Действующий
На действующих предприятиях, где не обеспечено это условие, необходимо по периметру территории этих предприятий устраивать полотно автомобильных дорог, поднятое над спланированной территорией объекта на высоту, обеспечивающую удержание разлива жидкостей в количестве не менее 50% от емкостей всех резервуаров и технологических установок с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
Подземные хранилища нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов необходимо размещать в соответствии с требованиями норм проектирования указанных хранилищ.
3.11. При размещении в категорированных городах и на объектах особой важности баз и складов для хранения СДЯВ и взрывоопасных веществ запасы указанных веществ на этих базах и складах устанавливаются министерствами и ведомствами СССР, а также государственными объединениями предприятий по согласованию с Советами Министров союзных и автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами, а министерствами и ведомствами союзных республик - в соответствии с решениями Советов Министров союзных республик.
3.12. Строительство новых баз, распределительных холодильников и других хранилищ, предназначенных для хранения товаров текущего снабжения населения категорированных городов и объектов, должно осуществляться в объеме, не превышающем потребностей в складских емкостях для хранения запасов этих товаров в соответствии с нормами, устанавливаемыми Советами Министров союзных республик по согласованию с заинтересованными организациями.
Строительство новых баз и складов системы Госснаба СССР в категорированных городах должно осуществляться в объеме, не превышающем потребность в складских емкостях, предназначенных для снабжения материальными ресурсами промышленных предприятий этих городов по нормам, устанавливаемым Госснабом СССР.
Базисные продовольственные склады, предназначенные для текущего снабжения населения категорированных городов продуктами питания, следует размещать на окраинах этих городов. Не допускается концентрация в одном месте продовольственных складов, снабжающих население категорированного города основными видами продуктов питания.
3.13. Продовольственные склады, распределительные холодильники и склады непродовольственных товаров первой необходимости областного и республиканского значения, а также хранилища товаров, предназначенных для снабжения населения категорированных городов, сверх указанных в п.3.12 настоящих Норм должны размещаться вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
3.14. В зонах возможного катастрофического затопления существующих, строящихся и намечаемых к строительству крупных водохранилищ, как правило, не допускается строительство новых городских и сельских поселений, а также объектов, имеющих важное народнохозяйственное или оборонное значение. Такое строительство допускается лишь в исключительных случаях и с проведением соответствующих защитных мероприятий.
В существующих городах запрещается размещение новых жилых районов в зонах возможного катастрофического затопления.
3.15. Больницы восстановительного лечения для выздоравливающих, онкологические, туберкулезные и психиатрические больницы, а также пансионаты (за исключением пансионатов для престарелых и профилакториев для трудящихся), дома и базы отдыха, санатории, туристические базы и приюты, пионерские, спортивные и молодежные лагеря круглогодичного и кратковременного функционирования, подсобные хозяйства промышленных предприятий, а также кооперативно-садоводческие товарищества, как правило, должны размещаться в загородной зоне.
Развитие сети указанных хозяйств, учреждений и кооперативно-садоводческих товариществ в загородной зоне должно осуществляться с учетом использования их в военное время для размещения населения, эвакуируемого из категорированных городов, и развертывания лечебных учреждений.
Лечебные учреждения, развертываемые в военное время, также должны размещаться в загородной зоне в приспосабливаемых для них капитальных общественных зданиях и сооружениях круглогодичного функционирования (общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах, школах-интернатах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, туристических базах и кемпингах, гостиницах и мотелях, пионерских лагерях, базах отдыха трудящихся, административных зданиях, дворцах культуры и клубах), имеющих общую площадь не менее 2000 м.
При размещении эвакуируемого населения в загородной зоне его обеспечение жильем осуществляется из расчета 2,5 м общей площади на одного человека.
3.16. В подземных горных выработках, в том числе пройденных по заданным параметрам, при технической возможности и экономической целесообразности следует размещать объекты и производства, имеющие важное оборонное и народнохозяйственное значение, базы государственных материальных и продовольственных резервов, распределительные холодильники, склады жидкого топлива и других стратегических материалов и сырья.
3.17. Размещение объектов народного хозяйства в подземных горных выработках и их проектирование следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2.01.55-85.
3.18. Некатегорированные города - центры межрайонных и районных систем расселения, развиваемых на базе малых и средних городов систем расселения краев, автономных областей, областей, должны размещаться от границ проектной застройки категорированных городов на расстояниях, указанных в п.3.1 настоящих Норм, а максимальную численность населения этих центров и минимальные средние расстояния между границами их проектной застройки необходимо принимать по табл. 3.
Группа города по гражданской обороне, вокруг которого располагаются центры межрайонной и районной систем расселения | Максимальная численность населения центров межрайонных и районных систем расселения, тыс. человек | Минимальные расстояния между центрами межрайонных и районных систем расселения, км |
Особая и первая группы | 150 | 60 |
Вторая группа | 75 | 40 |
Третья группа | 50 | 25 |
3.19. Территориальное развитие городов в межрайонной системе расселения, в том числе категорированных городов, как правило, не следует предусматривать в направлении размещения других категорированных городов и объектов.
3.20. В генеральных планах категорированных городов следует проводить выделение внутригородских планировочных и жилых районов, численность населения которых необходимо принимать в соответствии с табл.4.
