(Действующий) ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- сводкой замечаний и предложений, полученных в Российской Федерации по первой редакции проекта стандарта;
- сводкой отзывов по другим странам;
- заключением российского ТК;
- протоколом совещания (заседания), на котором было проведено публичное обсуждение доработанного проекта стандарта (если он был представлен разработчиком);
- экспертными заключениями членов российского ТК и специализированных экспертных организаций;
- документами, подтверждающими согласование проекта стандарта (если они были представлены разработчиком);
- оригиналами отзывов на первую редакцию проекта стандарта (если эти отзывы были запрошены у разработчика).
4.4 Утверждение стандарта
4.4.1 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации рассматривает проект стандарта и готовит его для рассылки в другие государства на голосование в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2]. При этом в секретариат МТК направляют экземпляр проекта стандарта, прошедший издательское редактирование в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункты 3.2.4.2 и 3.2.4.3), и бюллетень голосования, оформленный по ГОСТ 1.2 (приложение А).
4.4.1.1 На основании мотивированного предложения российского ТК, сделанного в заключении, национальный орган Российской Федерации по стандартизации может принять решение об отклонении проекта стандарта. В этом случае национальный орган Российской Федерации по стандартизации возвращает проект стандарта (с документами, поступившими с ним) разработчику, представившему данный проект, с письмом, содержащим обоснование решения об отклонении проекта стандарта.
Примечание - Копию указанного письма направляют в секретариат ТК, который представил проект данного стандарта в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.
4.4.1.2 Проект стандарта также может быть отклонен на основании выводов в отношении недостаточного учета результатов экспертизы или замечаний и предложений, высказанных в отзывах на первую редакцию проекта стандарта, а также на основании отрицательных результатов проверок, проведенных в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2].
4.4.2 После получения бюллетеня голосования и отредактированного проекта стандарта от национального органа Российской Федерации по стандартизации председатель МТК направляет данный проект с пояснительной запиской и сводкой отзывов других стран или с объединенной сводкой отзывов по Российской Федерации и других стран полномочным представителям государств в МТК (национальным органам), от которых ранее были получены отзывы на первую редакцию проекта стандарта, а также в Бюро по стандартам Межгосударственного совета (далее - Бюро по стандартам).
По согласованию с полномочными представителями государств в МТК (национальными органами) одновременно может быть осуществлена рассылка указанных документов непосредственно предприятиям (организациям) - членам аналогичных национальных ТК и органам государственного контроля и надзора (если они не являются членами соответствующих национальных ТК) этих государств.
Председатель МТК в сопроводительном письме приводит дату подведения итогов голосования, устанавливаемую в соответствии с ГОСТ 1.2(подпункт 3.2.4.4).
4.4.3 Секретариат МТК подводит итоги голосования по проекту стандарта в заинтересованных государствах в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 3.2.5), осуществляя при этом функции, которые предписаны национальному органу государства-разработчика.
Примечание - При подведении итогов голосования в числе национальных органов, проголосовавших за принятие предложенной редакции проекта стандарта, учитывают национальный орган Российской Федерации по стандартизации.
4.4.3.1 Если в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 3.3.2) стандарт может считаться принятым по переписке, то председатель МТК направляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации подлинники бюллетеней голосования, поступившие ко дню подведения итогов голосования, а также замечания и предложения, поступившие вместе с ними.
Национальный орган Российской Федерации по стандартизации обеспечивает окончательное издательское редактирование по ГОСТ 1.2 (подпункты 3.2.5.2 и 3.2.5.3) и направляет на регистрацию в Бюро по стандартам следующие документы:
- две пригодные для тиражирования копии проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование и имеющего штамп "В НАБОР";
- одну копию титульного листа и предисловия проекта стандарта со штампом "В НАБОР";
- одну копию пояснительной записки к принятой редакции проекта стандарта;
- подлинники бюллетеней голосования, а также копии замечаний и предложений, поступившие вместе с ними.
