(Действующий) СТО 42.11.20 Устройство асфальтобетонного покрытия автомобильных...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
2.28 Толщина слоя при укладке вручную или автогрейдером должна быть на 20-25 % больше проектной. Для соблюдения требуемой толщины рекомендуется устраивать специальные «маяки».
2.29 Обнаруженные дефекты на поверхности покрытия после распределения смеси, особенно в местах примыкания к упорным брусьям, обрабатываются с помощью специальных ручных трамбовок.
481 × 378 пикс.     Открыть в новом окне
а) металлическая трамбовка; б) металлический утюг; в) райбовка; г) гладилка; д) вилы; е) грабли; ж) лопата
Рисунок 5 - Инструменты, применяемые при ручной укладке асфальтобетонной смеси
2.30 Асфальтобетонные смеси уплотняют сразу же после укладки на полосу. Слои из горячих и теплых асфальтобетонных смесей следует уплотнять, начиная с той максимально возможной температуры, при которой не образуется деформаций от укатки, что позволит увеличить время эффективного уплотнения и при меньших затратах работы катков достигнуть более высокой плотности и механической прочности асфальтобетона. Ориентировочная температура асфальтобетонной смеси в начале уплотнения приведена в таблице 9.
Таблица 9 - Ориентировочная температура асфальтобетонной смеси в начале уплотнения
Вид смеси (содержание щебня, % по массе)
Тип
Температура, °С
Многощебеночная (от 50 до 60)
А
130-150
Среднещебеночная (от 40 до 50)
Б
120-140
Малощебеночная (от 30 до 40)
В
100-130
Песчаная на дробленом песке
Г
130-140
Песчаная на природном песке
Д
110-130
Смеси для основного (нижнего) слоя
-
120-150
2.31 Применение активированных минеральных порошков и добавок ПАВ позволяет снизить температуру начала уплотнения смеси на 10-20 °С.
В каждом конкретном случае температуру начала и конца уплотнения горячих и теплых смесей устанавливают пробной укаткой.
2.32 Для уплотнения асфальтобетонной смеси применяются гладковальцевые самоходные катки легкого типа массой 5-8 т; тяжелого типа массой 10-18 т; самоходные катки на пневматических шинах массой 16 и 30 т; виброкатки массой 4 и 8 т.
В зависимости от типа и вида катков и степени предварительного уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика надлежит производить: предварительное уплотнение вначале катком массой 5-8 т с гладкими вальцами (до 6 проходов по одному следу), затем катком на пневматических шинах (8-10 проходов), окончательная укатка катком массой 10-18 т с гладкими вальцами (4-6 проходов).
Уплотнение высокощебенистых смесей рекомендуется производить вначале катками на пневматических шинах (10-12 проходов), а затем катком массой 10-18 т с гладкими вальцами (2-4 прохода).
Укатка производится от упорного бруса к середине полосы, перекрывая каждый предыдущий след на 20-25 см. Во избежание прилипания во время укатки асфальтобетонной смеси к вальцам катка их смазывают водой.
В местах, недоступных укатке, производят тщательное трамбование смеси нагретыми металлическими трамбовками и выглаживание поверхности горячими утюгами.
2.33 Рабочая скорость движения катков при уплотнении должна быть в начале уплотнения 1,5-2 км/час, после 5-6 проходов по одному следу - 3-5 км/час для гладковальцовых катков, 2-3 км/час - для вибрационных катков и 5-8 км/час - для катков на пневматических шинах.
2.34 При двухскатном профиле катки должны двигаться по уплотняемому покрытию от краев полосы к середине, а затем от середины к краям, перекрывая каждый след   на 200-300 мм. При устройстве покрытий односкатного профиля уплотнение следует начинать с низовой стороны, а на участках улиц и дорог с продольным уклоном более 30 % - снизу вверх.
При уплотнении первой полосы необходимо следить, чтобы вальцы катка не приближались менее чем на 100 мм к кромке, обращенной к оси дороги. Оставшаяся неуплотненная полоса закатывается позже, одновременно с последующей устраиваемой полосой асфальтобетонного покрытия.
Первые проходы при уплотнении следующей полосы необходимо выполнять по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой, при этом каток массой 10 т должен двигаться вперед ведущими вальцами, что исключает образование волны перед вальцом.
По окончании укладки или при вынужденных перерывах в работе, при уплотнении в концах уложенной полосы необходимо следить за тем, чтобы катки заходили на брус, установленный поперек проезжей части.
