(Действующий) ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Клиновой промерник — приспособление в виде клина, на одной из граней которого нанесены деления для определения величины просвета под рейкой.
Отметка относительная — величина отсчета по нивелирной рейке, приведенная к единому высотному уровню и взятая по отношению к нему с положительным знаком.

4 Измерения рейкой с клиновым промерником

4.1 Требования к рейке и клиновому промернику

4.1.1 Длина рейки должна быть 3000±2 мм.
4.1.2 Прогиб рейки от собственного веса в середине пролета длиной 2900 мм не должен превышать 0,4 мм.
4.1.3 Ширина опорной грани рейки должна быть 50±2 мм.
4.1.4 Отклонение опорной грани рейки от плоскостности не должно превышать 0,2 мм; допускается вместо отклонения от плоскостности измерять отклонение от прямолинейности продольного профиля поверхности опорной грани рейки, которое не должно превышать 0,2 мм.
4.1.5 Отклонение боковой грани рейки от прямолинейности не должно превышать 10 мм на всей длине рейки.
4.1.6 На боковых гранях рейки должно быть пять меток, указывающих места измерений просветов под рейкой; шаг меток 500±2 мм;
расстояние от крайних меток до торцов рейки 500±2 мм.
4.1.7 Клиновой промерник должен иметь две плоские грани шириной 50±0,5 мм; угол между поверхностями граней должен быть в пределах 5° 45'±5'.
4.1.8 Одна из граней клинового промерника должна иметь поперечные риски; шаг рисок 10±0,1 мм; риски должны иметь цифровые обозначения от 1 до 15.
4.1.9 Рейка и клиновой промерник должны быть аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ 24555.

4.2 Подготовка к измерениям

4.2.1 Длину участка измерений следует принимать в пределах 300 - 400 м.
4.2.2 Суммарная длина участков измерений должна составлять не менее 10 % длины контролируемого покрытия (основания) в однорядном исчислении.
4.2.3 Поверхность участка измерений должна быть чистой.

4.3 Проведение измерений

4.3.1 Измерение на дорогах и улицах следует проводить, прикладывая рейку к поверхности основания (покрытия) на расстоянии 0,5 — 1,0 м от каждой кромки покрытия или края полосы движения;
а на аэродромах — по оси ряда (полосы).
Примечание При многополосной проезжей части дороги рейку следует прикладывать на расстоянии 0,5 — 1,0 м от границы каждой полосы движения.
4.3.2 При каждом приложении рейки следует измерять величину пяти просветов под рейкой в местах, соответствующих меткам на боковых гранях рейки.
4.3.3 Места приложения рейки должны быть равномерно расположены по длине участка измерений.
4.3.4 Общее число измерений просветов под рейкой на участке измерений должно быть не менее 120.

4.4 Обработка данных и представление результатов измерений

4.4.1 Общее число измерений следует принять за 100 % и определить число просветов под рейкой, превышающих максимально допустимую величину, установленную СНиП 3.06.03-85 и СНиП 32-03-96, и число просветов, меньших минимально допустимой величины, установленной теми же документами. Следует также найти наибольшую величину просвета. Величины просветов, полученные при измерениях на вертикальных кривых, следует корректировать, используя данные, приведенные в приложении А.

5 Измерения нивелиром и нивелирной рейкой

5.1 Требования к нивелиру и нивелирной рейке

5.1.1 Нивелир и рейка должны быть технически исправны, поверены и отвечать требованиям ГОСТ 10528.
5.1.2 Опорный торец нивелирной рейки должен быть снабжен насадкой с полусферическим подпятником.

5.2 Подготовка к измерениям. Проведение измерений

5.2.1 Длина участка измерений должна быть не менее 400 м.
5.2.2 Места установки нивелирной рейки должны быть расположены на одной линии, находящейся на расстоянии 0,5 — 1,0 м от кромки основания (покрытия) дороги или на оси основания (покрытия) аэродрома. Места установки должны быть обозначены метками. Шаг меток 5±0,2 м.
5 2.3 Измерения следует проводить, последовательно устанавливая нивелирную рейку на каждую из меток.

5.3 Обработка данных и представление результатов измерений

5.3 1 По данным нивелирования вычисляют относительные отметки hi точек поверхности покрытия или основания дороги в местах разметки.
5.3.2 По относительным отметкам точек поверхности в местах разметки определяют отклонения hi этих точек (кроме первой и последней на участке измерений) от прямой линии, проходящей через предыдущую (i —1) и последующую (i+1) точки (рисунок 1) по формуле
где hi-1и hi+1 - относительные отметки предыдущей и последующей точек.
Рисунок 1
5.3.3 Общее число полученных величин hi следует принять за 100 % и с точностью до 0,1 % вычислить число величин hi меньше установленных СНиП 3.06.03-85 и СНиП 32-03-96. Следует также найти наибольшую величину hi .
Примечание При обработке данных измерений, проведенных на участках кривых в продольном профиле дороги, величину hi следует рассчитывать с учетом поправки. Значения поправок даны в приложении Б.

6 Измерения с применением автомобильной установки ПКРС-2 для ускоренной предварительной оценки

6.1 Требования к автомобильной установке

6.1.1 Автомобильная установка ПКРС-2 [1] состоит из: автомобиля, прицепного одноколесного прибора, оборудованного датчиком ровности, и установленного в автомобиле пульта управления.
6.1.2 Основные параметры прицепного прибора:
размеры шины (ГОСТ 20993), дюймы — 6,75—13, 6,45—13 или 6,40-13;
тип протектора — с рисунком;
давление воздуха в шине, кПа — 170±20 (1,7±0,2 кгс/см2);