Действующий
Количество, мощность, защищенность и места установки стационарных резервных автономных источников электропитания определяются соответствующими заданиями на проектирование.
7.15. Управления и отделения железных дорог, расположенные в категорированных городах, должны иметь запасные пункты управления, размещаемые вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
Для оперативного состава работников управлений и отделений железных дорог, а также дежурного оперативно-распорядительного персонала железнодорожных станций, отнесенных к объектам особой важности и первой категории по гражданской обороне, остающегося в местах постоянной дислокации, необходимо предусматривать защищенные пункты управления, оборудованные минимально необходимыми техническими средствами, обеспечивающими непрерывность руководства эксплуатационной деятельностью железных дорог.
7.16. При проектировании новых и реконструкции существующих подземных линий или участков метрополитенов следует предусматривать приспособление их под убежища для защиты населения в мирное и военное время.
7.17. Проектирование приспособления метрополитенов для защиты населения осуществляется по заданиям, согласованным с Минобороны СССР (Штабом ГО СССР) и соответствующими исполкомами городских Советов народных депутатов.
Примечание. Требования настоящих Норм распространяются также на проектирование приспособления под убежища подземных участков скоростного трамвая.
7.18. Размещение укрываемого населения в метрополитене следует предусматривать на платформах станций, в поездах, стоящих у платформ, в перегонных тоннелях, тупиках, соединительных ветках между разными линиями и ветках в электродепо.
На участках тоннелей метрополитена, расположенных под реками, каналами и водоемами, а также в отдельных случаях в неустойчивых водонасыщенных грунтах размещение укрываемого населения предусматривать не следует.
7.19. Расчетное количество населения, укрываемого в метрополитенах, следует определять по нормам площади на одного укрываемого человека.
7.20. Количество и пропускная способность входов на станции метрополитена определяются из расчета ожидаемых пассажирских потоков мирного времени.
Дополнительные входы на перегонах предусматриваются в соответствии с заданиями исходя из расчетного количества укрываемых и времени заполнения ими этих перегонов.
Все входы в метрополитены должны оборудоваться устройствами с местным и дистанционным управлением, регулирующими поток укрываемых.
7.21. Линии метрополитенов, приспосабливаемые под убежища, необходимо изолировать от внешней среды и разделять на отсеки защитно-герметическими затворами.
7.22. Строительные конструкции и защитные устройства подземных сооружений метрополитенов, приспосабливаемых для защиты населения, а также сооружений жизнеобеспечения укрываемого населения следует рассчитывать на нагрузки от воздействия ядерного взрыва при избыточном давлении во фронте воздушной ударной волны на поверхности земли:
7.23. На два-три отсека следует предусматривать, как правило, один защищенный эвакуационный выход, приспосабливая для этой цели подземные сооружения метрополитенов, сообщающиеся с поверхностью земли.
7.24. Расчетную продолжительность непрерывного пребывания укрываемого населения в сооружениях метрополитенов, приспосабливаемых под убежища, следует принимать равной двум суткам.
Для жизнеобеспечения укрываемого населения необходимо предусматривать защищенные системы резервного электроснабжения, воздухоснабжения, канализации и водоотлива, а также средства управления, сигнализации, связи, оповещения и противопожарные. Для хранения продовольствия, медицинского имущества, а также для медицинского обслуживания укрываемых людей необходимо предусматривать приспособление в этих целях отдельных служебных помещений на станциях и в вестибюлях.
Сооружения и устройства метрополитенов, эксплуатируемые в мирное время, следует использовать для жизнеобеспечения укрываемого населения.
7.25. Резервное электроснабжение, а также воздухоснабжение необходимо предусматривать по децентрализованной системе соответственно от защищенных дизельных электростанций (ДЭС) и фильтровентиляционных установок (ФВУ), как правило, из расчета на два-три отсека.
7.26. Систему воздухоснабжения следует проектировать для работы по режиму чистой вентиляции и фильтровентиляции. Кроме того, необходимо предусматривать режим пребывания укрываемых на постоянном объеме внутреннего воздуха с его рециркуляцией.
Вентиляционные каналы системы воздухоснабжения следует отделять от внешней среды клапанами-отсекателями, срабатывающими от воздействия воздушной ударной волны, и защитно-герметическими затворами.
В системе воздухоснабжения необходимо предусматривать автоматизированный контроль за содержанием вредных примесей в наружном воздухе и за его параметрами.
