. Режим полного затемнения вводится по сигналу "Воздушная тревога" и отменяется с объявлением сигнала "Отбой воздушной тревоги".
Переход с режима частичного затемнения на режим полного затемнения должен осуществляться не более чем за 3 мин.
При светомаскировке производственных огней (факелов, горячего шлака, расплавленного металла и т.д.) допускается увеличение продолжительности перехода на режим полного затемнения до 10 мин. В этом случае допускается выключать внутреннее электроосвещение производственных помещений после окончания светомаскировки производственных огней, находящихся в них, но не позднее чем через 10 мин после подачи сигнала "Воздушная тревога".
9.7. Городской транспорт, а также средства регулирования его движения в режиме частичного затемнения светомаскировке не подлежат.
В режиме полного затемнения городской наземный транспорт должен останавливаться, его осветительные огни, а также средства регулирования движения должны выключаться.
9.8. Световая маскировка железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта должна производиться в соответствии с требованиями Норм проектирования световой маскировки городских и сельских поселений и объектов народного хозяйства, а также ведомственных инструкций по световой маскировке, разрабатываемых с учетом особенностей работы соответствующих видов транспорта и утверждаемых министерствами и ведомствами по согласованию с Минобороны СССР (начальником Гражданской обороны СССР).
10. ОБЪЕКТЫ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПРИСПОСАБЛИВАЕМЫЕ ДЛЯ САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ ЛЮДЕЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ОДЕЖДЫ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОТРАНСПОРТА
10.1 Вновь строящиеся, реконструируемые и действующие бани, душевые предприятий, прачечные, фабрики химической чистки, прачечные самообслуживания, включая кооперативные предприятия стирки белья и химической чистки, а также посты мойки и уборки подвижного состава автотранспорта независимо от их ведомственной подчиненности должны приспосабливаться соответственно для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта в военное время, а также при производственных авариях, катастрофах или стихийных бедствиях.
10.2. На объекты коммунально-бытового назначения, перечисленные в п.10.1 настоящих Норм, должны быть разработаны проекты их приспособления для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта.
1-й этап - подготовительные мероприятия, подлежащие выполнению заблаговременно, в ходе строительства новых и реконструкции существующих объектов, а также при различных видах ремонта действующих объектов. В этот этап необходимо включать наиболее трудоемкие строительно-монтажные работы, обеспечивающие перевод объектов в течение 24 ч на режим санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта, но не затрудняющие их работу в режиме мирного времени;
2-й этап - мероприятия по переводу объектов на режим санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта, осуществляемые в особый период. В этот этап следует включать мероприятия, выполнение которых на 1-м этапе нецелесообразно.
10.3. При проектировании приспособления объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта, подвергшихся заражению (загрязнению) РВ, ОВ и БС, необходимо предусматривать круглосуточную непрерывную работу этих объектов и поточность обработки, не допускающую пересечения загрязненных потоков людей, одежды, подвижного состава автотранспорта с потоками, прошедшими соответствующую обработку.