Действующий
4.4.5 В качестве окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта секретариат МТК по согласованию с национальным органом Российской Федерации по стандартизации может предложить действующий национальный стандарт Российской Федерации или международный стандарт*, если в нем нет нормативных ссылок на другие стандарты и/или иные документы, которые не действуют на межгосударственном уровне**. Данное предложение предварительно рассматривают на заседании соответствующего российского ТК. В случае одобрения этого предложения секретариат МТК осуществляет рассылку в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.8.1).
**Наличие в стандарте таких нормативных ссылок является основанием для разработки межгосударственного стандарта в порядке, установленном 4.2 и 4.3. При этом первая редакция проекта стандарта в Российской Федерации не рассматривается, если в этом качестве предложен действующий национальный стандарт Российской Федерации.
4.4.5.1 При принятии предложенного стандарта в качестве межгосударственного по переписке или на заседании Межгосударственного совета секретариат МТК переоформляет стандарт в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.8.3) и направляет его вместе с сопроводительным письмом, подписанным председателем МТК, и подлинниками бюллетеней голосования в национальный орган Российской Федерации по стандартизации, который обеспечивает издательское редактирование стандарта и направляет его на регистрацию в Бюро по стандартам вместе с документами, указанными в 4.4.3.1.
4.4.5.2 При отрицательных результатах голосования секретариат МТК доводит соответствующую информацию до сведения Бюро по стандартам и национальных органов, принявших участие в голосовании.
5 Правила разработки межгосударственных стандартов в Российской Федерации при отсутствии межгосударственных технических комитетов по стандартизации
5.1 Если межгосударственный стандарт разрабатывают впервые, и эта работа не включена в программу работ по межгосударственной стандартизации, то сначала разрабатывают национальный стандарт Российской Федерации (в соответствии с порядком, установленным ГОСТ Р 1.2), а затем проводят работы, указанные в 4.4.5. При этом работы, предписанные для выполнения секретариату МТК, проводит секретариат российского ТК, а при его отсутствии - национальный орган Российской Федерации по стандартизации или по договору с ним иная, не зависящая от разработчика организация, которая специализируется по соответствующей тематике, например уполномоченная организация по стандартизации, если она определена в данной отрасли (секторе) экономики.
Рассылку проекта стандарта (первой и окончательной редакций) в другие государства и обобщение результатов их голосования проводит национальный орган Российской Федерации по стандартизации.
5.2 Если разработка межгосударственного стандарта включена в программу работ по межгосударственной стандартизации, то его разработку в Российской Федерации осуществляют в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункты 3.1 и 3.2) и ГОСТ Р 1.2 (разделы 3 и 4).
5.2.1 Рассылку первой редакции проекта стандарта заинтересованным органам исполнительной власти, юридическим и физическим лицам Российской Федерации и национальным органам по стандартизации других стран осуществляют одновременно. При этом направление проекта стандарта в национальные органы других стран осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации, а заинтересованным лицам в Российской Федерации - разработчик.
5.2.2 Рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта в национальном органе Российской Федерации по стандартизации перед направлением на голосование в другие страны, подведение итогов голосования по проекту стандарта, а также дальнейшие работы с ним осуществляют в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2].
5.2.3 При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта национальный орган Российской Федерации по стандартизации направляет в Бюро по стандартам (Секретариат МНТКС) подлинники бюллетеней повторного голосования с замечаниями и предложениями, поступившими вместе с ними, а также сообщает свое мнение о целесообразности дальнейшей доработки проекта стандарта для принятия соответствующего решения в порядке, установленном ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.6.4).
6 Правила рассмотрения в Российской Федерации проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других государствах
6.1 После поступления из Бюро по стандартам программы работ по межгосударственной стандартизации (или после поступления уведомления о разработке стандарта, проводимой в другом государстве в инициативном порядке) национальный орган Российской Федерации по стандартизации в месячный срок определяет юридическое лицо, ответственное за рассмотрение каждого из проектов стандартов, разрабатываемых в других государствах.