7.27. Для оперативного руководства работой метрополитенов в режиме убежищ, а также управления устройствами защиты и жизнеобеспечения следует предусматривать создание защищенных командных пунктов.
7.28. Автомобильные дороги общегосударственного и республиканского значения общей сети Союза ССР следует прокладывать не ближе 2 км от границ проектной застройки категорированных городов.
В тех случаях, когда указанные дороги проходят через категорированные города, необходимо предусматривать строительство обходных автомобильных дорог, прокладываемых не ближе 2 км от границ проектной застройки городов.
7.29. При развитии сети автомобильных дорог следует предусматривать стыковку городских магистралей с загородными магистральными дорогами, а также строительство автомобильных подъездных путей к железнодорожным станциям и портам - пунктам посадки (высадки) эвакуируемого населения.
7.30. Автодорожные и железнодорожные мосты через судоходные реки, размещаемые вне категорированных городов, следует располагать на расстояниях, исключающих их одновременное разрушение одним ядерным взрывом.
7.31. На автомобильных магистралях, пересекающих зону возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) вокруг АС, в местах их пересечения с границей этой зоны необходимо предусматривать строительство площадок для мойки и осмотра автотранспорта, приспосабливаемых в случае аварий на АС для специальной обработки подвижного состава автотранспорта, сельскохозяйственных животных, одежды и предметов домашнего обихода, а также для санитарной обработки людей.
7.32. В зоне возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) АС следует проектировать не менее двух дорог с твердым покрытием, обеспечивающих выход на АС с трех-четырех противоположных направлений.
7.33. Трассы магистральных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов) при наземной прокладке труб должны проходить за пределами зон возможных разрушений, а при заглубленном их размещении - вне зон возможных сильных разрушений.
В зонах возможных слабых разрушений допускается открытая (незаглубленная) прокладка магистральных трубопроводов только через препятствия.
При прокладке магистральных трубопроводов в зонах возможного катастрофического затопления следует сводить до минимума количество открытых (незаглубленных) участков и предусматривать мероприятия, обеспечивающие нормальную их эксплуатацию.
7.34. Максимально допустимый объем транспортирования нефти (нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов) или газа (газового конденсата) в одном техническом коридоре магистральных трубопроводов следует принимать равным 260 млн т условного топлива в год.
В случае совместной прокладки в одном техническом коридоре нефтепроводов (нефтепродуктопроводов, трубопроводов сжиженных углеводородных газов) и газопроводов (газовых конденсатопроводов) допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании увеличивать этот объем до 370 млн т условного топлива в год.
7.35. Расстояние между техническими коридорами магистральных трубопроводов следует принимать, как правило, не менее 30 км.
При соответствующем обосновании допускается уменьшать это расстояние до 15 км на участках со сложными топографическими условиями.
7.36. Перекачивающие насосные и компрессорные станции по трассе магистральных трубопроводов необходимо располагать за пределами зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
Расстояния между перекачивающими насосными и компрессорными станциями как в одном коридоре, так и в соседних технических коридорах магистральных трубопроводов следует принимать не менее 30 км.
Минимальное удаление трубопроводов, перекачивающих насосных и компрессорных станций от зданий и сооружений необходимо принимать в соответствии с требованиями норм проектирования магистральных трубопроводов.
7.37. При проектировании магистральных газопроводов следует предусматривать кольцевание их с существующими и строящимися газопроводами.
7.38. На береговых объектах морского и речного транспорта инженерно-технические мероприятия должны предусматривать:
создание для портов, судоремонтных заводов (СРЗ) и ремонтно-эксплуатационных баз речного флота (РЭБ), находящихся в зонах возможных сильных разрушений, в запасных перегрузочных пунктах (ЗПП), пунктах выполнения морских перегрузочных работ в рейдовых условиях, запасных морских перегрузочных районах (ЗМПР), а также на запасных судоремонтных базах (ЗСБ), в морских пунктах переоборудования и судоремонта в условиях рассредоточения (ППСР) и на стоянках плавучих доков;
устойчивое снабжение береговых объектов электроэнергией (в том числе за счет передачи электроэнергии на берег от судовых электростанций), водой, горючим, смазочными и другими материалами, запасными частями;
разработку и осуществление комплекса мероприятий по защите объектов морского транспорта от воздействия гравитационных волн подводных ядерных взрывов, а объектов речного транспорта - от воздействия волны прорыва при разрушении напорного фронта гидроузлов с учетом возможной форсированной сработки водохранилищ.