Действующий
1. Подъемники, которые используются при отделке фасадов зданий, классифицируются по конструкции колен, возможности перемещения, виду привода и степени поворота.
По конструкции колен | По возможности перемещения | По виду привода | По степени поворота | |
Подъемник | одноколейный, двухколенный, трехколенный | Самоходный: автомобильный, на спецшасси, пневмоколесный, тракторный, железнодорожный. Прицепной Передвижной | Гидравлический Электрический С гидравлическим и электрическим приводом | Неполноповоротный Полноповоротный Неповоротный |
2. Применение подъемников должно производится в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемника" ПБ 10-11-92, СНиП 12-03-2001 «Техника безопасности в строительстве» Ч.1 «Общие требования» и СНиП 12-04-2002 «Техника безопасности в строительстве» Ч.2 «Строительное производство», "Указаний по установке и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и строительных подъемников при разработке проектов производства работ".
3. Общие технические требования, правила эксплуатации подъемников и производства работ приводятся в "Методических указаниях по применению автомобильных гидроподъемников при производстве работ по отделке фасадов при строительстве, реконструкции и ремонте зданий".
4. В строительстве применяются различные типы подъемников, многие из которых по своим техническим характеристикам могут использоваться при отделке фасадов зданий. Важным показателем является рабочая зона обслуживания подъемником, которая зависит от высоты подъема люльки и ее вылета
Термин | Определение | Схема | ||||
1. Общие понятия | ||||||
1.1. Подъемник | Грузоподъемная машина прерывного действия, предназначенная для перемещения людей (груза) с одного уровня на другой | | ||||
1.2. Вышка | Грузоподъемная машина прерывного действия, предназначенная для перемещения людей (груза) с одного уровня на другой в вертикальном направлении | | ||||
2. Классификация подъемников по конструкции колен | ||||||
2.1. Подъемник одноколейный | Подъемник с одним коленом | |||||
2.2. Подъемник двухколейный | Подъемник с двумя коленами |
| ||||
2.3. Подъемник трехколейный | Подъемник с тремя коленами |
| ||||
2.4. Подъемник телескопический | Подъемник с выдвижными элементами |
| ||||
3. Классификация подъемников по возможности перемещения | ||||||
3.1. Подъемник самоходный | Подъемник, оборудованный механизмом для передвижения при работе и транспортировании | | ||||
3.1.1. Подъемник автомобильный | Подъемник, смонтированный на автомобильном шасси |
| ||||
3.1.2. Подъемник на спецшасси | Подъемник, смонтированный на спецшасси автомобильного типа |
| ||||
3.1.3. Подъемник пневмоколесный | Подъемник, смонтированный на пневмоколесном шасси | |||||
3.1.4. Подъемник тракторный | Подъемник, смонтированный на гусеничном или колесном тракторе | |||||
3.1.5. Подъемник железнодорожный самоходный | Подъемник, смонтированный на дрезине и передвигающийся по железнодорожному пути | |||||
3.2. Подъемник прицепной | Подъемник, транспортируемый механизированным транспортным средством по рабочей площадке и дорогам | |||||
3.2.1. Подъемник прицепной самодвижущийся | Подъемник, оборудованный механизмом передвижения по рабочей площадке и транспортируемый механизированным транспортным средством | |||||
3.2.2. Подъемник прицепной железнодорожный | Подъемник, смонтированный на железнодорожной платформе и транспортируемый по железнодорожному пути железнодорожным транспортным средством |
| ||||
3.3. Подъемник передвижной самодвижущийся | Подъемник, оборудованный механизмом передвижения по рабочей площадке и транспортируемый на механизированном транспортном средстве | |||||
3.3.1. Подъемник передвижной | Подъемник, не оборудованный механизмом передвижения и перемещаемый вручную по рабочей площадке и транспортируемый на механизированном транспортном средстве | |||||
4. Классификация вышек по возможности перемещений | ||||||
4.1. Вышка самоходная | Вышка, оборудованная механизмом передвижения при работе и транспортировании | | ||||
4.1.1. Вышка автомобильная | Вышка, смонтированная на автомобильном шасси | |||||
4.1.2. Вышка на спецшасси | Вышка, смонтированная на спецшасси автомобильного типа |
| ||||
4.1.3. Вышка пневмоколесная | Вышка, смонтированная на пневмоколесном шасси | |||||
4.1.4. Вышка тракторная | Вышка, смонтированная на гусеничном или колесном тракторе | |||||
4.1.5. Вышка железнодорожная самоходная | Вышка, смонтированная на дрезине |
| ||||
4.2. Вышка прицепная | Вышка, транспортируемая механизированным транспортным средством по рабочей площадке и дорогам |
| ||||
4.2.1. Вышка прицепная самодвижущаяся | Вышка, оборудованная механизмом передвижения по рабочей площадке и транспортируемая механизированным транспортным средством |
| ||||
4.2.2. Вышка прицепная железнодорожная | Вышка, смонтированная на железнодорожной платформе и транспортируемая по железнодорожному пути железнодорожным транспортным средством |
| ||||
4.3. Вышка передвижная самодвижущаяся | Вышка, оборудованная механизмом передвижения по рабочей площадке и транспортируемая на механизированном средстве |
| ||||
4.3.1. Вышка передвижная | Вышка, не оборудованная механизмом передвижения и перемещаемая вручную по рабочей площадке и транспортируемая на механизированном транспортном средстве | |||||
5. Классификация подъемников по виду привода | ||||||
5.1. Подъемник гидравлический | Подъемник с гидравлическим приводом его механизмов | | ||||
5.2. Подъемник электрический | Подъемник с электрическим приводом его механизмов | | ||||
5.3. Подъемник электрогидравлический | Подъемник с гидравлическим и электрическим приводом его механизмов | | ||||
