Действующий
6.21. Радиотрансляционные сети городских и сельских поселений должны иметь (по заданию местных штабов гражданской обороны) требуемое по расчету число громкоговорящих средств оповещения населения.
6.22. Для повышения устойчивости работы центрального, республиканского и зонального радиовещания следует предусматривать:
строительство защищенных запасных центров вещания (ЗЦВ) и кабельных линий их привязки к коммутационно-распределительным аппаратным, создаваемым на узлах связи Минсвязи СССР. При этом ограждающие конструкции защищенных сооружений ЗЦВ должны рассчитываться на избыточное давление во фронте ударной волны: для объектов центрального радиовещания 200 кПа (2 кгс/см), для объектов республиканского и зонального радиовещания 100 кПа (1 кгс/см);
размещение радиовещательных комплексов гостелерадио союзных республик и зональных телерадиокомитетов в РСФСР в защищенных рабочих помещениях соответствующих пунктов управления партийных комитетов и советских органов союзных республик, а также строительство кабельных линий их привязки к ЗЦВ Гостелерадио СССР;
передачу (распределение) программ вещания только по кабельным магистральным и внутризоновым линиям связи общегосударственной ЕАСС;
создание в составе объектов Минсвязи СССР (обслуживаемых усилительных пунктов, радиоцентров и др.), расположенных за пределами зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления, дублирующих аппаратно-студийных блоков и пунктов подключения передвижных средств Гостелерадио СССР. Создание и размещение указанных вспомогательных комплексов осуществляется по совместным планам Гостелерадио СССР и Минсвязи СССР, согласованным с заинтересованными организациями.
6.23. Повышение устойчивой работы местного, а также городского радиовещания в категорированных городах необходимо обеспечивать путем:
размещения радиовещательных комплексов местных телерадиокомитетов и коммутационно-распределительных аппаратных Минсвязи СССР в защищенных рабочих помещениях пунктов управления партийных комитетов и советских органов автономных республик, краев, областей и категорированных городов;
передачи (распределения) программ вещания только по кабельным магистральным и внутризоновым линиям связи общегосударственной ЕАСС, а также по кабельным радиотрансляционным сетям категорированных городов, перечень которых согласовывается Штабом ГО СССР, Минсвязи СССР и Гостелерадио СССР;
использования радиодомов, радиотелецентров и радиовещательных речевых студий предприятий связи в некатегорированных городах, поселках и сельских населенных пунктах.
6.24. В целях повышения устойчивости центрального и республиканского телевизионного вещания следует создавать загородные незащищенные производственные базы телецентров, располагаемые вблизи узловых радиорелейных станций и станций космической связи за пределами зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
7.1. Крупные железнодорожные узлы и станции, расположенные в категорированных городах (или являющиеся отдельно стоящими объектами особой важности), выход из строя которых в военное время может вызвать длительные перебои в движении поездов, должны иметь обходы и угловые соединительные пути для пропуска поездов без захода в узел или на станцию.
Удаление обходов от станций устанавливается МПС СССР исходя из значения станций и условий местности.
Пропуск, обработка и отстой поездов с разрядными грузами (взрывчатых веществ и материалов, СДЯВ и пр.) должны осуществляться только по обходам.
Площадки для перегрузки (перекачки) этих грузов, железнодорожные пути для накопления (отстоя) вагонов (цистерн) с разрядными грузами должны быть удалены на расстояние не менее 250 м от жилых домов, производственных и складских зданий, от мест стоянки других поездов. Указанные объекты оборудуются системой постановки водяных завес и заливки водой (дегазатором) на случай разлива СДЯВ, а также локальной системой оповещения об аварии со СДЯВ работающего персонала и населения, проживающего в зонах возможного опасного химического заражения.
7.2. Для организации безостановочного пропуска поездов в заданных размерах движения через железнодорожные узлы и станции, отнесенные к объектам особой важности и первой категории по гражданской обороне, а также узлы и станции, находящиеся в категорированных городах, следует подготавливать предузловые станции, расположенные вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
7.3. Примыкание новых линий к крупным железнодорожным узлам, расположенным в категорированных городах, как правило, не допускается, а должно осуществляться к предузловым участковым или промежуточным станциям, расположенным вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
7.4. При строительстве новых и реконструкции действующих железнодорожных линий, а также при развитии узлов и станций, расположенных в категорированных городах (или являющихся отдельно стоящими объектами особой важности), пропускная способность линии пригодных участков должна определяться с учетом обеспечения перевозок по подвозу рабочих смен и эвакуации населения. Расчетные размеры движения устанавливаются заданием на проектирование.
7.5. Вновь проектируемые путепроводы на развязках подходов железнодорожных линий к узловым станциям, находящимся в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, следует располагать по возможности рассредоточенно.