2.35 В процессе работ по устройству покрытия запрещается:
- заправлять катки и асфальтоукладчики на свежеуложенном и перекрываемом асфальтобетонном покрытии. Для заправки выводить механизмы на обочины, боковые выезды или воротные заезды;
- останавливать катки на свежеуложенном покрытии. В случае аварийной остановки принять срочные меры к выводу катка из зоны работ;
- переключать скорости при резком торможении на уплотненном покрытии;
- производить повороты на уплотненном покрытии. Для изменения направления движения катки следует выводить на уплотненную часть покрытия;
- оставлять катки на свежеуложенном покрытии по окончании работ.
2.36 Чтобы предотвратить прилипание асфальтобетонной смеси к вальцам катка, их рекомендуется смачивать водой или смесью воды с керосином (1:1). Не разрешается применять для этих целей соляровое масло и топочный мазут.
2.37 В процессе уплотнения после двух-трех проходов первого катка следует проверять поперечный уклон и ровность покрытия шаблонами - трехметровой рейкой или двух-опорной рейкой с приспособлением для фиксации неровностей.
Выявленные дефекты необходимо немедленно устранять: в заниженные места добавлять смесь, завышенные - разрыхлять граблями, а излишки смеси убирать лопатой. Обнаруженные при первых проходах катков участки с пористой поверхностью и с нарушенной сплошностью слоя должны быть исправлены.
2.38 Дефектные участки (жирные, сухие места, раковины и т.п.) на покрытии после уплотнения должны быть вырублены, места вырубок тщательно очищены, края смазаны горячим вязким или жидким битумом, заполнены новой асфальтобетонной смесью и уплотнены.
Во избежание раскатывания смеси в конце укатываемой полосы следует поместить упорную доску или рейку.
2.39 Участки, недоступные для катка, уплотняют металлическими трамбовками, перекрывая предыдущий след от удара трамбовки примерно на 1/3. Уплотнение следует вести до годного исчезновения таких следов.
2.40 Технологическая схема устройства асфальтобетонного покрытия дороги по основанию из литого бетона приведена на рисунке 6.
643 × 235 пикс.     Открыть в новом окне
1 - поливочная машина со щеткой; 2 - автогудронатор; 3 - катки; 4 - машина с асфальтобетоном; 5 - асфальтоукладчик
Рисунок 6 - Технологическая схема устройства асфальтобетонного покрытия дороги
2.41 Особенности устройства асфальтобетонного покрытия при пониженных температурах воздуха.
2.41.1 Для продления строительного сезона допускается производить работы по устройству отдельных конструктивных слоев асфальтобетонного покрытия при температуре воздуха ниже +10 °С (осенью) и +5 °С (весной).
2.41.2 Устройство асфальтобетонных покрытий при пониженных температурах воздуха требует соблюдения специальных правил:
- иметь заблаговременно (до наступления холодного периода) подготовленное основание;
- укладка асфальтобетонной смеси производится при слабом ветре;
- подача смеси осуществляется интенсивно и ритмично, исключая простой асфальтоукладчика, в атомобилях-самосвалах с утепленными и обогреваемыми кузовами. Смесь укрывается матами или плотными брезентовыми чехлами. Для сохранения требуемой температуры особенно эффективно использовать автомобили-самосвалы большой грузоподъемности.
2.41.3 Распределение и уплотнение асфальтобетонных смесей производят с соблюдением следующих дополнительных правил:
- температура асфальтобетонной смеси при распределении должна быть не ниже 160 °С;
- асфальтобетонная смесь должна распределяться только асфальтоукладчиками. Выравнивающая плита должна непрерывно нагреваться, а трамбующий брус включен. При работе одним укладчиком длину захватки следует уменьшить, чтобы новая полоса примыкала к теплой, не остывшей кромке ранее уложенной полосы;
- распределять асфальтобетонную смесь следует немедленно, не допуская простоя автомобилей-самосвалов;
- уплотнение смеси производить только тяжелыми катками, количество катков по сравнению с летней нормой должно быть увеличено. Желательно применение вибрационных катков и катков на пневматических шинах. Прилипание асфальтобетонной смеси к вальцам катков предотвращают смачиванием их горячей водой или водно-соляной смесью (соотношение соли к воде 1:8-1:10).
- температура асфальтобетонной смеси при уплотнении должна быть не ниже 130 °С;
- уплотнение слоя уложенной смеси следует вести звеном катков на всю ширину уложенной полосы при скорости движения катка в начале укатки не более 0,55 м/с (2 км/ч), при этом часть катка должна быть оборудована приспособлениями для обогрева вальцов, в частности, вальцы трехосных трехвальцовых катков целесообразно заполнять горячей водой. Количество проходов катка должно составлять не менее 15 по одному следу;
- в процессе производства работ основное внимание должно быть уделено качеству устройства и отделки мест сопряжений, устраиваемых полос сопряжения в продольном и поперечном направлениях.