Действующий
4.3.1 Секретариат МТК совместно с секретариатом российского ТК рассматривают отзывы на проект стандарта, поступившие из других государств (до установленной для них даты представления отзывов), оценивают целесообразность учета высказанных в них замечаний и предложений и в срок, не превышающий 10 дней после этой даты, направляют отзывы разработчику, а также сообщают разработчику свои рекомендации по учету замечаний и предложений, которые приведены в данных отзывах.
4.3.2 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта с учетом замечаний и предложений, поступивших от заинтересованных лиц Российской Федерации и других государств, и результатов публичного обсуждения доработанного проекта стандарта в Российской Федерации (см. ГОСТ Р 1.2, пункт 4.2.7), а также с учетом соответствующих рекомендаций секретариата МТК. При этом разработчик готовит сводку отзывов на первую редакцию, которые поступили от других государств, по форме, установленной ГОСТ 1.2 (приложение Е), а также сводку замечаний и предложений, поступивших от заинтересованных лиц Российской Федерации, по форме, установленной ГОСТ Р 1.2 (приложение А).
Примечание - По согласованию с секретариатом МТК допускается объединение указанных сводок, если это направлено на обоснование значительных отличий между первой и окончательной редакциями проекта стандарта.
4.3.3 После подготовки окончательной редакции проекта стандарта разработчик оформляет пояснительную записку к ней, включая в соответствующий раздел сведения о результатах публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации и краткую характеристику полученных замечаний и предложений, а также достаточно подробную информацию об учете наиболее принципиальных из них.
Примечание - Вместо изложения указанных сведений в пояснительной записке может быть использована объединенная сводка отзывов по Российской Федерации и другим странам.
4.3.4 Разработчик представляет окончательную редакцию проекта стандарта, сводки отзывов и пояснительную записку в секретариат МТК. При этом результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта и его согласования в Российской Федерации оформляют и представляют в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (подпункты 4.3.2.1-4.3.2.2 и пункт 4.3.3).
- организацию рассмотрения содержания проекта стандарта членами российского ТК и голосования по нему в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.5);
- оценку полноты учета замечаний и предложений, высказанных по результатам рассмотрения и публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации и других странах, путем рассмотрения соответствующих сводок;
- мероприятия по организации проведения экспертизы проекта стандарта в соответствии с правилами, установленными национальным органом Российской Федерации по стандартизации, привлекая при необходимости (путем заключения соответствующего договора) для проведения метрологической (по ГОСТ Р 1.11), терминологической, юридической и/или патентной экспертиз специализированные компетентные организации.
При необходимости секретариат МТК запрашивает у разработчика оригиналы отзывов на первую редакцию проекта стандарта.
При отрицательных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат МТК может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до представления в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.
4.3.6 После рассмотрения проекта стандарта членами российского ТК его секретариат готовит заключение российского ТК с мотивированным предложением национальному органу Российской Федерации по стандартизации проголосовать за принятие проекта стандарта или отклонить его. Данное заключение подписывают председатель и ответственный секретарь ТК.
Секретариат российского ТК направляет три экземпляра проекта стандарта в национальный орган Российской Федерации по стандартизации со следующими документами:
- сводкой замечаний и предложений, полученных в Российской Федерации по первой редакции проекта стандарта;
- протоколом совещания (заседания), на котором было проведено публичное обсуждение доработанного проекта стандарта (если он был представлен разработчиком);
- документами, подтверждающими согласование проекта стандарта (если они были представлены разработчиком);
- оригиналами отзывов на первую редакцию проекта стандарта (если эти отзывы были запрошены у разработчика).
4.4.1 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации рассматривает проект стандарта и готовит его для рассылки в другие государства на голосование в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2]. При этом в секретариат МТК направляют экземпляр проекта стандарта, прошедший издательское редактирование в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункты 3.2.4.2 и 3.2.4.3), и бюллетень голосования, оформленный по ГОСТ 1.2 (приложение А).
4.4.1.1 На основании мотивированного предложения российского ТК, сделанного в заключении, национальный орган Российской Федерации по стандартизации может принять решение об отклонении проекта стандарта. В этом случае национальный орган Российской Федерации по стандартизации возвращает проект стандарта (с документами, поступившими с ним) разработчику, представившему данный проект, с письмом, содержащим обоснование решения об отклонении проекта стандарта.
Примечание - Копию указанного письма направляют в секретариат ТК, который представил проект данного стандарта в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.
4.4.1.2 Проект стандарта также может быть отклонен на основании выводов в отношении недостаточного учета результатов экспертизы или замечаний и предложений, высказанных в отзывах на первую редакцию проекта стандарта, а также на основании отрицательных результатов проверок, проведенных в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2].
4.4.2 После получения бюллетеня голосования и отредактированного проекта стандарта от национального органа Российской Федерации по стандартизации председатель МТК направляет данный проект с пояснительной запиской и сводкой отзывов других стран или с объединенной сводкой отзывов по Российской Федерации и других стран полномочным представителям государств в МТК (национальным органам), от которых ранее были получены отзывы на первую редакцию проекта стандарта, а также в Бюро по стандартам Межгосударственного совета (далее - Бюро по стандартам).