6. Классификация подъемников по степени поворота | ||||||
6.1. Подъемник поворотный | Подъемник, имеющий возможность вращения (в плане) поворотной части вместе с люлькой (площадкой) относительно опорной части подъемника |
| ||||
6.1.1. Подъемник неполноповоротный | Подъемник поворотный, имеющий возможность вращения поворотной части от одного крайнего положения до другого на угол менее 360° |
| ||||
6.1.2. Подъемник полноповоротный | Подъемник поворотный, имеющий возможность вращения поворотной части от одного крайнего положения до другого на угол 360° и более |
| ||||
6.2. Подъемник (вышка) неповоротный | Подъемник, не имеющий возможности вращения (в плане) относительно опорной части |
| ||||
7. Элементы и механизмы | ||||||
7.1. Люлька (площадка) | Люлька (площадка), предназначенная для перемещения людей с грузом неповоротная (поворотная) |
| ||||
7.2. Тормоз колодочный | Тормоз, у которого торможение осуществляется прижатием колодок к тормозному шкиву |
| ||||
7.3. Тормоз ленточный | Тормоз, у которого торможение осуществляется прижатием ленты к тормозному шкиву |
| ||||
7.4. Тормоз дисковый | Тормоз, у которого торможение осуществляется прижатием вращающихся дисков к неподвижным |
| ||||
7.5. Дополнительные опоры | Опоры, предназначенные для увеличения устойчивости подъемника в рабочем состоянии |
| ||||
7.6. Выключатель упругих подвесок | Устройство, предназначенное для жесткого опирания рамы подъемника на балку моста |
| ||||
7.7. Стабилизатор боковой устойчивости | Устройство, предназначенное для уравнивания деформаций упругих подвесок ходовой части подъемника при движении на повороте |
| ||||
7.8. Грузозахватный орган | Приспособление для подвешивания груза | | ||||
7.9. Предохранительное устройство | Устройство, предназначенное для обеспечения безопасности и безаварийной работы подъемника | | ||||
7.10. Ограничитель предельного груза | Предохранительное устройство, автоматически отключающее управление подъемом или сигнализирующее в случае превышения грузоподъемности люльки (площадки) | | ||||
7.11. Выключатель концевой | Предохранительное устройство, предназначенное для автоматического отключения механизма подъемники при переходе его движущимися частями установленных положений | | ||||
7.12. Ориентация люльки в вертикальном положении | Предохранительное устройство, предназначенное для ориентации люльки в вертикальном положении при любом взаиморасположении колен | | ||||
7.13. Ограничитель зоны обслуживания | Предохранительные устройства, предназначенные для автоматического отключения механизма подъемника и предотвращения выхода люльки за пределы зоны обслуживания | | ||||
7.14. Блокировка подъема и поворота стрелы при невыставленных опорах | Устройство, предназначенное для отключения механизма подъема и поворота стрелы при невыставленных опорах | | ||||
7.15. Блокировка подъема опор при рабочем положении колен (стрелы) | Устройство, предназначенное для отключения механизма подъема опор при рабочем положении колен | | ||||
7.16. Аварийное опускание люльки (площадки) | Устройство, предназначенное для аварийного опускания люльки (площадки) при отказе гидросистемы или двигателя | | ||||
7.17. Предохранитель дополнительных опор от самопроизвольного выдвижения во время движения подъемника | Устройство, предназначенное для запирания дополнительных опор в транспортом положении | | ||||
7.18. Указатель наклона | Прибор, указывающий угол наклона подъемника | | ||||
7.19. Аварийный останов двигателя | Предохранительное устройство, предназначенное для аварийного останова двигателя из люльки или с нижнего пульта управления | | ||||
7.20. Анемометр | Прибор, определяющий скорость ветра | | ||||
8. Параметры и характеристики | ||||||
8.1. Грузоподъемность | Наибольшая допускаемая масса груза, на подъем которой рассчитан подъемник (вышка) | | ||||
8.2. Высота подъема - Н | Наибольшее расстояние Н по вертикали от основания, на котором стоит подъемник, до пола люльки Н1 (площадки), находящейся в верхнем положении плюс 1,5 м |
| ||||
8.3. Вылет - L | Наибольшее расстояние по горизонтали от вертикальной оси поворота подъемника до наружного ограждения люльки |
| ||||
8.4. Глубина опускания - h | Наибольшее расстояние по вертикали от основания, на котором стоит подъемник, до пола люльки, находящейся в нижнем положении |
| ||||
8.5. Зона обслуживания | Область пространства, в пределах которого обеспечивается работоспособность рабочих в люльке |
| ||||
8.6. Статическая нагрузка | Нагрузка, создаваемая поднятой люлькой с грузом и элементами подъемника в состоянии покоя | | ||||
8.7. Динамическая нагрузка | Нагрузка, возникающая при перемещении люльки с грузом и элементов подъемника | | ||||
8.8. Ветровая нагрузка | Нагрузка, создаваемая давлением ветра, принимаемая по направлению горизонтально | | ||||
8.8.1. Ветровая нагрузки рабочего состояния подъемника | Предельная ветровая нагрузка, при которой разрешается работа подъемника | | ||||
8.9. Устойчивость | Способность подъемника противодействовать опрокидывающим его моментам | | ||||
8.10. Коэффициент устойчивости | Отношение восстанавливающего момента к опрокидывающему | | ||||
8.11. Статические испытания | Испытание статической нагрузкой по действующим нормам | | ||||
8.12. Динамические испытания | Испытание динамической нагрузкой по действующим нормам | | ||||
8.13. Цикл | Совокупность действий: вход в люльку, подъем на максимальную высоту и опускание в положение «посадка» и выход из люльки | |
5. Важным показателем подъёмника является рабочая зона обслуживания подъемником, которая зависит от высоты подъема люльки и ее вылета.
