Действующий
2.28 Толщина слоя при укладке вручную или автогрейдером должна быть на 20-25 % больше проектной. Для соблюдения требуемой толщины рекомендуется устраивать специальные «маяки».
2.29 Обнаруженные дефекты на поверхности покрытия после распределения смеси, особенно в местах примыкания к упорным брусьям, обрабатываются с помощью специальных ручных трамбовок.
а) металлическая трамбовка; б) металлический утюг; в) райбовка; г) гладилка; д) вилы; е) грабли; ж) лопата
2.30 Асфальтобетонные смеси уплотняют сразу же после укладки на полосу. Слои из горячих и теплых асфальтобетонных смесей следует уплотнять, начиная с той максимально возможной температуры, при которой не образуется деформаций от укатки, что позволит увеличить время эффективного уплотнения и при меньших затратах работы катков достигнуть более высокой плотности и механической прочности асфальтобетона. Ориентировочная температура асфальтобетонной смеси в начале уплотнения приведена в таблице 9.
Вид смеси (содержание щебня, % по массе) | Тип | Температура, °С |
Многощебеночная (от 50 до 60) | А | 130-150 |
Среднещебеночная (от 40 до 50) | Б | 120-140 |
Малощебеночная (от 30 до 40) | В | 100-130 |
Песчаная на дробленом песке | Г | 130-140 |
Песчаная на природном песке | Д | 110-130 |
Смеси для основного (нижнего) слоя | - | 120-150 |
2.31 Применение активированных минеральных порошков и добавок ПАВ позволяет снизить температуру начала уплотнения смеси на 10-20 °С.
В каждом конкретном случае температуру начала и конца уплотнения горячих и теплых смесей устанавливают пробной укаткой.
2.32 Для уплотнения асфальтобетонной смеси применяются гладковальцевые самоходные катки легкого типа массой 5-8 т; тяжелого типа массой 10-18 т; самоходные катки на пневматических шинах массой 16 и 30 т; виброкатки массой 4 и 8 т.
В зависимости от типа и вида катков и степени предварительного уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика надлежит производить: предварительное уплотнение вначале катком массой 5-8 т с гладкими вальцами (до 6 проходов по одному следу), затем катком на пневматических шинах (8-10 проходов), окончательная укатка катком массой 10-18 т с гладкими вальцами (4-6 проходов).
Уплотнение высокощебенистых смесей рекомендуется производить вначале катками на пневматических шинах (10-12 проходов), а затем катком массой 10-18 т с гладкими вальцами (2-4 прохода).
Укатка производится от упорного бруса к середине полосы, перекрывая каждый предыдущий след на 20-25 см. Во избежание прилипания во время укатки асфальтобетонной смеси к вальцам катка их смазывают водой.
В местах, недоступных укатке, производят тщательное трамбование смеси нагретыми металлическими трамбовками и выглаживание поверхности горячими утюгами.
2.33 Рабочая скорость движения катков при уплотнении должна быть в начале уплотнения 1,5-2 км/час, после 5-6 проходов по одному следу - 3-5 км/час для гладковальцовых катков, 2-3 км/час - для вибрационных катков и 5-8 км/час - для катков на пневматических шинах.
2.34 При двухскатном профиле катки должны двигаться по уплотняемому покрытию от краев полосы к середине, а затем от середины к краям, перекрывая каждый след на 200-300 мм. При устройстве покрытий односкатного профиля уплотнение следует начинать с низовой стороны, а на участках улиц и дорог с продольным уклоном более 30 % - снизу вверх.
При уплотнении первой полосы необходимо следить, чтобы вальцы катка не приближались менее чем на 100 мм к кромке, обращенной к оси дороги. Оставшаяся неуплотненная полоса закатывается позже, одновременно с последующей устраиваемой полосой асфальтобетонного покрытия.
Первые проходы при уплотнении следующей полосы необходимо выполнять по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой, при этом каток массой 10 т должен двигаться вперед ведущими вальцами, что исключает образование волны перед вальцом.
По окончании укладки или при вынужденных перерывах в работе, при уплотнении в концах уложенной полосы необходимо следить за тем, чтобы катки заходили на брус, установленный поперек проезжей части.