По согласованию с полномочными представителями государств в МТК (национальными органами) одновременно может быть осуществлена рассылка указанных документов непосредственно предприятиям (организациям) - членам аналогичных национальных ТК и органам государственного контроля и надзора (если они не являются членами соответствующих национальных ТК) этих государств.
Председатель МТК в сопроводительном письме приводит дату подведения итогов голосования, устанавливаемую в соответствии с ГОСТ 1.2(подпункт 3.2.4.4).
4.4.3 Секретариат МТК подводит итоги голосования по проекту стандарта в заинтересованных государствах в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 3.2.5), осуществляя при этом функции, которые предписаны национальному органу государства-разработчика.
Примечание - При подведении итогов голосования в числе национальных органов, проголосовавших за принятие предложенной редакции проекта стандарта, учитывают национальный орган Российской Федерации по стандартизации.
4.4.3.1 Если в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 3.3.2) стандарт может считаться принятым по переписке, то председатель МТК направляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации подлинники бюллетеней голосования, поступившие ко дню подведения итогов голосования, а также замечания и предложения, поступившие вместе с ними.
Национальный орган Российской Федерации по стандартизации обеспечивает окончательное издательское редактирование по ГОСТ 1.2 (подпункты 3.2.5.2 и 3.2.5.3) и направляет на регистрацию в Бюро по стандартам следующие документы:
- две пригодные для тиражирования копии проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование и имеющего штамп "В НАБОР";
- подлинники бюллетеней голосования, а также копии замечаний и предложений, поступившие вместе с ними.
Копии окончательной редакции проекта стандарта считаются пригодными для тиражирования, если они выполнены на белой бумаге любым способом копирования (кроме диазокопирования). Текст (а также табличный и графический материал) на копии каждой из страниц проекта стандарта должен быть полным, четким и контрастным на чистом (без затемнений) фоне, а контраст - равномерным. Копия проекта стандарта должна соответствовать требованиям ГОСТ 13.1.002, предъявляемым в микрографии к документам для микрофильмирования.
Если в процессе разработки стандарта весь обмен документами осуществлялся по электронной почте, то все указанные выше документы (в электронно-цифровой форме) направляют в Бюро по стандартам в нередактируемом формате, а проект стандарта - в редактируемом формате.
4.4.3.2 В случае отрицательных результатов голосования по проекту стандарта его дорабатывают в соответствии с ГОСТ 1.2(подпункт 3.2.6.1). Затем секретариат МТК (совместно с секретариатом российского ТК) рассматривает доработанный проект стандарта, организует (если это необходимо) его рассмотрение членами российского ТК в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.5) и направляет доработанный проект стандарта в соответствии с 4.3.6 в национальный орган Российской Федерации по стандартизации, а затем в соответствии с 4.4.2 на повторное голосование в национальные органы других государств, которые приняли участие в первоначальном голосовании, и одновременно в Бюро по стандартам.
Вместе с проектом стандарта направляют пояснительную записку и сводку замечаний и предложений, поступивших в процессе голосования, а в национальный орган Российской Федерации по стандартизации направляют также подлинники бюллетеней голосования вместе с замечаниями, обусловившими отрицательные результаты голосования, а также протокол заседания российского ТК по рассмотрению доработанного проекта стандарта (если оно проводилось) и/или подлинные документы, подтверждающие его согласование в Российской Федерации (если оно проводилось).
Доработанный проект стандарта направляют в другие государства после его издательского редактирования, проведение которого обеспечивает национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2].
4.4.3.3 При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта секретариат МТК и национальный орган Российской Федерации по стандартизации проводят работы, указанные в 4.4.3.1. При этом в комплект направляемых документов включают сводку замечаний и предложений, поступивших в процессе первоначального голосования.
4.4.3.4 При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта председатель МТК направляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации подлинники бюллетеней повторного голосования с замечаниями и предложениями, поступившими вместе с ними, а также сообщает свое мнение о целесообразности (или нецелесообразности) дальнейшей доработки проекта стандарта.
4.4.3.5 Если непринятый проект стандарта разработан по инициативе Российской Федерации, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об оформлении на основе этого проекта стандарта (первоначального или доработанного варианта окончательной редакции) национального стандарта Российской Федерации с целью его дальнейшего утверждения. Это решение через председателя МТК доводят до сведения полномочных представителей государств - членов данного МТК и/или национальных органов, рассматривавших проект стандарта, а также до сведения Бюро по стандартам.
4.4.4 Если в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 3.3.3) голосование по проекту стандарта выносится на заседание Межгосударственного совета, то председатель МТК после получения от национального органа Российской Федерации по стандартизации отредактированного проекта стандарта рассылает его (вместе с пояснительной запиской и со сводкой замечаний и предложений по окончательной редакции проекта стандарта) для ознакомления национальным органам всех государств - участников Соглашения и Бюро по стандартам не позднее чем за два месяца до проведения этого заседания или не позднее чем за один месяц до проведения заседания научно-технической комиссии по стандартизации Межгосударственного совета, если на нем предварительно рассматривают проект стандарта с целью снятия разногласий.