Действующий
Для ее составления предварительно устанавливается потребное количество асфальтоукладчиков и катков, порядок движения асфальтоукладчиков, длину и ширину полосы укладки, направление движения потока.
- устройство слоев износа (верхних слоев) покрытия должно производиться, как правило, одновременно таким количеством асфальтоукладчиков, суммарная ширина которых равна ширине проезжей части;
- для исключения переезда автомобилей-самосвалов через край ранее устроенного асфальтобетонного покрытия и обеспечения безопасных условий производства работ направление потока должно приниматься навстречу движения транспорта, подвозящего асфальтобетонную смесь;
- при продольном уклоне более 30 % асфальтобетонная смесь должна укладываться снизу вверх (от нижней точки уклона к верхней).
2.7 Для укладки асфальтобетона необходимо создать механизированные звенья, в состав которых должны войти асфальтоукладчики, моторные катки и вспомогательные машины и приспособления (дорожные щетки, передвижные битумные котлы, передвижная электростанция и т.п.). Состав звена зависит от скорости потока и вида асфальтобетонной смеси. Характеристики асфальтоукладчиков и катков приведены соответственно в таблицах 3, 4 и 5.
Таблица 3 - Технические характеристики асфальтобетоноукладчиков с рабочим органом, состоящим из трамбующего бруса и пассивной выглаживающей плиты
Модель | Технические характеристики | ||||
производительность, т/ч | вместимость бункера, кг | укладываемая полоса | Скорость передвижения, м/мин | ||
Ширина, м | Толщина, мм | ||||
А. Укладчики на гусеничном ходу | |||||
ДС-126А | 150 | 7000 | 3,00-3,75 | 30-200 | 1,58-33,90 |
ДС-143 | 170 | 10000 | 3,0-4,5 | 30-200 | 1,58-8,57 |
ДС-179 | 250 | 12000 | 3,0-7, 0 | 300 | 1,0-14,0 |
ДС-189 | 210 | 10000 | 3,0-5,0 | 200 | 1,8-8,6 |
ДС-195 | 210 | 10000 | 3,0-4,5 | 30-220 | 1,75-8,57 |
ДС-199 | 210 | 10000 | 3,0-4,5 | 220 | 1,56-7,68 |
Б. Укладчики на колесном ходу | |||||
ДС-181 | 250 | 10000 | 3,0-7,5 | 300 | 15,0 |
ДС-191 | 250 | 12000 | 3,0-4,5 | 30-300 | 2,0-10,0 |
СД-404Б | 450 | 12000 | 3,0-7,0 | 300 | 1,6-5,6 |
АК-7,5 | 450 | 17500 | 3,0-7,5 | 300 |
Таблица 4 - Технические характеристики асфальтобетоноукладчиков с рабочим органом, состоящим из трамбующего бруса и вибрационной плиты
Показатели | Единица измерения | Марка | ||||
ДС-1 | super | |||||
82 | 150 | 200 | 204 | |||
Производительность | кг/с | 22,2-27,7 | 27,7 | 27,7 | 27,7 | 27,7 |
Ширина укладываемой полосы | мм | 3030-3630 | 2000-4000 | 2000-4500 | 2500-5000 | 2500-7600 |
Толщина укладываемого слоя | мм | 30-1550 | 10-200 | 10-300 | 10-300 | 5-300 |
Частота колебаний трамбующего бруса | удар/с | 23,3-24,2 | 25 | 25 | 30 | 30 |
Амплитуда колебаний | мм | 3,2 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Давление разглаживающей плиты | МПа | 0,01-0,0125 | - | - | - | - |
Скорость передвижения рабочая | м/с (км/ч) | 0,03-0,57 (0,11-2,1) | 0,24-1,63 (0,87-5,9) | 0,03-0,18 (0,11-0,65) | 0,043-0,23 (0,15-0,83) | 0,15-0,275 (0,54-1,0) |
Масса смеси в бункере | кг | 4500 | 7300 | 10500 | 14000 | 14000 |
