(Действующий) ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
4.1 Организация разработки стандарта
4.1.1 Разработку стандарта осуществляют на основании программы разработки национальных стандартов и программы работ по межгосударственной стандартизации, которую формируют и принимают в соответствии с правилами по программному планированию, установленными Межгосударственным советом [1].
В обоснованных случаях допускается осуществлять разработку стандарта в инициативном порядке.
4.1.2 Разработку стандарта организует секретариат межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), который осуществляет свои функции на основании принятого Межгосударственным советом положения о данном МТК.*
___________
*Здесь и далее соответствующие работы и иные функции может выполнять подкомитет МТК - МПК и его органы (если это предусмотрено в положении о данном МТК).
4.1.2.1 Секретариат МТК совместно с секретариатом аналогичного* российского ТК рассматривают, анализируют и обобщают полученные заявки (предложения) по разработке стандарта, оценивают актуальность его разработки, возможности финансирования этой работы за счет средств федерального бюджета или иных источников, а также целесообразность ее проведения на межгосударственном уровне.
___________
*Аналогичным считается такой российский ТК или его подкомитет (ПК), который имеет общую область деятельности с данным МТК (МПК) и которому национальным органом Российской Федерации по стандартизации поручено выполнение функций постоянно действующего национального рабочего органа Российской Федерации в данном МТК (МПК). Здесь и далее, где упоминается российский ТК, соответствующие работы и иные функции могут выполнять ПК и его органы (если это предусмотрено в положении о данном ТК).
Примечание - Если заинтересованный орган власти или лицо готово взять на себя функции заказчика разработки национального стандарта или его разработчика, то эту заинтересованность выражают в соответствующей заявке. В остальных случаях заинтересованность выражают в обоснованном предложении.
4.1.2.2 При согласии с заявками (предложениями) по разработке стандарта секретариат российского ТК включает его разработку в предложения к проекту программы разработки национальных стандартов.
Дальнейшие работы по формированию и утверждению программы разработки национальных стандартов и программы работ по межгосударственной стандартизации осуществляют в порядке, установленном национальным органом Российской Федерации по стандартизации, и правилами по программному планированию, установленными Межгосударственным советом [2]. При этом, если выбор исполнителя работ по разработке стандарта не определен заказчиком данной работы, секретариат российского ТК определяет разработчика проекта стандарта (далее - разработчик), выбирая для этого организацию, специализирующуюся по данному виду продукции (услуг, технологии или иному объекту стандартизации) и имеющую в этой области наиболее высокий научно-технический потенциал, или формируя рабочую группу, в которую должны входить квалифицированные специалисты, имеющие опыт разработки нормативных и/или технических документов в данной области.
В обоснованных случаях (например, в случае инициативной разработки за счет собственных средств) разработчиком может быть любое юридическое или физическое лицо.
4.1.3 Перед началом разработки стандарта разработчик направляет в другие государства (через МТК или национальный орган Российской Федерации по стандартизации) информацию, предусмотренную ГОСТ 1.2 (пункт 3.2.2) в виде соответствующего уведомления по ГОСТ Р 1.13.
4.2 Разработка первой редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации.
4.2.1.2 При разработке стандарта разработчик использует или учитывает:
- требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов, а также технических регламентов государств - участников Соглашения и иных государств;
- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;
- национальные стандарты Российской Федерации;
- прогрессивные национальные стандарты других стран (в первую очередь стран - участниц Соглашения);
- стандарты организаций, разработанные передовыми отечественными предприятиями, научными организациями и общественными объединениями;
- фирменные (корпоративные) стандарты известных зарубежных компаний (в первую очередь стран - участниц Соглашения);
- иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;
- предложения национальных органов по стандартизации стран - участниц Соглашения, членов МТК и членов российского ТК, а также иных органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.
Примечание - При использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации. При этом необходимую информацию приводят в предисловии стандарта и/или в пояснительной записке к нему.
4.2.1.3 При применении как основы для разработки межгосударственного стандарта международного, регионального или зарубежного национального стандарта учитывают соответствующие требования ГОСТ 1.5 (раздел 9).
4.2.1.4 Наименование, построение и изложение проекта стандарта – по ГОСТ 1.5 (разделы 3 и 4). При этом в разрабатываемом стандарте следует избегать дублирования требований действующих стандартов, заменяя их соответствующими ссылками в соответствии с ГОСТ 1.5 (подраздел 4.8).