Копии окончательной редакции проекта стандарта считаются пригодными для тиражирования, если они выполнены на белой бумаге любым способом копирования (кроме диазокопирования). Текст (а также табличный и графический материал) на копии каждой из страниц проекта стандарта должен быть полным, четким и контрастным на чистом (без затемнений) фоне, а контраст - равномерным. Копия проекта стандарта должна соответствовать требованиям ГОСТ 13.1.002, предъявляемым в микрографии к документам для микрофильмирования.
Если в процессе разработки стандарта весь обмен документами осуществлялся по электронной почте, то все указанные выше документы (в электронно-цифровой форме) направляют в Бюро по стандартам в нередактируемом формате, а проект стандарта - в редактируемом формате.
4.4.3.2 В случае отрицательных результатов голосования по проекту стандарта его дорабатывают в соответствии с ГОСТ 1.2(подпункт 3.2.6.1). Затем секретариат МТК (совместно с секретариатом российского ТК) рассматривает доработанный проект стандарта, организует (если это необходимо) его рассмотрение членами российского ТК в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.5) и направляет доработанный проект стандарта в соответствии с 4.3.6 в национальный орган Российской Федерации по стандартизации, а затем в соответствии с 4.4.2 на повторное голосование в национальные органы других государств, которые приняли участие в первоначальном голосовании, и одновременно в Бюро по стандартам.
Вместе с проектом стандарта направляют пояснительную записку и сводку замечаний и предложений, поступивших в процессе голосования, а в национальный орган Российской Федерации по стандартизации направляют также подлинники бюллетеней голосования вместе с замечаниями, обусловившими отрицательные результаты голосования, а также протокол заседания российского ТК по рассмотрению доработанного проекта стандарта (если оно проводилось) и/или подлинные документы, подтверждающие его согласование в Российской Федерации (если оно проводилось).
Доработанный проект стандарта направляют в другие государства после его издательского редактирования, проведение которого обеспечивает национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2].
4.4.3.3 При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта секретариат МТК и национальный орган Российской Федерации по стандартизации проводят работы, указанные в 4.4.3.1. При этом в комплект направляемых документов включают сводку замечаний и предложений, поступивших в процессе первоначального голосования.
4.4.3.4 При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта председатель МТК направляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации подлинники бюллетеней повторного голосования с замечаниями и предложениями, поступившими вместе с ними, а также сообщает свое мнение о целесообразности (или нецелесообразности) дальнейшей доработки проекта стандарта.
4.4.3.5 Если непринятый проект стандарта разработан по инициативе Российской Федерации, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об оформлении на основе этого проекта стандарта (первоначального или доработанного варианта окончательной редакции) национального стандарта Российской Федерации с целью его дальнейшего утверждения. Это решение через председателя МТК доводят до сведения полномочных представителей государств - членов данного МТК и/или национальных органов, рассматривавших проект стандарта, а также до сведения Бюро по стандартам.
4.4.4 Если в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 3.3.3) голосование по проекту стандарта выносится на заседание Межгосударственного совета, то председатель МТК после получения от национального органа Российской Федерации по стандартизации отредактированного проекта стандарта рассылает его (вместе с пояснительной запиской и со сводкой замечаний и предложений по окончательной редакции проекта стандарта) для ознакомления национальным органам всех государств - участников Соглашения и Бюро по стандартам не позднее чем за два месяца до проведения этого заседания или не позднее чем за один месяц до проведения заседания научно-технической комиссии по стандартизации Межгосударственного совета, если на нем предварительно рассматривают проект стандарта с целью снятия разногласий.