Техническая характеристика | Рабочая скорость, км/ч | Рекомендуемая область использования | |||
Модель | Масса, кг | Ширина уплотняемой полосы, м | Покрытие (слой) | ||
нижний | верхний | ||||
Катки статического действия | |||||
ДУ-47Б-1 | 6000 | 1,4 | 1,9-6,8 | 4- | 4- |
ДУ-63-1 | 8500 | 1,7 | 0-7,0 | 4- | 4- |
Катки вибрационного действия | |||||
ДУ-70 | 5700 | 2,0 | 3,0-6,0 | - | - |
ДУ-70-1 кулачковый | 6300 | ||||
ДУ-57А | 8800 20200* | 2,4 | 7,0 | - | - |
ВГ-1202 | 12000 | 2,25 | 0-5,6 | - | - |
ДУ-62А (ДУ-85) | 13000 | 2,0 | 6,5 | - | - |
ВА-252 | 2750 | 1,2 | 0-5,6 | + | + |
ДУ-73 | 6000 | 1,4 | 0-8,0 | + | + |
ДУ-54М | 1300/2200* | 0,87 | 1,8-3,0 | + | + |
Амкодор 6122 | 1600 | 0,9 | 0-6,0 | + | + |
ДУ-72 | 3800/5500* | 1,08 | 1,8-5,5 | + | + |
ДУ-47БМ | 6000 | 1,4 | 1,9-6,8 | + | + |
ДУ-74 | 9000 | 1,7 | 0-7,0 | + | + |
ДУ-63 | 10500 | 1,7 | 0-11,0 | + | + |
BA-9W2 | 11000 | 2,25 | 0-6,0 | + | + |
Катки пневмоколесные | |||||
ДУ-65 | 12000 | 1,7 | 0-8,0 | + | + |
Катки вибрационного действия (комбинированные) | |||||
ДУ-58А (ДУ-84) | 15000/16000* | 2,0 | 6,5 | + | - |
* Масса катка с балластом |
2.8 Покрытия из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью - не ниже 10 °С; теплых смесей - при температуре не ниже минус 10 °С.
Допускается производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже 0 °С при соблюдении следующих требований:
Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами.
2.9 Необходимую ровность асфальтобетонного покрытия по СНиП 3.06.03-85 можно достичь только асфальтоукладчиком с автоматическими системами обеспечения ровности (типа «Стабилослой» или «Профиль»), которыми в настоящее время оснащены все отечественные и зарубежные машины. В качестве копира используют трос, натянутый на специальных стойках, установленных вдоль устраиваемого покрытия на обочине по нивелиру согласно проектным вертикальным отметкам.
Если ровность нижележащего слоя обеспечена, то в качестве копира можно использовать лыжу, которая крепится на асфальтоукладчике и перемещается по основанию или смежной уплотненной полосе покрытия.
Длина троса должна быть равна длине сменной захватки. Если укладку ведут широкозахватным укладчиком (ширина 7 м и более), то натягивают два троса (по одному с каждой стороны). При устройстве покрытия с односкатным поперечным профилем уклон задают не датчиком поперечного уклона, а определяют по разнице высот установки левого и правого тросов.
2.10 Для выполнения работ по устройству верхнего или нижнего слоя покрытия на участке работ выделяют сменную захватку на всю ширину проезжей части.
2.11 Длина полосы, укладываемой за один проход, при использовании одного асфальтоукладчика назначается с учетом температуры наружного воздуха, а также возможности одновременного уплотнения двух смежных полос. Возможные пределы изменения этих длин приведены в таблице 6. Расход асфальтобетонной смеси приведен в таблице 7.
При укладке конструктивных слоев сопряженными полосами работу организуют так, чтобы к концу смены слой был уложен на всю ширину.
