Действующий
Ограничение срока действия снято по протоколу № 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
1.1. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытных образцов, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.
Для улучшения эксплуатационных свойств в топлива могут добавляться присадки, допущенные к применению в установленном порядке.
1.2. По физико-химическим и эксплуатационным показателям топлива должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | |||||
ТС-1 | Т-1С | Т-1 | Т-2 | РТ | |||
высший сорт ОКП 02 5121 0205 | первый сорт ОКП 02 5121 0204 | высший сорт ОКП 02 5121 0203 | первый сорт ОКП 02 5121 0202 | первый сорт ОКП 02 5121 0206 | высший сорт ОКП 02 5121 0201 | ||
1. Плотность при 20 °С, кг/м3, не менее | 780 | 775 | 810 | 800 | 755 | 775 | По ГОСТ 3900-85 |
2. Фракционный состав: | По ГОСТ 2177-82 | ||||||
а) температура начала перегонки, °С: | |||||||
не ниже | - | - | - | - | 60 | 135 | |
не выше | 150 | 150 | 150 | 150 | - | 155 | |
б) 10 % отгоняется при температуре, °С, не выше | 165 | 165 | 175 | 175 | 145 | 175 | |
в) 50 % отгоняется при температуре, °С, не выше | 195 | 195 | 225 | 225 | 195 | 225 | |
г) 90 % отгоняется при температуре, °С, не выше | 230 | 230 | 270 | 270 | 250 | 270 | |
д) 98 % отгоняется при температуре, °С, не выше | 250 | 250 | 280 | 280 | 280 | 280 | |
3. Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт): | По ГОСТ 33-82 | ||||||
при 20 °С, не менее | 1,30(1,30) | 1,25(1,25) | 1,50(1,50) | 1,50(1,50) | 1,05(1,05) | 1,25(1,25) | |
при минус 40 °С, не более | 8(8) | 8(8) | 16(16) | 16(16) | 6(6) | 16(16) | |
4. Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее | 43120 | 42900 | 42900 | 42900 | 43100 | 43120 | По ГОСТ 11065-90 и п. 4.8 настоящего стандарта |
5. Высота некоптящего пламени, мм, не менее | 25 | 25 | 20 | 20 | 25 | 25 | По ГОСТ 4338-91 |
6. Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, | По ГОСТ 5985-79 и п. 4.2 настоящего стандарта | ||||||
не более | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | - | |
в пределах | - | - | - | - | - | 0,2–0,7 | |
7. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более | 2,5 | 3,5 | 2,0 | 2,0 | 3,5 | 0,5 | По ГОСТ 2070-82 |
8. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже | 28 | 28 | 30 | 30 | - | 28 | По ГОСТ 6356-75 |
9. Температура начала кристаллизации, °С, не выше | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 55 | По ГОСТ 5066-91, метод Б |
10. Термоокислительная стабильность в статических условиях при 150 °С, не более: | По ГОСТ 11802-88 | ||||||
а) концентрация осадка, мг на 100 см3 топлива | 18 | 18 | 6 | 35 | 18 | 6 | |
б) концентрация растворимых смол, мг на 100 см3 топлива | - | - | - | - | - | 30 | |
в) концентрация не растворимых смол, мг на 100 см3 топлива | - | - | - | - | - | 3 | |
10а. (Исключен, Изм. № 2). | |||||||
11. Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более | 22 | 22 | 20 | 20 | 22 | 22 | По ГОСТ 6994-74 |
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более | 3 | 5 | 6 | 6 | 5 | 4 | По ГОСТ 1567-97 или по ГОСТ 8489-85 |
13. Массовая доля общей серы, %, не более | 0,20 | 0,25 | 0,10 | 0,10 | 0,25 | 0,10 | По ГОСТ 19121-73 |
14. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,003 | 0,005 | 0,001 | - | 0,005 | 0,001 | По ГОСТ 17323-71 |
15. Массовая доля сероводорода | Отсутствие | По ГОСТ 17323-71 | |||||
16. Испытание на медной пластинке при 100 °С в течение 3 ч | Выдерживает | По ГОСТ 6321-92 и п. 4.4 настоящего стандарта | |||||
17. Зольность, %, не более | 0,003 | 0,003 | 0,003 | 0,003 | 0,003 | 0,003 | По ГОСТ 1461-75 |
18. Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307-75 и п. 4.9 настоящего стандарта | |||||
19. Содержание мыл нафтеновых кислот | Отсутствие | - | По ГОСТ 21103-75 | ||||
20. Содержание механических примесей и воды | Отсутствие | По п. 4.5 | |||||
21. Массовая доля нафталиновых углеводородов, %, не более | - | - | - | - | - | 1,5 | По ГОСТ 17749-72 |
22. Люминометрическое число, не ниже | - | - | - | - | - | 50 | По ГОСТ 17750-72 |
23. Термоокислительная стабильность, определяемая динамическим методом при 150–180 °С: | По ГОСТ 17751-79 и п. 4.6 настоящего стандарта | ||||||
а) перепад давления на фильтре за 5 ч, кПа, не выше | 10 | ||||||
б) отложения на подогревателе, баллы, не более | - | - | - | - | - | 2 | |
24. Взаимодействие с водой, балл, не более: | По ГОСТ 27154-86 | ||||||
а) состояние поверхности раздела | 1 | 1 | - | - | - | 1 | |
б) состояние разделенных фаз | 1 | 1 | - | - | - | 1 | |
25. Удельная электрическая проводимость, пСм/м: | По ГОСТ 25950-83 | ||||||
при температуре заправки техники, не менее | 50 | 50 | - | - | 50 | 50 | |
при 20 °С, не более | 600 | 600 | - | - | 600 | 600 | |
26. Давление насыщенных паров, гПа | 133 | По ГОСТ 1756-52 | |||||
(мм рт. ст.), не более | - | - | - | - | (100) | - | |
27. Содержание суммы водорастворимых щелочных соединений | - | - | Отсутствие | - | По п. 4.7 |
1. Удельная электрическая проводимость нормируется только для топлив, содержащих антистатическую присадку Сигбол.