Группа города по гражданской обороне | Численность населения, тыс. человек | |
Планировочные районы | Жилые районы | |
Особая и первая группы | Не более 150 | Не более 80 |
Вторая группа | Не более 100 | Не более 50 |
Третья группа | Не более 50 | Не более 30 |
Примечание. Для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока численность населения жилых районов независимо от принадлежности города к группе по гражданской обороне следует принимать:
3.21. Максимальная плотность населения жилых районов и микрорайонов городов (брутто), чел./га, не должна превышать показателей, приведенных в табл.5.
Группа города по гражданской обороне | Плотность населения (брутто), чел./га | Размещение жилых районов и микрорайонов в городе | |
Жилые районы | Микрорайоны | ||
Особая и первая группы | 280 | 450 | Периферийные районы городов |
Вторая группа | 250 | 400 | То же |
Третья группа | 235 | 375 | " |
Особая и первая группы | 235 | 375 | Центральные районы городов и районы, примыкающие к промышленным районам городов |
Вторая группа | 220 | 350 | То же |
Третья группа | 200 | 325 | " |
Примечание. В городах, расположенных на неподрабатываемых горными работами территориях в районах залегания полезных ископаемых, максимальную плотность населения микрорайонов допускается увеличивать: в периферийных районах городов - на 5%; в центральных районах городов - на 10%.
На подрабатываемых территориях тех же районов плотность населения микрорайонов следует уменьшать на 10%.
3.23. В проекте генерального плана категорированного города, а также в проекте детальной планировки, в проекте (рабочем проекте) застройки микрорайона, квартала, градостроительного комплекса или группы общественных зданий и сооружений, в проектах (рабочих проектах) вновь проектируемых, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых действующих предприятий промышленности, энергетики, транспорта и связи указанного города разрабатывается план "желтых линий" - максимально допустимых границ зон возможного распространения завалов жилой и общественной застройки, промышленных, коммунально-складских зданий, расположенных, как правило, вдоль городских магистралей устойчивого функционирования.
3.24. Разрывы от "желтых линий" до застройки определяются с учетом зон возможного распространения завалов от зданий различной этажности в соответствии с обязательным приложением 3.
Расстояния между зданиями, расположенными по обеим сторонам магистральных улиц, принимаются равными сумме их зон возможных завалов и ширины незаваливаемой части дорог в пределах "желтых линий".
3.25. При планировке и застройке новых, расширении и реконструкции существующих категорированных городов зеленые насаждения (парки, сады, бульвары) и свободные от застройки территории города (водоемы, спортивные площадки и т.п.) следует связывать в единую систему, обеспечивающую членение селитебной территории города противопожарными разрывами шириной не менее 100 м на участки площадью не более 2,5 км при преобладающей застройке зданиями и сооружениями I, II, III, IlIa степеней огнестойкости и не более 0,25 км при преобладающей застройке зданиями IIIб, IV, IVa, V степеней огнестойкости.
Система зеленых насаждений и незастраиваемых территорий должна вместе с сетью магистральных улиц обеспечивать свободный выход населения из разрушенных частей города (в случае его поражения) в парки и леса загородной зоны.
3.26. Магистральные улицы категорированных городов должны прокладываться с учетом обеспечения возможности выхода по ним транспорта из жилых и промышленных районов на загородные дороги не менее чем по двум направлениям. Указанные магистрали должны иметь пересечения с другими магистральными автомобильными и железными дорогами в разных уровнях.
При соответствующих обоснованиях допускается создание систем многоуровневых остановочно-пересадочных узлов, включающих остановки общественного транспорта, станции метрополитена (скоростного трамвая), транспортные пересечения, подземные пешеходные переходы.
3.27. При проектировании внутригородской транспортной сети категорированных городов следует обеспечивать надежное сообщение между отдельными жилыми и промышленными районами, свободный проход к магистралям устойчивого функционирования, ведущим за пределы города, а также наиболее короткую и удобную связь центра города, городских жилых и промышленных районов с железнодорожными и автобусными вокзалами, грузовыми станциями, речными и морскими портами, аэропортами.
При проектировании транспортной сети необходимо предусматривать дублирование путей сообщения по территории города и прилегающему району.
В категорированных городах пересечения улиц и автомобильных дорог в разных уровнях с железными дорогами, а также автомобильных дорог между собой должны иметь дублирующие запасные переезды в одном уровне на расстоянии не менее 50 м от путепровода.
3.28. При планировке, застройке новых и развитии существующих категорированных городов новые сортировочные железнодорожные станции и узлы следует размещать за пределами зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
При реконструкции районов категорированных городов следует предусматривать вынос существующих сортировочных железнодорожных станций и узлов за пределы зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
3.29. Гаражи для автобусов, грузовых и легковых автомобилей городского транспорта, производственно-ремонтные базы уборочных машин, троллейбусные депо и трамвайные парки категорированных городов должны размещаться рассредоточенно и преимущественно на окраинах городов или в подземной части города.
3.30. Гаражные помещения зданий пожарных депо должны обеспечивать размещение 100% резерва основных пожарных машин (машин, подающих на пожар огнегасительные вещества).
3.31. В категорированных городах и на отдельно стоящих объектах особой важности необходимо предусматривать устройство искусственных водоемов с возможностью использования их для тушения пожаров. Эти водоемы следует размещать с учетом имеющихся естественных водоемов и подъездов к ним. Общую вместимость водоемов необходимо принимать из расчета не менее 3000 м воды на 1 км территории города (объекта).