- заправлять катки и асфальтоукладчики на свежеуложенном и перекрываемом асфальтобетонном покрытии. Для заправки выводить механизмы на обочины, боковые выезды или воротные заезды;
- останавливать катки на свежеуложенном покрытии. В случае аварийной остановки принять срочные меры к выводу катка из зоны работ;
- производить повороты на уплотненном покрытии. Для изменения направления движения катки следует выводить на уплотненную часть покрытия;
2.36 Чтобы предотвратить прилипание асфальтобетонной смеси к вальцам катка, их рекомендуется смачивать водой или смесью воды с керосином (1:1). Не разрешается применять для этих целей соляровое масло и топочный мазут.
2.37 В процессе уплотнения после двух-трех проходов первого катка следует проверять поперечный уклон и ровность покрытия шаблонами - трехметровой рейкой или двух-опорной рейкой с приспособлением для фиксации неровностей.
Выявленные дефекты необходимо немедленно устранять: в заниженные места добавлять смесь, завышенные - разрыхлять граблями, а излишки смеси убирать лопатой. Обнаруженные при первых проходах катков участки с пористой поверхностью и с нарушенной сплошностью слоя должны быть исправлены.
2.38 Дефектные участки (жирные, сухие места, раковины и т.п.) на покрытии после уплотнения должны быть вырублены, места вырубок тщательно очищены, края смазаны горячим вязким или жидким битумом, заполнены новой асфальтобетонной смесью и уплотнены.
Во избежание раскатывания смеси в конце укатываемой полосы следует поместить упорную доску или рейку.
2.39 Участки, недоступные для катка, уплотняют металлическими трамбовками, перекрывая предыдущий след от удара трамбовки примерно на 1/3. Уплотнение следует вести до годного исчезновения таких следов.
2.40 Технологическая схема устройства асфальтобетонного покрытия дороги по основанию из литого бетона приведена на рисунке 6.
1 - поливочная машина со щеткой; 2 - автогудронатор; 3 - катки; 4 - машина с асфальтобетоном; 5 - асфальтоукладчик
2.41.1 Для продления строительного сезона допускается производить работы по устройству отдельных конструктивных слоев асфальтобетонного покрытия при температуре воздуха ниже +10 °С (осенью) и +5 °С (весной).
2.41.2 Устройство асфальтобетонных покрытий при пониженных температурах воздуха требует соблюдения специальных правил:
- подача смеси осуществляется интенсивно и ритмично, исключая простой асфальтоукладчика, в атомобилях-самосвалах с утепленными и обогреваемыми кузовами. Смесь укрывается матами или плотными брезентовыми чехлами. Для сохранения требуемой температуры особенно эффективно использовать автомобили-самосвалы большой грузоподъемности.
2.41.3 Распределение и уплотнение асфальтобетонных смесей производят с соблюдением следующих дополнительных правил:
- асфальтобетонная смесь должна распределяться только асфальтоукладчиками. Выравнивающая плита должна непрерывно нагреваться, а трамбующий брус включен. При работе одним укладчиком длину захватки следует уменьшить, чтобы новая полоса примыкала к теплой, не остывшей кромке ранее уложенной полосы;
- распределять асфальтобетонную смесь следует немедленно, не допуская простоя автомобилей-самосвалов;
- уплотнение смеси производить только тяжелыми катками, количество катков по сравнению с летней нормой должно быть увеличено. Желательно применение вибрационных катков и катков на пневматических шинах. Прилипание асфальтобетонной смеси к вальцам катков предотвращают смачиванием их горячей водой или водно-соляной смесью (соотношение соли к воде 1:8-1:10).
- уплотнение слоя уложенной смеси следует вести звеном катков на всю ширину уложенной полосы при скорости движения катка в начале укатки не более 0,55 м/с (2 км/ч), при этом часть катка должна быть оборудована приспособлениями для обогрева вальцов, в частности, вальцы трехосных трехвальцовых катков целесообразно заполнять горячей водой. Количество проходов катка должно составлять не менее 15 по одному следу;