2. Топлива ТС-1 высшего и первого сорта, Т-2 и РТ, предназначенные для применения во всех климатических районах, за исключением района 11 (по ГОСТ 16350-80), допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С.
Допускается применять в климатическом районе 11 (ГОСТ 16350-80) топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С при температуре воздуха у земли не ниже минус 30 °С в течение 24 ч до вылета.
Топливо для применения в климатическом районе 11 с температурой начала кристаллизации не выше минус 55 °С (РТ) и минус 60 °С (ТС-1) вырабатывают по требованию потребителей.
4. В топливе после длительного хранения (более 3 лет) допускается отклонение от норм, указанных в таблице:
- по кислотности — на 0,1 мг КОН на 100 см3 топлива;- по содержанию фактических смол — на 2 мг на 100 см3 топлива;- по количеству осадка при определении термической стабильности в статических условиях — на 2 мг на 100 см3 топлива.
7. По требованию потребителей топливо Т-1 должно выпускаться плотностью при 20 °С не менее 810 кг/м3.
8. При производстве топлива марки РТ с присадкой Хайтек-580 норма по показателю 6 устанавливается не более 0,7 мг KOH/100 см3.
2.1. Топлива для реактивных двигателей представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость, выкипающую в пределах 130–280 °С для топлив РТ, ТС-1 и Т-1 и 60-280 °С для топлива Т-2; температура самовоспламенения топлив РТ, ТС-1, Т-1, Т-1С-220 °С, топлива Т-2 - 230 °С.
Температурные пределы воспламенения паров топлив и концентрированные пределы взрываемости приведены в таблице 2.
Таблица 2 | |||
Наименование показателя | ТС-1, РТ | Т-1, Т-1С | Т-2 |
Температурные пределы воспламенения паров, °С: | |||
- нижний | 25 | 50 | -10 |
- верхний | 65 | 105 | 34 |
Концентрированные пределы взрываемости, %, объемные: | |||
- нижний | 1,5 | 1,8 | 1,0 |
- верхний | 8,0 | 8,0 | 6,8 |
2.2. Топлива для реактивных двигателей являются малоопасными продуктами и в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 относятся к 4-му классу.
2.3. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3 в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88.
2.4. В помещении для хранения и применения топлива для реактивных двигателей запрещается обращение с открытым огнем.
Искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении. При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
2.5. При разливе топлива для реактивных двигателей необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть горячей водой и протереть сухой тряпкой. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
2.6. Необходимыми мерами предосторожности при работе с топливом для реактивных двигателей является применение индивидуальных средств защиты согласно типовым отраслевым нормам.
2.7. Помещение, в котором проводится работа с топливом для реактивных двигателей, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией. В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.
2.8. При загорании применяют следующие средства пожаротушения: пену, при объемном тушении — углекислый газ, составы СЖБ и 3,5, перегретый пар (все средства, кроме воды).
3.1. Топливо для реактивных двигателей принимают партиями. Партией считают любое количество топлива, изготовленного за один непрерывный технологический процесс, однородного по своим показателям качества и компонентному составу, оформленное одним документом о качестве. В документе должно быть указано количество противоизносной, антиокислительной и антистатической присадок, введенных при изготовлении топлива.
3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же выборки.
3.4. Показатель по подпункту 19 определяют только в топливах, полученных с применением защелачивания и водной промывки.
3.5. Показатели по подпунктам 21, 22 и 23 определяет изготовитель периодически, но не реже одного раза в 3 мес. Показатели по подпунктам 10 "б" и "в" определяет изготовитель не реже одного раза в 3 мес. в партиях топлива, для которых определяется термоокислительная стабильность динамическим методом (ГОСТ 17751-79).
При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей качества испытания переводят в категорию приемосдаточных и проводят испытания по данному показателю для каждой партии до получения положительных результатов не менее, чем на двух партиях подряд.
Топливо для поставки на длительное хранение и для экспорта должно быть проверено по всем показателям.
4.1. Пробы топлива для реактивных двигателей отбирают по ГОСТ 2517-85. Объем объединенной пробы 2,0 дм3 каждой марки топлива.
4.2. Кислотность определяют по ГОСТ 5985-79 со следующими дополнениями: для анализа применяют этиловый спирт по ГОСТ 18300-87 высшего сорта, предварительно перегнанный из колбы с елочным дефлегматором до 10 %-го остатка и разбавленный до 85 %-ной концентрации. Спирт кипятят с применением обратного холодильника, нейтрализуют стандартным раствором щелочи в присутствии 8-9 капель индикатора. При титровании топлива для реактивных двигателей индикатор больше не добавляют. Титрование проводят из микробюретки с наименьшей ценой деления 0,01 см3.