4.2.1.5 Пояснительная записка к проекту стандарта – по ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.3.1).
4.2.2 Рассмотрение первой редакции проекта стандарта и его публичное обсуждение в Российской Федерации осуществляют в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 1.2 (пункты 4.2.2-4.2.10).
4.2.3 До начала срока, предназначенного для публичного обсуждения проекта стандарта в Российской Федерации, разработчик направляет данный проект в секретариат МТК или секретариат российского ТК.
4.2.4 Секретариат МТК совместно с секретариатом российского ТК проверяют проект стандарта на соответствие:
- ГОСТ 1.0 и ГОСТ 1.5;
- действующим федеральным законам, действующему или разрабатываемому техническому регламенту (регламентам), иным правовым актам и нормативным правовым актам Российской Федерации;
- целям и принципам стандартизации в Российской Федерации, указанным в ГОСТ Р 1.0;
- утвержденным (принятым) ранее стандартам, которые действуют в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, в том числе действующим в Российской Федерации межгосударственным стандартам (если они взаимосвязаны с разрабатываемым стандартом и при этом не подлежат пересмотру, изменению или отмене);
- метрологическим правилам и нормам;
- международным и региональным стандартам;
- терминологии, принятой в данной области стандартизации на межгосударственном или национальном уровне в Российской Федерации (при отсутствии стандартизованной терминологии на межгосударственном уровне) и распространяющейся на данный объект стандартизации.
Если проект стандарта идентичен международному (региональному) стандарту или модифицирован по отношению к нему, то секретариат МТК оценивает обоснованность выбора формы гармонизации.
4.2.5 При положительных результатах проверки проекта стандарта секретариат российского ТК сообщает разработчику о возможности начать процедуру публичного обсуждения проекта стандарта Российской Федерации, а секретариат МТК рассылает проект стандарта вместе с пояснительной запиской полномочным представителям государств в МТК или национальным органам по стандартизации заинтересованных государств, указывая при этом в сопроводительном письме окончательную дату получения отзыва и (при необходимости) адрес его получателя.
4.2.5.1 По согласованию с полномочными представителями других государств в МТК (национальными органами) секретариат МТК может разослать первую редакцию проекта стандарта на отзыв непосредственно предприятиям (организациям), расположенным на территории этих государств. Информацию об этом также приводят в пояснительной записке к проекту стандарта.
4.2.5.2 При отрицательных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат МТК может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до рассылки членам МТК (национальным органам).
4.2.6 Разработчик готовит уведомление о разработке проекта стандарта по ГОСТ Р 1.13 и направляет его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации для опубликования в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
4.3 Разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации.
4.3.1 Секретариат МТК совместно с секретариатом российского ТК рассматривают отзывы на проект стандарта, поступившие из других государств (до установленной для них даты представления отзывов), оценивают целесообразность учета высказанных в них замечаний и предложений и в срок, не превышающий 10 дней после этой даты, направляют отзывы разработчику, а также сообщают разработчику свои рекомендации по учету замечаний и предложений, которые приведены в данных отзывах.
4.3.2 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта с учетом замечаний и предложений, поступивших от заинтересованных лиц Российской Федерации и других государств, и результатов публичного обсуждения доработанного проекта стандарта в Российской Федерации (см. ГОСТ Р 1.2, пункт 4.2.7), а также с учетом соответствующих рекомендаций секретариата МТК. При этом разработчик готовит сводку отзывов на первую редакцию, которые поступили от других государств, по форме, установленной ГОСТ 1.2 (приложение Е), а также сводку замечаний и предложений, поступивших от заинтересованных лиц Российской Федерации, по форме, установленной ГОСТ Р 1.2 (приложение А).
Примечание - По согласованию с секретариатом МТК допускается объединение указанных сводок, если это направлено на обоснование значительных отличий между первой и окончательной редакциями проекта стандарта.
4.3.3 После подготовки окончательной редакции проекта стандарта разработчик оформляет пояснительную записку к ней, включая в соответствующий раздел сведения о результатах публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации и краткую характеристику полученных замечаний и предложений, а также достаточно подробную информацию об учете наиболее принципиальных из них.
Примечание - Вместо изложения указанных сведений в пояснительной записке может быть использована объединенная сводка отзывов по Российской Федерации и другим странам.