Действующий
3.17. Размещение объектов народного хозяйства в подземных горных выработках и их проектирование следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2.01.55-85.
3.18. Некатегорированные города - центры межрайонных и районных систем расселения, развиваемых на базе малых и средних городов систем расселения краев, автономных областей, областей, должны размещаться от границ проектной застройки категорированных городов на расстояниях, указанных в п.3.1 настоящих Норм, а максимальную численность населения этих центров и минимальные средние расстояния между границами их проектной застройки необходимо принимать по табл. 3.
Группа города по гражданской обороне, вокруг которого располагаются центры межрайонной и районной систем расселения | Максимальная численность населения центров межрайонных и районных систем расселения, тыс. человек | Минимальные расстояния между центрами межрайонных и районных систем расселения, км |
Особая и первая группы | 150 | 60 |
Вторая группа | 75 | 40 |
Третья группа | 50 | 25 |
3.19. Территориальное развитие городов в межрайонной системе расселения, в том числе категорированных городов, как правило, не следует предусматривать в направлении размещения других категорированных городов и объектов.
3.20. В генеральных планах категорированных городов следует проводить выделение внутригородских планировочных и жилых районов, численность населения которых необходимо принимать в соответствии с табл.4.
Группа города по гражданской обороне | Численность населения, тыс. человек | |
Планировочные районы | Жилые районы | |
Особая и первая группы | Не более 150 | Не более 80 |
Вторая группа | Не более 100 | Не более 50 |
Третья группа | Не более 50 | Не более 30 |
Примечание. Для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока численность населения жилых районов независимо от принадлежности города к группе по гражданской обороне следует принимать:
3.21. Максимальная плотность населения жилых районов и микрорайонов городов (брутто), чел./га, не должна превышать показателей, приведенных в табл.5.
Группа города по гражданской обороне | Плотность населения (брутто), чел./га | Размещение жилых районов и микрорайонов в городе | |
Жилые районы | Микрорайоны | ||
Особая и первая группы | 280 | 450 | Периферийные районы городов |
Вторая группа | 250 | 400 | То же |
Третья группа | 235 | 375 | " |
Особая и первая группы | 235 | 375 | Центральные районы городов и районы, примыкающие к промышленным районам городов |
Вторая группа | 220 | 350 | То же |
Третья группа | 200 | 325 | " |
Примечание. В городах, расположенных на неподрабатываемых горными работами территориях в районах залегания полезных ископаемых, максимальную плотность населения микрорайонов допускается увеличивать: в периферийных районах городов - на 5%; в центральных районах городов - на 10%.
На подрабатываемых территориях тех же районов плотность населения микрорайонов следует уменьшать на 10%.
3.23. В проекте генерального плана категорированного города, а также в проекте детальной планировки, в проекте (рабочем проекте) застройки микрорайона, квартала, градостроительного комплекса или группы общественных зданий и сооружений, в проектах (рабочих проектах) вновь проектируемых, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых действующих предприятий промышленности, энергетики, транспорта и связи указанного города разрабатывается план "желтых линий" - максимально допустимых границ зон возможного распространения завалов жилой и общественной застройки, промышленных, коммунально-складских зданий, расположенных, как правило, вдоль городских магистралей устойчивого функционирования.
3.24. Разрывы от "желтых линий" до застройки определяются с учетом зон возможного распространения завалов от зданий различной этажности в соответствии с обязательным приложением 3.
Расстояния между зданиями, расположенными по обеим сторонам магистральных улиц, принимаются равными сумме их зон возможных завалов и ширины незаваливаемой части дорог в пределах "желтых линий".
3.25. При планировке и застройке новых, расширении и реконструкции существующих категорированных городов зеленые насаждения (парки, сады, бульвары) и свободные от застройки территории города (водоемы, спортивные площадки и т.п.) следует связывать в единую систему, обеспечивающую членение селитебной территории города противопожарными разрывами шириной не менее 100 м на участки площадью не более 2,5 км при преобладающей застройке зданиями и сооружениями I, II, III, IlIa степеней огнестойкости и не более 0,25 км при преобладающей застройке зданиями IIIб, IV, IVa, V степеней огнестойкости.
Система зеленых насаждений и незастраиваемых территорий должна вместе с сетью магистральных улиц обеспечивать свободный выход населения из разрушенных частей города (в случае его поражения) в парки и леса загородной зоны.
3.26. Магистральные улицы категорированных городов должны прокладываться с учетом обеспечения возможности выхода по ним транспорта из жилых и промышленных районов на загородные дороги не менее чем по двум направлениям. Указанные магистрали должны иметь пересечения с другими магистральными автомобильными и железными дорогами в разных уровнях.
