(Действующий) ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
___________
*Здесь и далее соответствующие работы и иные функции может выполнять подкомитет МТК - МПК и его органы (если это предусмотрено в положении о данном МТК).
4.1.2.1 Секретариат МТК совместно с секретариатом аналогичного* российского ТК рассматривают, анализируют и обобщают полученные заявки (предложения) по разработке стандарта, оценивают актуальность его разработки, возможности финансирования этой работы за счет средств федерального бюджета или иных источников, а также целесообразность ее проведения на межгосударственном уровне.
___________
*Аналогичным считается такой российский ТК или его подкомитет (ПК), который имеет общую область деятельности с данным МТК (МПК) и которому национальным органом Российской Федерации по стандартизации поручено выполнение функций постоянно действующего национального рабочего органа Российской Федерации в данном МТК (МПК). Здесь и далее, где упоминается российский ТК, соответствующие работы и иные функции могут выполнять ПК и его органы (если это предусмотрено в положении о данном ТК).
Примечание - Если заинтересованный орган власти или лицо готово взять на себя функции заказчика разработки национального стандарта или его разработчика, то эту заинтересованность выражают в соответствующей заявке. В остальных случаях заинтересованность выражают в обоснованном предложении.
4.1.2.2 При согласии с заявками (предложениями) по разработке стандарта секретариат российского ТК включает его разработку в предложения к проекту программы разработки национальных стандартов.
Дальнейшие работы по формированию и утверждению программы разработки национальных стандартов и программы работ по межгосударственной стандартизации осуществляют в порядке, установленном национальным органом Российской Федерации по стандартизации, и правилами по программному планированию, установленными Межгосударственным советом [2]. При этом, если выбор исполнителя работ по разработке стандарта не определен заказчиком данной работы, секретариат российского ТК определяет разработчика проекта стандарта (далее - разработчик), выбирая для этого организацию, специализирующуюся по данному виду продукции (услуг, технологии или иному объекту стандартизации) и имеющую в этой области наиболее высокий научно-технический потенциал, или формируя рабочую группу, в которую должны входить квалифицированные специалисты, имеющие опыт разработки нормативных и/или технических документов в данной области.
В обоснованных случаях (например, в случае инициативной разработки за счет собственных средств) разработчиком может быть любое юридическое или физическое лицо.
4.1.3 Перед началом разработки стандарта разработчик направляет в другие государства (через МТК или национальный орган Российской Федерации по стандартизации) информацию, предусмотренную ГОСТ 1.2 (пункт 3.2.2) в виде соответствующего уведомления по ГОСТ Р 1.13.
4.2 Разработка первой редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации.
4.2.1.2 При разработке стандарта разработчик использует или учитывает:
- требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов, а также технических регламентов государств - участников Соглашения и иных государств;
- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;
- национальные стандарты Российской Федерации;
- прогрессивные национальные стандарты других стран (в первую очередь стран - участниц Соглашения);
- стандарты организаций, разработанные передовыми отечественными предприятиями, научными организациями и общественными объединениями;
- фирменные (корпоративные) стандарты известных зарубежных компаний (в первую очередь стран - участниц Соглашения);
- иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;
- предложения национальных органов по стандартизации стран - участниц Соглашения, членов МТК и членов российского ТК, а также иных органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.
Примечание - При использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации. При этом необходимую информацию приводят в предисловии стандарта и/или в пояснительной записке к нему.
4.2.1.3 При применении как основы для разработки межгосударственного стандарта международного, регионального или зарубежного национального стандарта учитывают соответствующие требования ГОСТ 1.5 (раздел 9).
4.2.1.4 Наименование, построение и изложение проекта стандарта – по ГОСТ 1.5 (разделы 3 и 4). При этом в разрабатываемом стандарте следует избегать дублирования требований действующих стандартов, заменяя их соответствующими ссылками в соответствии с ГОСТ 1.5 (подраздел 4.8).
4.2.1.5 Пояснительная записка к проекту стандарта – по ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.3.1).
4.2.2 Рассмотрение первой редакции проекта стандарта и его публичное обсуждение в Российской Федерации осуществляют в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 1.2 (пункты 4.2.2-4.2.10).
4.2.3 До начала срока, предназначенного для публичного обсуждения проекта стандарта в Российской Федерации, разработчик направляет данный проект в секретариат МТК или секретариат российского ТК.
