(Действующий) ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Общие положения

3.1 Разработку, применение и обновление межгосударственных стандартов (далее - стандарты)осуществляют в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности, которое заключено правительствами стран Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 г. в г.Москве (далее - Соглашение)*.
___________
*С дополнениями и изменениями от 20 июня 2000 г. (г.Москва).
3.2 Разработку, применение и обновление стандартов осуществляют для достижения целей межгосударственной стандартизации на основе соблюдения ее основных принципов, которые определены ГОСТ 1.0 (разделы 4 и 5).
3.3 Стандарты разрабатывают в соответствии с основными направлениями работ по межгосударственной стандартизации на объекты стандартизации, которые определены ГОСТ 1.0 (разделы 6 и 7).
3.4 При разработке, применении, обновлении и прекращении применения стандартов в Российской Федерации соблюдают соответствующие общие правила, которые установлены ГОСТ 1.2.
3.5 Требования, устанавливаемые в стандартах, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг.
3.5.1 Требования, устанавливаемые в стандартах, не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, а также требованиям стандартов, утвержденных (принятых) ранее и действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов.
3.5.2 Если требования действующих межгосударственных стандартов и/или национальных стандартов Российской Федерации устарели и противоречат требованиям, устанавливаемым в разрабатываемом проекте стандарта, то одновременно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов в соответствии с разделом 8 или их отмену в соответствии с разделом 9.
Примечания
1 Указанную комплексность работ по стандартизации обеспечивают при подготовке программы разработки национальных стандартов.
2 Для национальных стандартов Российской Федерации работы по их обновлению проводят в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (раздел 5), а по их отмене - в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (раздел 6).
3.6 Проект стандарта оформляют по ГОСТ 1.5 (подразделы 6.1 и 6.2) в электронно-цифровой форме. Данную форму рекомендуется применять также при оформлении иных документов, используемых в процессе разработки проекта стандарта.
Применение машинописного способа оформления проекта стандарта допускается только по согласованию с заказчиком разработки и/или национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
3.7 Пересылку любых документов в электронно-цифровой форме на этапах проведения работ, правила проведения которых установлены настоящим стандартом, осуществляют по электронной почте. При этом соблюдают принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее – Межгосударственный совет) порядок обмена электронными документами в части использования редактируемых и не редактируемых форматов.
При применении электронной почты получатель документа в трехдневный срок уведомляет отправителя о получении документа.
В случае отсутствия электронной почты у отправителя и/или получателя пересылаемых документов могут использоваться любые иные способы доставки. При использовании иных способов пересылки документа (на бумажных носителях) одновременно направляют получателю документа оперативное сообщение об отправке телефоном, факсом, телеграммой или другим способом, обеспечивающим срочную доставку этого уведомления. При этом получатель документа в трехдневный срок после его получения уведомляет отправителя об этом.

4 Правила разработки в Российской Федерации стандартов при участии межгосударственных технических комитетов по стандартизации*

___________
* Правила, установленные в настоящем разделе, распространяются только на те комитеты, ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию.
4.1 Организация разработки стандарта
4.1.1 Разработку стандарта осуществляют на основании программы разработки национальных стандартов и программы работ по межгосударственной стандартизации, которую формируют и принимают в соответствии с правилами по программному планированию, установленными Межгосударственным советом [1].
В обоснованных случаях допускается осуществлять разработку стандарта в инициативном порядке.
4.1.2 Разработку стандарта организует секретариат межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), который осуществляет свои функции на основании принятого Межгосударственным советом положения о данном МТК.*
___________
*Здесь и далее соответствующие работы и иные функции может выполнять подкомитет МТК - МПК и его органы (если это предусмотрено в положении о данном МТК).
4.1.2.1 Секретариат МТК совместно с секретариатом аналогичного* российского ТК рассматривают, анализируют и обобщают полученные заявки (предложения) по разработке стандарта, оценивают актуальность его разработки, возможности финансирования этой работы за счет средств федерального бюджета или иных источников, а также целесообразность ее проведения на межгосударственном уровне.
___________
*Аналогичным считается такой российский ТК или его подкомитет (ПК), который имеет общую область деятельности с данным МТК (МПК) и которому национальным органом Российской Федерации по стандартизации поручено выполнение функций постоянно действующего национального рабочего органа Российской Федерации в данном МТК (МПК). Здесь и далее, где упоминается российский ТК, соответствующие работы и иные функции могут выполнять ПК и его органы (если это предусмотрено в положении о данном ТК).
Примечание - Если заинтересованный орган власти или лицо готово взять на себя функции заказчика разработки национального стандарта или его разработчика, то эту заинтересованность выражают в соответствующей заявке. В остальных случаях заинтересованность выражают в обоснованном предложении.
4.1.2.2 При согласии с заявками (предложениями) по разработке стандарта секретариат российского ТК включает его разработку в предложения к проекту программы разработки национальных стандартов.
Дальнейшие работы по формированию и утверждению программы разработки национальных стандартов и программы работ по межгосударственной стандартизации осуществляют в порядке, установленном национальным органом Российской Федерации по стандартизации, и правилами по программному планированию, установленными Межгосударственным советом [2]. При этом, если выбор исполнителя работ по разработке стандарта не определен заказчиком данной работы, секретариат российского ТК определяет разработчика проекта стандарта (далее - разработчик), выбирая для этого организацию, специализирующуюся по данному виду продукции (услуг, технологии или иному объекту стандартизации) и имеющую в этой области наиболее высокий научно-технический потенциал, или формируя рабочую группу, в которую должны входить квалифицированные специалисты, имеющие опыт разработки нормативных и/или технических документов в данной области.
В обоснованных случаях (например, в случае инициативной разработки за счет собственных средств) разработчиком может быть любое юридическое или физическое лицо.
4.1.3 Перед началом разработки стандарта разработчик направляет в другие государства (через МТК или национальный орган Российской Федерации по стандартизации) информацию, предусмотренную ГОСТ 1.2 (пункт 3.2.2) в виде соответствующего уведомления по ГОСТ Р 1.13.
4.2 Разработка первой редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации.
4.2.1.2 При разработке стандарта разработчик использует или учитывает:
- требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов, а также технических регламентов государств - участников Соглашения и иных государств;
- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;
- национальные стандарты Российской Федерации;
- прогрессивные национальные стандарты других стран (в первую очередь стран - участниц Соглашения);
- стандарты организаций, разработанные передовыми отечественными предприятиями, научными организациями и общественными объединениями;
- фирменные (корпоративные) стандарты известных зарубежных компаний (в первую очередь стран - участниц Соглашения);
- иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;