Действующий
2.4.4. Продолжительность транспортирования асфальтобетонных смесей должна быть установлена из условий обеспечения температуры при укладке, указанной в табл. 4.
2.4.5. В конце смены и три перерывах в доставке смеси или в других случаях, приводящих к остановке асфальтоукладчика, последний должен быть освобожден от асфальтобетонной смеси: летом - при перерыве более 30 мин., при пониженных температурах (ниже +110°С) - более 15 мин. Асфальтоукладчик должен при этом выдвигаться вперед, чтобы обеспечить возможность уплотнения всей уложенной смеси до ее остывания.
2.4.6. При выгрузке асфальтобетонной смеси автомобиль-самосвал должен останавливаться за 0,5 м перед асфальтоукладчиком строго по оси его движения. Асфальтоукладчик должен двигаться к автомобилю-самосвалу пока его направляющие ролики не придут в соприкосновение с задними колесами автомобиля и двигать его впереди себя пока он не освободится от смеси.
2.4.8. Прием автомобилей-самосвалов и выгрузка из них смеси в приемный бункер асфальтоукладчика должен осуществляться под руководством опытного рабочего с нарукавной повязкой.
На каждую машину с асфальтобетонной смесью должен быть паспорт предприятия-изготовителя с указанием даты и времени отправления, типа смеси, веса, температуры и штамп ОТК завода, подтверждающий соответствие смеси требованиям технических условий
2.5.1. Распределение асфальтобетонной смеси производится асфальтоукладчиком при скорости укладки 2-3 м/мин (смеси с содержанием щебня более 40%) и 4-5 м/мин (менее 40% щебня). Уплотняющие рабочие органы должны работать в режиме: частота оборотов валов трамбующего бруса 1000-1400 об/мин и вала вибратора плиты 2500-3000 об/мин.
Асфальтобетонная смесь, находящаяся в бункере асфальтоукладчика должна иметь температуру не ниже +120°С, а при применении смесей с поверхностно-активными веществами - не ниже +100°С.
- асфальтоукладчик устанавливают в исходное положение с опором плиты на край ранее устроенного покрытия или на брус толщиной, соответствующей толщине укладываемого слоя, включают двигатель и приборы разогрева плиты и бункера, устанавливают в рабочее положение следящую систему (типа «Стабилослой» или «Профиль», которыми оснащены все отечественные машины). В качестве копира используется трос, натянутый на специальных стойках, установленных вдоль устраиваемого покрытия по нивелиру, согласно проектным вертикальным отметкам. Если ровность нижележащего слоя обеспечена, то в качестве копира используется лыжа, которая кренится на асфальтоукладчике и перемещается по основанию
- рабочую скорость асфальтоукладчика варьируют в зависимости от вида смеси, ее температуры, толщины слоя, количества поставляемой смеси и производительности катков. Режим работы уплотняющих органов асфальтоукладчика принимается в пределах: частоты оборотов валов трамбующего бруса 1000-1400 об/мин и вала вибратора плиты 2500-3000 об/мин. Смеси, содержащие более 40% щебня укатывают на скорости 2-3 км/час, а смеси, содержащие менее 40% - на скорости -5 км/час.
- толщину укладываемого слоя в неуплотненном состоянии принимают с учетом коэффициента уплотнения, равным 1,1-1,15, а при укладке вручную (либо автогрейдером) - 1,25-1,3.
- минимально допустимая температура смесей при укладке в зависимости от температуры воздуха указана в табл. 4.
Толщина слоя, см | Минимальная температура смеси в асфальтоукладчике, °С, при температуре воздуха °С | ||||||||
+30 | +20 | +15 | +10 | +5 | 0 | -5 | -10 | ||
до 5 | I | 115 | 125 | 130 | 135 | 140 | 145 | - | - |
II | 120 | 135 | 140 | 145 | 150 | 155 | - | - | |
5-10 | I | 105 | 115 | 120 | 125 | 130 | 135 | - | - |
II | 110 | 120 | 125 | 130 | 135 | 140 | - | - |
- выбор направления укладки асфальтобетонной смеси производится с учетом того, чтобы транспорт со смесью приходил навстречу укладке, чтобы исключить переезды через край cсвежеуложенной полосы;
- при наличии бортов асфальтоукладчик должен двигаться на расстоянии 10 см от них; образующийся зазор и места, не доступные для укладчика (у колодцев, решеток, на крутых поворотах) асфальтируют вручную одновременно с работой асфальтоукладчика;
При отсутствии специальных разогревателей кромку разогревают путем укладки на нее валика из горячей смеси шириной 10-20 см. После разогрева кромки смесь следует сдвинуть на смежную полосу;
- поперечное сопряжение покрытия должны быть перпендикулярны оси дороги. Края ранее уложенной полосы обрубить вертикально по шнуру и смазать битумом или битумной эмульсией;
- при окончании укладки смеси полоса покрытия клинообразно утончается. Для образования качественного поперечного стыка в месте обрубки слоя, вертикальная грань ранее уложенного слоя смазывается битумной эмульсией, и на это место устанавливается плита асфальтоукладчика. Необходимо, чтобы плита перед началом укладки была прогрета обогревательными устройствами или горячей асфальтобетонной смесью.
