(Действующий) ГОСТ 25346-89 Основные нормы взаимозаменяемости. ЕСПД. Общие...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
308 × 360 пикс.     Открыть в новом окне
Черт.1
1.1.5. Наименьший предельный размер - наименьший допустимый размер элемента (черт.1).
1.1.6. Номинальный размер - размер, относительно которого определяются отклонения (черт.1 и 2).
397 × 234 пикс.     Открыть в новом окне
Черт.2
1.1.7. Отклонение - алгебраическая разность между размером (действительным или предельным размером) и соответствующим номинальным размером.
1.1.8. Действительное отклонение - алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами.
1.1.9. Предельное отклонение - алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения.
1.1.10. Верхнее отклонение ES, es - алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами (черт.2).
Примечание. ES - верхнее отклонение отверстия; es - верхнее отклонение вала.
1.1.11. Нижнее отклонение EI, ei - алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами (черт.2).
Примечание. EI - нижнее отклонение отверстия; ei - нижнее отклонение вала.
1.1.12. Основное отклонение - одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии.
1.1.13. Нулевая линия - линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные - вниз (черт.2).
1.1.14. Допуск Т - разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями (черт.2).
Примечание. Допуск - это абсолютная величина без знака.
1.1.15. Стандартный допуск IT - любой из допусков, устанавливаемых данной системой допусков и посадок.
Примечание. В дальнейшем в стандарте под термином "допуск" понимается "стандартный допуск".
1.1.16. Поле допуска - поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии (черт.2).
1.1.17. Квалитет (степень точности) - совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.
1.1.18. Единица допуска i, I - множитель в формулах допусков, являющийся функцией номинального размера и служащий для определения числового значения допуска.
Примечание. i - единица допуска для номинальных размеров до 500 мм, I - единица допуска для номинальных размеров св. 500 мм.
1.1.19. Вал - термин, условно применяемый для обозначений наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.
1.1.20. Отверстие - термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.
1.1.21. Основной вал - вал, верхнее отклонение которого равно нулю.
1.1.22. Основное отверстие - отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.
1.1.23. Предел максимума материала - термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наибольший объем материала, т.е. наибольшему предельному размеру вала или наименьшему предельному размеру отверстия.
Примечание. Применявшийся ранее термин "проходной предел" использовать не рекомендуется.
1.1.24. Предел минимума материала - термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наименьший объем материала, т.е. наименьшему предельному размеру вала или наибольшему предельному размеру отверстия.
Примечание. Применявшийся ранее термин "непроходной предел" использовать не рекомендуется.
1.1.25. Посадка - характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
1.1.26. Номинальный размер посадки - номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.
1.1.27. Допуск посадки - сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.
1.1.28. Зазор - разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала (черт.3).
186 × 185 пикс.     Открыть в новом окне
Черт.3
1.1.29. Натяг - разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия (черт.4).
192 × 194 пикс.     Открыть в новом окне
Черт.4
Примечание. Натяг можно определять как отрицательную разность между размерами отверстия и вала.
1.1.30. Посадка с зазором - посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала (черт.5).
1.1.31. Посадка с натягом - посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала (черт.6).
160 × 103 пикс.     Открыть в новом окне
Черт.6
1.1.32. Переходная посадка - посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга в соединении, в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. При графическом изображении поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или частично (черт.7).
Черт.7
1.1.33. Наименьший зазор - разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала в посадке с зазором (черт.8).
1.1.34. Наибольший зазор - разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала в посадке с зазором или в переходной посадке (черт.8 и 9).