При соответствующих обоснованиях допускается создание систем многоуровневых остановочно-пересадочных узлов, включающих остановки общественного транспорта, станции метрополитена (скоростного трамвая), транспортные пересечения, подземные пешеходные переходы.
3.27. При проектировании внутригородской транспортной сети категорированных городов следует обеспечивать надежное сообщение между отдельными жилыми и промышленными районами, свободный проход к магистралям устойчивого функционирования, ведущим за пределы города, а также наиболее короткую и удобную связь центра города, городских жилых и промышленных районов с железнодорожными и автобусными вокзалами, грузовыми станциями, речными и морскими портами, аэропортами.
При проектировании транспортной сети необходимо предусматривать дублирование путей сообщения по территории города и прилегающему району.
В категорированных городах пересечения улиц и автомобильных дорог в разных уровнях с железными дорогами, а также автомобильных дорог между собой должны иметь дублирующие запасные переезды в одном уровне на расстоянии не менее 50 м от путепровода.
3.28. При планировке, застройке новых и развитии существующих категорированных городов новые сортировочные железнодорожные станции и узлы следует размещать за пределами зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
При реконструкции районов категорированных городов следует предусматривать вынос существующих сортировочных железнодорожных станций и узлов за пределы зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
3.29. Гаражи для автобусов, грузовых и легковых автомобилей городского транспорта, производственно-ремонтные базы уборочных машин, троллейбусные депо и трамвайные парки категорированных городов должны размещаться рассредоточенно и преимущественно на окраинах городов или в подземной части города.
3.30. Гаражные помещения зданий пожарных депо должны обеспечивать размещение 100% резерва основных пожарных машин (машин, подающих на пожар огнегасительные вещества).
3.31. В категорированных городах и на отдельно стоящих объектах особой важности необходимо предусматривать устройство искусственных водоемов с возможностью использования их для тушения пожаров. Эти водоемы следует размещать с учетом имеющихся естественных водоемов и подъездов к ним. Общую вместимость водоемов необходимо принимать из расчета не менее 3000 м воды на 1 км территории города (объекта).
На территории категорированных городов через каждые 500 м береговой полосы рек и водоемов следует предусматривать устройство пожарных подъездов, обеспечивающих забор воды в любое время года не менее чем тремя автомобилями одновременно.
4.1. При проектировании производственных зданий, размещаемых в зонах возможных разрушений, целесообразно применять легкие ограждающие конструкции.
4.2. Технологическое оборудование в тех случаях, когда это допускается условиями эксплуатации, следует размещать на открытых площадках или под навесами.
4.3. Степень огнестойкости производственных, складских и административно-бытовых зданий объектов народного хозяйства определяется в зависимости от категорий объектов по гражданской обороне и мест их размещения:
производственные и складские здания и сооружения объектов особой важности независимо от их размещения и 1-й категории по гражданской обороне, размещаемые в категорированных городах, должны быть не менее II степени огнестойкости, а здания и сооружения объектов 1-й категории, размещаемые вне категорированных городов, и 2-й категории по гражданской обороне независимо от их размещения - не ниже IIIа степени огнестойкости;
административно-бытовые и вспомогательные здания объектов особой важности независимо от их размещения и 1-й категории по гражданской обороне, размещаемые в категорированных городах, должны быть не ниже IIIа степени огнестойкости, а объектов 1-й категории, размещаемые вне категорированных городов, и 2-й категории по гражданской обороне независимо от их размещения могут быть IIIа, IIIб, IV и IVa степени огнестойкости. При этом количество зданий ниже IIIа степени огнестойкости не должно превышать 50% общего количества административно-бытовых и вспомогательных зданий на объекте.
4.5. В складских зданиях количество ворот, дверей, окон и технологических проемов должно быть минимально необходимым.
4.6. На предприятиях, производящих или потребляющих СДЯВ, взрывчатые вещества и материалы, необходимо:
проектировать здания и сооружения преимущественно каркасными, с легкими ограждающими конструкциями и заполнителями, учитывая климатические условия;
размещать пульты управления, как правило, в нижних этажах зданий, а также предусматривать дублирование их основных элементов в пунктах управления предприятия;
разрабатывать и проводить мероприятия, исключающие разлив опасных жидкостей, а также мероприятия по локализации аварий путем отключения наиболее уязвимых участков технологической схемы с помощью установки обратных клапанов, ловушек и амбаров с направленными стоками;