Другой способ устройства поперечного шва заключается в укладке в поперечном направлении деревянного бруса (рис. 3) толщиной, равной толщине уплотняемой смеси.
- при укладке асфальтобетонных смесей в два слоя швы слое» смещать на 100-200 мм, причем продольный шов на верхнем слое должен совпадать с осью дороги. При двухслойной укладке все слои должны быть устроены в течение смены. С этой целью рассчитывают оптимальную длину дневной захватки (см. п. 2.3.2.). Каждый последующий слой укладывается только после остывания нижнего до 50°С, при температуре наружного воздуха ниже +10?С, и до 20-30?С при температуре выше +10?С;
- после перерыва в работе асфальтоукладчик устанавливают так, чтобы выглаживающая плита перекрывала край ранее уложенной полосы на 100-150 мм;
- после прохода асфальтоукладчика на поверхности уложенного слоя не должно быть трещин, раковин, разрывов и т.п. Эти дефекты, обычно, связаны с неточной регулировкой рабочих органов по высоте, недостаточным прогревом выглаживающей плиты, неравномерным заполнением смесью шнековой камеры. Замеченные дефекты исправляют до начала уплотнения слоя катками;
- участки продольных и поперечных сопряжений чаще подвергаются разрушающему действию воды, поэтому качеству их устройства следует уделять повышенное внимание, особенно при работе одного асфальтоукладчика. Сопряжение полос должно быть ровным и плотным.
2.5.3. С целью повышения коэффициента использования машин и оборудования устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия целесообразно проводить в две смены, укладывая нижний слой вечером (накануне), верхи ни слой - днем (в первую смену).
- проверить систему водяного охлаждения, систему смачивания вальцов, заполнить баки смачивающей жидкостью;
- проверить исправность виброуплотняющей системы, давление в шинах пневмокатков и при необходимости откорректировать
2.6.2. Вид и количество катков должны выбираться с учетом: типа смеси толщины отделочных слоев, ширины полосы, температуры воздуха, смеси и основания.
Вид смеси | тип | Температура, ?C |
Многощебенистая | А | 130 - 150 |
Среднещебенистая | Б | 120 - 140 |
Малощебенистая | В | 100 - 130 |
Песчаная на дробленом песке | Г | 130 - 140 |
Песчаная на природном песке | д | 110 - 130 |
Смеси для основного нижнего слоя | - | 120 - 150 |
Примечание: Применение активированных минеральных порошков и добавок ПАВ позволяет снизить температуру начала уплотнения смеси на 10-20°С.
Температуру начала уплотнения, в каждом конкретном случае, устанавливают пробной укаткой. Техническая характеристика отечественных катков указана в приложении IV.
2.6.4. Рекомендуемый режим уплотнения асфальтобетонных покрытий в зависимости от состава укаточного звена и температуры воздуха указан в табл. 6.
Температура воздуха, в ?С (при отсутствии ветра) | Звенья моторных катков | Звено виброкатков | ||
легкие с гладкими вальцами | на пневматических шинах (весом 16-35 т) | тяжелые гладкими с вальцами | ||
Число проходов по одному следу | ||||
выше +5 | 4-6 | 4-6 | 10-20 | - |
то же | 2-3 | 8-10 | 2-4 | - |
то же | | | 6-10 | С выключенным вибратором на каждом слое 2-3; с включенным вибратором: по нижнему слою 3-5, по верхнему слою - 4-6 |
от +5 до -10 | - | - | 20-40 | - |
тоже | - | - | 15-30 | 5-10 |