1. Люльки строительные - подвесные конструкции, закрепленные на гибком подвесе с перемещением рабочего места по высоте (см. рис.12).
2. Люльки бывают одноместные и двухместные. Грузоподъемность люльки одноместной – не менее 120кг, двухместной – не менее 300 кг. В комплект люльки входит:
3. Конструкцию каркаса люлек устанавливают на кровле. Установка конструкций люлек осуществляется вручную под наблюдением инженерно-технического работника.
Мотажники М1 и М2 поднимают элементы каркаса строительных люлек на кровлю и устанавливают их в рабочее положение. Инвентарные консоли устанавливаются на расстоянии друг от друга, равной длине люльки. Консоль, поднятая на крышу, укладывается на опорную деревянную подушку (из пластины или доски толщиной не менее 50 мм) и на время монтажа закрепляется тросом к прочной части здания. Для конструкции плоских крыш и крыш с пологим уклоном современных жилых домов рекомендуется консоль, разработанная ЛНИИ АКХ и изготовляемая его экспериментальным заводом. Вылет консолей для строительной люльки может варьироваться от 0,75м до 1,55м, в зависимости от вида люльки и толщины утеплителя.
Затем монтажники М1 и М2 пригружают консоли контргрузами. Затем, троса опускаются на землю и монтажник М3 закрепляет к ним платформу (см рис. 13).
1 - консоль Г-образная; 2 - хвостовик; 3 - люлька одноместная ЛОС-100-120; 4 - канат грузовой; 5 - канат предохранительный
5. Консоли в рабочем положении должны опираться только на стены. Хвостовая часть консоли должна опираться на кровлю через подпятник, через который пропускается болт с кольцом (проушиной) на конце для крепления поперечины (газовой трубы). Поперечина крепится к двум стропильным ногам со стороны чердака и при помощи двух скоб.
До закрепления инвентарной консоли, рабочие М1 и М2 разматывают трос с барабана таким образом, чтобы можно было надеть блок на серьгу консоли, находящейся на крыше. Затем, придерживая консоль страховым канатом, медленно сдвигают ее на карнизный свес, располагая шарнирный хомут с подкладкой над стеной.
6. После установки инвентарной консоли и проверки ее закрепления к стропильным конструкциям раскрытый участок стоячего фальца в месте, где проходит хвостовой болт, необходимо уплотнить с обжатием к болту, а сверху накрыть временным козырьком из кровельной стали.
7. Люльки подвешивают только после завершения всех работ по закреплению инвентарных консолей и временной заделки мест раскрытия кровли.
8. После проверки крепления консоли, лебедок, канатов (троса), настила, перил и тормозов производят запасовку канатов (тросов). Ограждения люльки должны быть обиты сеткой на высоту не менее 1,1 м. Люлька должна иметь сплошной настил.
1. Требуемые качество и надежность устройства и эксплуатации лесов должны обеспечиваться строительными организациями путем осуществления комплекса технических и организационных мер в соответствии с требованиями ГОСТ 27321-87 «Леса стоечные приставные для строительно-монтажных работ», СНиП 12-01-2004 «Организация строительного производства».
2. Производственный контроль качества устройства лесов должен включать входной контроль качества элементов лесов, операционный контроль отдельных монтажных процессов или операций и приемочный контроль смонтированных лесов.
3. При входном контроле элементов лесов проверяется их комплектность и соответствие требованиям стандартов, а также наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов. Результаты входного контроля записываются в «Журнал входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования».
4. При операционном контроле проверяется соблюдение технологии монтажа элементов лесов, соответствие устройства лесов рабочим чертежам, строительным нормам, правилам и стандартам.
5. При приемочном контроле производится проверка требуемого качества смонтированных лесов, подготовленных к эксплуатации.