(Действующий) ГОСТ 10227-86 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Документ [ /22/3/708/ ]: ГОСТ 10227-86 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия

ГОСТ 10227-86 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 ноября 1986 г. № 3501
дата введения установлена 01.01.87
Ограничение срока действия снято по протоколу № 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
Настоящий стандарт распространяется на топлива для реактивных двигателей.
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 5024-85.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытных образцов, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.
Для улучшения эксплуатационных свойств в топлива могут добавляться присадки, допущенные к применению в установленном порядке.
1.2. По физико-химическим и эксплуатационным показателям топлива должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.
Наименование показателя
Норма для марки
Метод испытания
ТС-1
Т-1С
Т-1
Т-2
РТ
высший сорт ОКП 02 5121 0205
первый сорт ОКП 02 5121 0204
высший сорт ОКП 02 5121 0203
первый сорт ОКП 02 5121 0202
первый сорт ОКП 02 5121 0206
высший сорт ОКП 02 5121 0201
1. Плотность при 20 °С, кг/м3, не менее
780
775
810
800
755
775
По ГОСТ 3900-85
2. Фракционный состав:

По ГОСТ 2177-82
а) температура начала перегонки, °С:

не ниже
-
-
-
-
60
135
не выше
150
150
150
150
-
155
б) 10 % отгоняется при температуре, °С, не выше
165
165
175
175
145
175
в) 50 % отгоняется при температуре, °С, не выше
195
195
225
225
195
225
г) 90 % отгоняется при температуре, °С, не выше
230
230
270
270
250
270
д) 98 % отгоняется при температуре, °С, не выше
250
250
280
280
280
280
3. Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт):

По ГОСТ 33-82
при 20 °С, не менее
1,30(1,30)
1,25(1,25)
1,50(1,50)
1,50(1,50)
1,05(1,05)
1,25(1,25)

при минус 40 °С, не более
8(8)
8(8)
16(16)
16(16)
6(6)
16(16)

4. Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее
43120
42900
42900
42900
43100
43120
По ГОСТ 11065-90 и п. 4.8 настоящего стандарта
5. Высота некоптящего пламени, мм, не менее
25
25
20
20
25
25
По ГОСТ 4338-91
6. Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива,

По ГОСТ 5985-79 и п. 4.2 настоящего стандарта
не более
0,7
0,7
0,7
0,7
0,7
-

в пределах
-
-
-
-
-
0,2–0,7

7. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более
2,5
3,5
2,0
2,0
3,5
0,5
По ГОСТ 2070-82
8. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже
28
28
30
30
-
28
По ГОСТ 6356-75
9. Температура начала кристаллизации, °С, не выше
60
60
60
60
60
55
По ГОСТ 5066-91, метод Б
10. Термоокислительная стабильность в статических условиях при 150 °С, не более:

По ГОСТ 11802-88
а) концентрация осадка, мг на 100 см3 топлива
18
18
6
35
18
6

б) концентрация растворимых смол, мг на 100 см3 топлива
-
-
-
-
-
30

в) концентрация не растворимых смол, мг на 100 см3 топлива
-
-
-
-
-
3

10а. (Исключен, Изм. № 2).


11. Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более
22
22
20
20
22
22
По ГОСТ 6994-74
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более
3
5
6
6
5
4
По ГОСТ 1567-97 или по ГОСТ 8489-85
13. Массовая доля общей серы, %, не более
0,20
0,25
0,10
0,10
0,25
0,10
По ГОСТ 19121-73
14. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более
0,003
0,005
0,001
-
0,005
0,001
По ГОСТ 17323-71
15. Массовая доля сероводорода
Отсутствие
По ГОСТ 17323-71
16. Испытание на медной пластинке при 100 °С в течение 3 ч
Выдерживает
По ГОСТ 6321-92 и п. 4.4 настоящего стандарта
17. Зольность, %, не более
0,003
0,003
0,003
0,003
0,003
0,003
По ГОСТ 1461-75
18. Содержание водорастворимых кислот и щелочей
Отсутствие
По ГОСТ 6307-75 и п. 4.9 настоящего стандарта
19. Содержание мыл нафтеновых кислот
Отсутствие
-
По ГОСТ 21103-75
20. Содержание механических примесей и воды
Отсутствие
По п. 4.5
21. Массовая доля нафталиновых углеводородов, %, не более
-
-
-
-
-
1,5
По ГОСТ 17749-72
22. Люминометрическое число, не ниже
-
-
-
-
-
50
По ГОСТ 17750-72
23. Термоокислительная стабильность, определяемая динамическим методом при 150–180 °С:

По ГОСТ 17751-79 и п. 4.6 настоящего стандарта
а) перепад давления на фильтре за 5 ч, кПа, не выше





10

б) отложения на подогревателе, баллы, не более
-
-
-
-
-
2

24. Взаимодействие с водой, балл, не более:

По ГОСТ 27154-86
а) состояние поверхности раздела
1
1
-
-
-
1

б) состояние разделенных фаз
1
1
-
-
-
1

25. Удельная электрическая проводимость, пСм/м:

По ГОСТ 25950-83
при температуре заправки техники, не менее
50
50
-
-
50
50

при 20 °С, не более
600
600
-
-
600
600

26. Давление насыщенных паров, гПа




133

По ГОСТ 1756-52
(мм рт. ст.), не более
-
-
-
-
(100)
-

27. Содержание суммы водорастворимых щелочных соединений
-
-
Отсутствие
-
По п. 4.7
Примечания:
1. Удельная электрическая проводимость нормируется только для топлив, содержащих антистатическую присадку Сигбол.
2. Топлива ТС-1 высшего и первого сорта, Т-2 и РТ, предназначенные для применения во всех климатических районах, за исключением района 11 (по ГОСТ 16350-80), допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С.
Допускается применять в климатическом районе 11 (ГОСТ 16350-80) топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С при температуре воздуха у земли не ниже минус 30 °С в течение 24 ч до вылета.
Топливо для применения в климатическом районе 11 с температурой начала кристаллизации не выше минус 55 °С (РТ) и минус 60 °С (ТС-1) вырабатывают по требованию потребителей.
3. Топливо Т-1С предназначено для специального потребления.
4. В топливе после длительного хранения (более 3 лет) допускается отклонение от норм, указанных в таблице:
- по кислотности — на 0,1 мг КОН на 100 см3 топлива;- по содержанию фактических смол — на 2 мг на 100 см3 топлива;- по количеству осадка при определении термической стабильности в статических условиях — на 2 мг на 100 см3 топлива.
5–6. (Исключены, Изм. № 1).
7. По требованию потребителей топливо Т-1 должно выпускаться плотностью при 20 °С не менее 810 кг/м3.
8. При производстве топлива марки РТ с присадкой Хайтек-580 норма по показателю 6 устанавливается не более 0,7 мг KOH/100 см3.
1.3. Обязательные требования к качеству продукции изложены в п. 1.2 и разд. 3 и 4.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Топлива для реактивных двигателей представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость, выкипающую в пределах 130–280 °С для топлив РТ, ТС-1 и Т-1 и 60-280 °С для топлива Т-2; температура самовоспламенения топлив РТ, ТС-1, Т-1, Т-1С-220 °С, топлива Т-2 - 230 °С.
Температурные пределы воспламенения паров топлив и концентрированные пределы взрываемости приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя
ТС-1, РТ
Т-1, Т-1С
Т-2
Температурные пределы воспламенения паров, °С:



- нижний
25
50
-10
- верхний
65
105
34
Концентрированные пределы взрываемости, %, объемные:



- нижний
1,5
1,8
1,0
- верхний
8,0
8,0
6,8
2.2. Топлива для реактивных двигателей являются малоопасными продуктами и в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 относятся к 4-му классу.
2.3. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3 в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88.
2.4. В помещении для хранения и применения топлива для реактивных двигателей запрещается обращение с открытым огнем.
Искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении. При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
2.5. При разливе топлива для реактивных двигателей необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть горячей водой и протереть сухой тряпкой. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
2.6. Необходимыми мерами предосторожности при работе с топливом для реактивных двигателей является применение индивидуальных средств защиты согласно типовым отраслевым нормам.
2.7. Помещение, в котором проводится работа с топливом для реактивных двигателей, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией. В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.
2.8. При загорании применяют следующие средства пожаротушения: пену, при объемном тушении — углекислый газ, составы СЖБ и 3,5, перегретый пар (все средства, кроме воды).

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Топливо для реактивных двигателей принимают партиями. Партией считают любое количество топлива, изготовленного за один непрерывный технологический процесс, однородного по своим показателям качества и компонентному составу, оформленное одним документом о качестве. В документе должно быть указано количество противоизносной, антиокислительной и антистатической присадок, введенных при изготовлении топлива.
3.2. Объем выборки — по ГОСТ 2517-85.
3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
3.4. Показатель по подпункту 19 определяют только в топливах, полученных с применением защелачивания и водной промывки.
3.5. Показатели по подпунктам 21, 22 и 23 определяет изготовитель периодически, но не реже одного раза в 3 мес. Показатели по подпунктам 10 "б" и "в" определяет изготовитель не реже одного раза в 3 мес. в партиях топлива, для которых определяется термоокислительная стабильность динамическим методом (ГОСТ 17751-79).
При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей качества испытания переводят в категорию приемосдаточных и проводят испытания по данному показателю для каждой партии до получения положительных результатов не менее, чем на двух партиях подряд.
Топливо для поставки на длительное хранение и для экспорта должно быть проверено по всем показателям.

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Пробы топлива для реактивных двигателей отбирают по ГОСТ 2517-85. Объем объединенной пробы 2,0 дм3 каждой марки топлива.
4.2. Кислотность определяют по ГОСТ 5985-79 со следующими дополнениями: для анализа применяют этиловый спирт по ГОСТ 18300-87 высшего сорта, предварительно перегнанный из колбы с елочным дефлегматором до 10 %-го остатка и разбавленный до 85 %-ной концентрации. Спирт кипятят с применением обратного холодильника, нейтрализуют стандартным раствором щелочи в присутствии 8-9 капель индикатора. При титровании топлива для реактивных двигателей индикатор больше не добавляют. Титрование проводят из микробюретки с наименьшей ценой деления 0,01 см3.
4.3. Исключен.
4.4. Для топлива марки РТ после введения присадок допускается изменение цвета пластинки на оранжевый, темно-оранжевый или малиновый, а также отдельные пятна тех же цветов.