4.2.4 Секретариат МТК совместно с секретариатом российского ТК проверяют проект стандарта на соответствие:
- ГОСТ 1.0 и ГОСТ 1.5;
- действующим федеральным законам, действующему или разрабатываемому техническому регламенту (регламентам), иным правовым актам и нормативным правовым актам Российской Федерации;
- целям и принципам стандартизации в Российской Федерации, указанным в ГОСТ Р 1.0;
- утвержденным (принятым) ранее стандартам, которые действуют в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, в том числе действующим в Российской Федерации межгосударственным стандартам (если они взаимосвязаны с разрабатываемым стандартом и при этом не подлежат пересмотру, изменению или отмене);
- метрологическим правилам и нормам;
- международным и региональным стандартам;
- терминологии, принятой в данной области стандартизации на межгосударственном или национальном уровне в Российской Федерации (при отсутствии стандартизованной терминологии на межгосударственном уровне) и распространяющейся на данный объект стандартизации.
Если проект стандарта идентичен международному (региональному) стандарту или модифицирован по отношению к нему, то секретариат МТК оценивает обоснованность выбора формы гармонизации.
4.2.5 При положительных результатах проверки проекта стандарта секретариат российского ТК сообщает разработчику о возможности начать процедуру публичного обсуждения проекта стандарта Российской Федерации, а секретариат МТК рассылает проект стандарта вместе с пояснительной запиской полномочным представителям государств в МТК или национальным органам по стандартизации заинтересованных государств, указывая при этом в сопроводительном письме окончательную дату получения отзыва и (при необходимости) адрес его получателя.
4.2.5.1 По согласованию с полномочными представителями других государств в МТК (национальными органами) секретариат МТК может разослать первую редакцию проекта стандарта на отзыв непосредственно предприятиям (организациям), расположенным на территории этих государств. Информацию об этом также приводят в пояснительной записке к проекту стандарта.
4.2.5.2 При отрицательных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат МТК может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до рассылки членам МТК (национальным органам).
4.2.6 Разработчик готовит уведомление о разработке проекта стандарта по ГОСТ Р 1.13 и направляет его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации для опубликования в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
4.3 Разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации.
4.3.1 Секретариат МТК совместно с секретариатом российского ТК рассматривают отзывы на проект стандарта, поступившие из других государств (до установленной для них даты представления отзывов), оценивают целесообразность учета высказанных в них замечаний и предложений и в срок, не превышающий 10 дней после этой даты, направляют отзывы разработчику, а также сообщают разработчику свои рекомендации по учету замечаний и предложений, которые приведены в данных отзывах.
4.3.2 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта с учетом замечаний и предложений, поступивших от заинтересованных лиц Российской Федерации и других государств, и результатов публичного обсуждения доработанного проекта стандарта в Российской Федерации (см. ГОСТ Р 1.2, пункт 4.2.7), а также с учетом соответствующих рекомендаций секретариата МТК. При этом разработчик готовит сводку отзывов на первую редакцию, которые поступили от других государств, по форме, установленной ГОСТ 1.2 (приложение Е), а также сводку замечаний и предложений, поступивших от заинтересованных лиц Российской Федерации, по форме, установленной ГОСТ Р 1.2 (приложение А).
Примечание - По согласованию с секретариатом МТК допускается объединение указанных сводок, если это направлено на обоснование значительных отличий между первой и окончательной редакциями проекта стандарта.
4.3.3 После подготовки окончательной редакции проекта стандарта разработчик оформляет пояснительную записку к ней, включая в соответствующий раздел сведения о результатах публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации и краткую характеристику полученных замечаний и предложений, а также достаточно подробную информацию об учете наиболее принципиальных из них.
Примечание - Вместо изложения указанных сведений в пояснительной записке может быть использована объединенная сводка отзывов по Российской Федерации и другим странам.
4.3.4 Разработчик представляет окончательную редакцию проекта стандарта, сводки отзывов и пояснительную записку в секретариат МТК. При этом результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта и его согласования в Российской Федерации оформляют и представляют в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (подпункты 4.3.2.1-4.3.2.2 и пункт 4.3.3).
4.3.5 Секретариат МТК совместно с секретариатом российского ТК проводят:
- организацию рассмотрения содержания проекта стандарта членами российского ТК и голосования по нему в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.5);
- оценку полноты учета замечаний и предложений, высказанных по результатам рассмотрения и публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации и других странах, путем рассмотрения соответствующих сводок;