7.6. Вновь проектируемые базы-стоянки резерва подвижного состава, базы и склады материальных резервов (в том числе восстановительных материалов, конструкций и специальных запасов), базисные склады горючего и смазочных материалов (в том числе дизельного топлива и масел), дезинфекционно-промывочные и промывочно-пропарочные станции, пункты подготовки вагонов к перевозкам, кустовые вычислительные центры и другие производственные объекты аналогичного назначения должны размещаться, как правило, вне зон возможных разрушений и возможного катастрофического затопления.
7.7. Вновь проектируемые и реконструируемые дезинфекционно-промывочные и промывочно-пропарочные станции, пункты подготовки вагонов к перевозкам, моечные установки локомотивных и вагонных депо, а также промышленных предприятий, имеющих подъездные пути, должны быть приспособлены для обеззараживания подвижного состава.
Кроме того, на магистральных железнодорожных линиях, находящихся в границе зоны возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) вокруг АС, на входах и выходах из этой зоны должны быть предусмотрены площадки и специальные устройства, необходимые для развертывания передвижных пунктов специальной обработки подвижного состава и санитарной обработки населения.
7.8. При электрификации железнодорожных линий следует предусматривать сохранение обустройств тепловозного хозяйства, создание баз-стоянок для запаса тепловозов, а также емкостей для горючего и смазочных материалов в целях обеспечения при необходимости перехода на тепловозную тягу. Сохранение обустройств тепловозного хозяйства, запаса тепловозов, а также использование приспособленных устройств электрической тяги должно обеспечивать выполнение части расчетных размеров движения, устанавливаемой заданием на проектирование.
7.9. Вновь проектируемые пункты стыкования участков электрической тяги на разных системах тока должны располагаться, как правило, вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
7.10. Схема внешнего электроснабжения электрифицируемых участков железных дорог должна предусматривать двустороннее питание тяговых подстанций от независимых источников электропитания.
Пропускная способность этих участков по устройствам внешнего электроснабжения должна обеспечивать заданные размеры движения поездов в случае выпадения одного из источников внешнего электроснабжения.
7.11. Вновь строящиеся тяговые подстанции должны располагаться за пределами зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. При этом мощности соседних тяговых подстанций и сечение проводов контактной сети должны быть рассчитаны на обеспечение заданных размеров движения при условии выпадения одной из указанных тяговых подстанций.
7.12. На тяговых подстанциях, оборудуемых устройствами автоматики и телемеханики, необходимо предусматривать возможность перевода их на местное управление.
Тяговые подстанции должны иметь энергодиспетчерскую связь с загородными пунктами управления отделений дорог.
7.13. При проектировании новых и реконструкции действующих устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи железнодорожных узлов и станций, расположенных в категорированных городах (или отдельно стоящих узлов и станций, отнесенных к объектам особой важности), а также железнодорожных линий, примыкающих к этим узлам и станциям, следует предусматривать в пределах зон возможных сильных разрушений прокладку подземных (подводных) кабельных высоковольтных линий питания этих устройств.
Линии магистральной и дорожной связи должны иметь обходы категорированных городов, трассы которых следует прокладывать вне зон возможных сильных разрушений.
7.14. Для обеспечения электропитания устройств СЦБ, связи и водоснабжения должны предусматриваться стационарные резервные автономные источники электропитания.
Количество, мощность, защищенность и места установки стационарных резервных автономных источников электропитания определяются соответствующими заданиями на проектирование.
7.15. Управления и отделения железных дорог, расположенные в категорированных городах, должны иметь запасные пункты управления, размещаемые вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
Для оперативного состава работников управлений и отделений железных дорог, а также дежурного оперативно-распорядительного персонала железнодорожных станций, отнесенных к объектам особой важности и первой категории по гражданской обороне, остающегося в местах постоянной дислокации, необходимо предусматривать защищенные пункты управления, оборудованные минимально необходимыми техническими средствами, обеспечивающими непрерывность руководства эксплуатационной деятельностью железных дорог.
7.16. При проектировании новых и реконструкции существующих подземных линий или участков метрополитенов следует предусматривать приспособление их под убежища для защиты населения в мирное и военное время.
7.17. Проектирование приспособления метрополитенов для защиты населения осуществляется по заданиям, согласованным с Минобороны СССР (Штабом ГО СССР) и соответствующими исполкомами городских Советов народных депутатов.
Примечание. Требования настоящих Норм распространяются также на проектирование приспособления под убежища подземных участков скоростного трамвая.
7.18. Размещение укрываемого населения в метрополитене следует предусматривать на платформах станций, в поездах, стоящих у платформ, в перегонных тоннелях, тупиках, соединительных ветках между разными линиями и ветках в электродепо.
На участках тоннелей метрополитена, расположенных под реками, каналами и водоемами, а также в отдельных случаях в неустойчивых водонасыщенных грунтах размещение укрываемого населения предусматривать не следует.