6.1.3 Лицо, ответственное за рассмотрение проекта, готовит уведомление о разработке проекта стандарта в другом государстве по ГОСТ Р 1.13 и направляет данное уведомление в национальный орган Российской Федерации по стандартизации для опубликования в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме с целью организации публичного обсуждения проекта данного стандарта в Российской Федерации.
6.2 Органы исполнительной власти, юридические и физические лица, заинтересованные в рассмотрении проекта данного стандарта, направляют соответствующие запросы лицу, ответственному за его рассмотрение.
6.3 После поступления первой редакции проекта стандарта, разрабатываемого в другом государстве, национальный орган Российской Федерации по стандартизации в двухдневный срок направляет этот проект лицу, ответственному за его рассмотрение. При необходимости национальный орган Российской Федерации по стандартизации может направить проект стандарта также на метрологическую, терминологическую, научно-техническую, юридическую (правовую) и/или иную экспертизу в соответствующие организации.
6.4 Лицо, ответственное за рассмотрение, в десятидневный срок со дня получения проекта стандарта рассылает его в соответствии с запросами на рассмотрение. Если ответственным за рассмотрение определено юридическое лицо, ведущее секретариат ТК, то данный секретариат рассылает проект стандарта также членам данного ТК.
6.5 После получения проекта стандарта органы исполнительной власти, юридические и физические лица рассматривают его, составляют отзывы (с замечаниями и предложениями) на проект стандарта и направляют их лицу, ответственному за рассмотрение проекта, не позднее чем через месяц со дня получения проекта стандарта.
6.6 Лицо, ответственное за рассмотрение, оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность (техническую, экономическую, социальную или иную) его применения в Российской Федерации, а также определяет соответствие проекта рассматриваемого стандарта ГОСТ 1.0 и ГОСТ 1.5, законодательству Российской Федерации, в том числе техническим регламентам, целям и принципам национальной стандартизации (см. ГОСТ Р 1.0), метрологическим правилам и нормам, принятой в Российской Федерации терминологии. Затем лицо, ответственное за рассмотрение, готовит с учетом поступивших отзывов и экспертных заключений обобщенный отзыв от Российской Федерации на проект стандарта и направляет его вместе с оригиналами полученных отзывов и протоколом заседания ТК по рассмотрению проекта стандарта (если оно проводилось) в национальный орган Российской Федерации по стандартизации в срок, не превышающий два месяца со дня поступления проекта стандарта на рассмотрение.
Национальный орган Российской Федерации по стандартизации рассматривает обобщенный отзыв на проект стандарта в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2] и в случае согласия с содержанием данного отзыва направляет его председателю МТК или национальному органу по стандартизации государства - разработчика стандарта.
6.7 После поступления на рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта, разрабатываемого в другом государстве, национальный орган Российской Федерации по стандартизации в двухдневный срок направляет его лицу, ответственному за рассмотрение.
6.8 Лицо, ответственное за рассмотрение, организует рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта и согласование его в соответствии с 4.3.5, обобщает их результаты, составляет заключение на проект стандарта и направляет его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации, который в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2] рассматривает заключение на проект стандарта, принимает по нему решение и направляет бюллетень голосования (а при необходимости также замечания и предложения по проекту стандарта) председателю МТК или национальному органу по стандартизации государства - разработчика стандарта.
6.9 Если межгосударственный стандарт принят национальными органами по стандартизации других государств, а национальный орган Российской Федерации по стандартизации проголосовал против принятия этого стандарта в данной редакции, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации может принять решение о разработке на основе данного межгосударственного стандарта проекта национального стандарта Российской Федерации, в котором должны быть учтены ее национальные интересы и выделены (идентифицированы) все различия с соответствующим межгосударственным стандартом, а также указаны причины, обусловившие эти различия. При этом рекомендуется использовать методы оформления модифицированных стандартов по ГОСТ Р 1.5(подраздел 8.2).
7.1 Принятые межгосударственные стандарты, за которые проголосовал национальный орган Российской Федерации по стандартизации, могут быть применены в Российской Федерации в качестве национальных стандартов непосредственно без переоформления после их введения в действие в соответствии с правилами, установленными в 7.2. При этом соблюдают правила, которые установлены ГОСТ Р 1.0 для национальных стандартов Российской Федерации.