Температура воздуха, °С | Длина укладываемой полосы, м | ||
одним асфальтоукладчиком | двумя асфальтоукладчиками | ||
на защищенных от ветра участках | на открытых участках | ||
5-10 | 30-40 | 25-30 | 60-70 |
15-20 | 60-80 | 50-70 | 80-100 |
10-15 | 40-60 | 30-50 | 70-80 |
20-25 | 80-100 | 70-80 | 100-150 |
более 25 | 100-150 | 80-100 | 150-200 |
Вид асбестоцементной смеси | Плотность (объемная масса), кг/м3 | Расход смеси на 100 м2, т, при толщине слоя, мм | |||||
35 | 40 | 45 | 60 | 70 | 80 | ||
Крупнозернистая: | |||||||
плотная | 2340 | - | - | - | 14,0 | 16,38 | 18,7 |
пористая | 2300 | - | - | - | 13,8 | 16,1 | 18,4 |
Мелкозернистая: | |||||||
тип А | 2385 | 8,35 | 9,54 | 10,73 | - | - | - |
тип Б | 2370 | 8,29 | 9,48 | 10,66 | - | - | - |
тип В | 2340 | 8,19 | 9,36 | 10,53 | |||
Песчаная: | |||||||
тип Д | 2280 | 7,98 | 9,12 | 10,26 | - | - | - |
Литая | 2400 | 8,40 | 9,60 | - | - | - | - |
2.12 Наиболее эффективно применение широкозахватных асфальтоукладчиков, позволяющих устраивать конструктивный слой дорожной одежды на полную ширину одной полосы. Технологическая схема устройства двухслойного асфальтобетонного покрытия на проектную ширину при работе в одну смену приведена на рисунке 3.
Если ширина укладываемого одним асфальтоукладчиком слоя меньше ширины конструктивного слоя, то работы ведут сопряженными полосами двумя или несколькими укладчиками одновременно. Ширину полосы укладки назначают кратной ширине конструктивного слоя, а разрыв между укладчиками по продольной оси дороги - 20-30 м. Технологическая схема устройства двухслойного асфальтобетонного покрытия сопряженными полосами в первую (а) и вторую (б) смены показана на рисунке 4, при этом верхний слой укладывается в первую смену (днем), а нижний - во вторую (вечером накануне).
1 - автомобиль-самосвал; 2 - асфальтоукладчик; 3 - каток на пневматических шинах; 4 - каток тяжелый гладковальцовый массой 11-18 т; 5 - поливочно-моечная машина
Рисунок 3 - Технологическая схема устройства двухслойного асфальтобетонного покрытия на проектную ширину при работе в одну смену
1 - автогудронатор; 2 - автомобиль-самосвал; 3 - асфальтоукладчик; 4 - каток гладковальцовый массой 6-8 т; 5 - каток на пневматических шинах; 6 - каток гладковальцовый массой 11-18 т; 7 - поливочно-моечная машина
Рисунок 4 - Технологическая схема устройства двухслойного асфальтобетонного покрытия сопряженными полосами в первую (а) и вторую (б) смены.
2.13 Минимально допустимая температура смесей при укладке в зависимости от вида смеси и температуры воздуха должна соответствовать приведенной в таблице 8.
2.14 Доставка асфальтобетонной смеси должна быть ритмичной. При перерывах в доставке смеси или в других случаях, приведших к остановке асфальтоукладчика, последний должен быть освобожден от асфальтобетонной смеси: летом - при перерыве более 30 мин., при пониженных температурах воздуха - более 15 мин. Смесь загружают постепенно, по мере ее расхода, в бункер асфальтоукладчика, который должен работать без остановок и изменения скорости движения; при этом упоры бункера толкают снятый с тормозов автомобиль-самосвал с поднятым кузовом.
При выгрузке необходимо следить за тем, чтобы смесь не просыпалась на нижележащий слой. Просыпавшуюся смесь следует убрать лопатами, особенно с мест прохода гусениц или колес асфальтоукладчика.
- отрегулировать уплотняющие и выдвигающиеся органы асфальтоукладчика не только на максимальный уплотняющий эффект, но и на обеспечение однородной фактуры и ровной поверхности;
- установить рабочую скорость асфальтоукладчика в зависимости от вида смеси, ее температуры, толщины слоя и количества поставляемой смеси;
- толщину укладываемого слоя в неуплотненном состоянии следует принимать с учетом коэффициента уплотнения, равным 1,20-1,45;
- ширину полосы укладки с учетом использования уширителей асфальтоукладчика целесообразно назначать кратной ширине проезжей части.
2.16 Толщина слоя из горячих и теплых асфальтобетонных смесей, укладываемых асфальтоукладчиками с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой (типа ДС-126А, ДС-143), должна быть больше проектной на 15-20 %, при использовании асфальтоукладчика с трамбующим брусом и виброплитой (типа ДС-155) - на 10-15 %.