4.4.4.1 Если проект стандарта не принят по результатам голосования по переписке, то его выносят на заседание Межгосударственного совета, перед этим заседанием секретариат МТК организует следующие мероприятия, направленные на снятие разногласий:
- двусторонний обмен предложениями по снятию разногласий, проводимый между разработчиком стандарта и его оппонентом по электронной почте или путем личных встреч;
- обсуждение этих предложений на двустороннем или многостороннем совещании национальных органов или их полномочных представителей в МТК или в его МПК;
- рассмотрение проекта стандарта на заседании МТК (МПК);
- рассмотрение проекта стандарта на заседании соответствующей научно-технической комиссии (по метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю) и/или на заседании научно-технической комиссии по стандартизации.
4.4.4.2 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации после получения от Бюро по стандартам копии протокола заседания Межгосударственного совета, на котором был принят стандарт, направляет в Бюро по стандартам документы, необходимые для регистрации стандарта (по 4.4.3.1), и информирует об этом секретариат МТК.
4.4.5 В качестве окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта секретариат МТК по согласованию с национальным органом Российской Федерации по стандартизации может предложить действующий национальный стандарт Российской Федерации или международный стандарт*, если в нем нет нормативных ссылок на другие стандарты и/или иные документы, которые не действуют на межгосударственном уровне**. Данное предложение предварительно рассматривают на заседании соответствующего российского ТК. В случае одобрения этого предложения секретариат МТК осуществляет рассылку в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.8.1).
___________
*При наличии русской версии международного стандарта или его аутентичного перевода на русский язык.
**Наличие в стандарте таких нормативных ссылок является основанием для разработки межгосударственного стандарта в порядке, установленном 4.2 и 4.3. При этом первая редакция проекта стандарта в Российской Федерации не рассматривается, если в этом качестве предложен действующий национальный стандарт Российской Федерации.
4.4.5.1 При принятии предложенного стандарта в качестве межгосударственного по переписке или на заседании Межгосударственного совета секретариат МТК переоформляет стандарт в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.8.3) и направляет его вместе с сопроводительным письмом, подписанным председателем МТК, и подлинниками бюллетеней голосования в национальный орган Российской Федерации по стандартизации, который обеспечивает издательское редактирование стандарта и направляет его на регистрацию в Бюро по стандартам вместе с документами, указанными в 4.4.3.1.
4.4.5.2 При отрицательных результатах голосования секретариат МТК доводит соответствующую информацию до сведения Бюро по стандартам и национальных органов, принявших участие в голосовании.

5 Правила разработки межгосударственных стандартов в Российской Федерации при отсутствии межгосударственных технических комитетов по стандартизации

5.1 Если межгосударственный стандарт разрабатывают впервые, и эта работа не включена в программу работ по межгосударственной стандартизации, то сначала разрабатывают национальный стандарт Российской Федерации (в соответствии с порядком, установленным ГОСТ Р 1.2), а затем проводят работы, указанные в 4.4.5. При этом работы, предписанные для выполнения секретариату МТК, проводит секретариат российского ТК, а при его отсутствии - национальный орган Российской Федерации по стандартизации или по договору с ним иная, не зависящая от разработчика организация, которая специализируется по соответствующей тематике, например уполномоченная организация по стандартизации, если она определена в данной отрасли (секторе) экономики.
Рассылку проекта стандарта (первой и окончательной редакций) в другие государства и обобщение результатов их голосования проводит национальный орган Российской Федерации по стандартизации.
5.2 Если разработка межгосударственного стандарта включена в программу работ по межгосударственной стандартизации, то его разработку в Российской Федерации осуществляют в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункты 3.1 и 3.2) и ГОСТ Р 1.2 (разделы 3 и 4).
5.2.1 Рассылку первой редакции проекта стандарта заинтересованным органам исполнительной власти, юридическим и физическим лицам Российской Федерации и национальным органам по стандартизации других стран осуществляют одновременно. При этом направление проекта стандарта в национальные органы других стран осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации, а заинтересованным лицам в Российской Федерации - разработчик.
5.2.2 Рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта в национальном органе Российской Федерации по стандартизации перед направлением на голосование в другие страны, подведение итогов голосования по проекту стандарта, а также дальнейшие работы с ним осуществляют в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2].