7.2 После поступления из Бюро по стандартам зарегистрированного межгосударственного стандарта национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2] готовит и принимает организационно-распорядительный документ о введении принятого стандарта в действие для его применения в Российской Федерации и отмене противоречащих ему национальных стандартов Российской Федерации, правил и/или рекомендаций по стандартизации.
7.3 Формирование и оформление дела межгосударственного стандарта, а также его регистрацию осуществляют в соответствии с рекомендациями [2].
7.4 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме уведомление о принятии межгосударственного стандарта и введении его в действие для применения в Российской Федерации.
7.5 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации осуществляет официальное опубликование введенного им в действие для применения в Российской Федерации межгосударственного стандарта в соответствии с положением [3].
7.6 Если межгосударственный стандарт не введен в действие в Российской Федерации, то данный стандарт может применяться в межгосударственных отношениях для изготовления и поставки продукции на экспорт в страны, в которых действует данный стандарт, или для оказания услуг для этих стран, а также в иных случаях, обусловленных договорами (контрактами) с этими странами (при соблюдении законодательства Российской Федерации).
7.7 Если в качестве межгосударственного стандарта принят национальный стандарт Российской Федерации (без внесения в его содержание каких-либо изменений), то данный межгосударственный стандарт применяют только в межгосударственных отношениях (см. 7.6).
8.1.1 Обновление стандарта, действующего в Российской Федерации, осуществляют в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 1.2 (подраздел 5.1), а также по предложению других государств, применяющих данный стандарт.
8.1.2 Если стандарт, который предложено обновить, разработан в другом государстве, а секретариат российского ТК или национальный орган Российской Федерации по стандартизации поддерживает данное предложение, то он направляет соответствующее предложение от Российской Федерации в секретариат МТК, за которым закреплен данный стандарт, или в национальный орган по стандартизации государства - разработчика стандарта (если стандарт разрабатывался вне рамок МТК).
8.2.1 Изменение к стандарту (далее - изменение) разрабатывают в случаях, обусловленных ГОСТ 1.2 (пункты 5.2.1 и 5.3.2).
8.2.1.1 Если в стандарте дана нормативная ссылка на другой стандарт, который заменен на стандарт, имеющий в обозначении иной регистрационный номер, то, как правило, в стандарт вносят изменение для замены этой ссылки ссылкой на действующий стандарт.
8.2.1.2 В стандарт также вносят изменение, если в нем дана нормативная ссылка на отмененный межгосударственный стандарт. При этом положение стандарта, в котором дана эта ссылка, исключают или модифицируют путем включения недостающего требования (правила).
1 Если по какой-либо причине в стандарт не было внесено изменение, связанное с нормативными ссылками, то пользователи стандарта самостоятельно осуществляют поиск стандартов, которые действуют взамен отмененных ссылочных стандартов.
2 Если ссылочный стандарт отменен без замены или утратил статус нормативного документа, действующего на межгосударственном уровне, то положение, в котором дана эта ссылка, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 При возникновении разногласий у пользователей стандарта по вопросам, связанным с применением нормативных ссылок, рекомендуется обращаться за разъяснениями в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.
8.2.2 Разработку изменения проводят в порядке, установленном в разделе 4 или 5 для стандартов, и с учетом положений настоящего подраздела.
Примечание - При необходимости одновременно с разработкой изменения к данному стандарту осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам, в том числе к национальным стандартам Российской Федерации.
8.2.2.1 В качестве разработчика изменения, как правило, привлекают лицо, являющееся разработчиком данного стандарта.
8.2.2.2 Если проект изменения разрабатывается в другом государстве, то ответственным за его рассмотрение в Российской Федерации определяют лицо, которое было ранее ответственным за рассмотрение проекта действующего стандарта. Если эта процедура ранее не проводилась, то ответственного за рассмотрение определяют в соответствии с 6.1.1 или 6.1.2.