(Действующий) СТО 42.11.20 Устройство дорожного асфальтобетонного покрытия...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

2.2. Подготовительные работы

2.2.1. Устройству асфальтобетонного покрытия предшествует приемка основания с оформлением акта на скрытые работы и проведение подготовительных работ. Основание должно иметь требуемую ровность и необходимые геометрические размеры и уклоны.
2.2.2. При наличии значительных неровностей на основании должны быть заблаговременно приняты меры к выравниванию основания путем укладки выравнивающего слоя.
Категорически запрещается выравнивание профиля производить устройством нижнего слоя покрытия переменной толщины.
2.2.3. В случае необходимости изменения отметок крышек колодцев подземных частей наращивание производят с помощью железобетонных сегментов или металлических вкладышей. Установку люков колодцев производят с учетом профиля, дороги.
2.2.4. При ремонте горловины колодца или опорного кольца люка рекомендуется использовать приспособление, указанное на рис. 1.
346 × 185 пикс.     Открыть в новом окне
Рис. 1.
2.2.5. Производят геодезическую разбивку с установкой контрольных «маяков» с выноской отметок на бортовой камень (верх «маяка» или отметка должны соответствовать верху покрытия после уплотнения).
Нанесение отметок по борту производят намелованным шнуром. Асфальтобетонные или деревянные маяки устанавливают по визиркам вдоль дороги на основании.
2.2.6. При установке дождеприемной решетки учесть, что края решетки должны быть ниже проектной отметки лотка с верховой стороны на 30 мм, а с низовой - на 20 мм; подход к решетке с верховой стороны должен иметь увеличение уклона на 2-3 м, а с низовой - на 0,5 м.
2.2.7. Очищают основание от пыли и грязи механической щеткой (либо сжатым воздухом от компрессора или другими средствами). Вслед за этим обрабатывают поверхность основания битумной эмульсией или жидким битумом равномерным слоем не менее чем за 5-6 часов до укладки смеси. Расход материалов составляет: при обработке жидким битумом - 0,5-0,8 л/м2 при обработке 50 % битумной эмульсией - 0,4-0,7 л/м2.
Обработку вяжущими материалами нижнего слоя можно не производить, если с момента его укладки прошло не более двух суток.
2.2.8. В процессе распределения вяжущего необходимо следить за толщиной пленки, не допуская концентрации вяжущего в пониженных местах, а также загрязнения лицевой поверхности бортовых камней. В недоступных, для гудронатора местах распределение производят из небольших бачков.
2.2.9. Работы по устройству асфальтобетонного покрытия выполняются механизированным звеном, укомплектованным дополнительными механизмами для выполнения вспомогательных операций: компрессором для обрубки краев ранее устроенных полос покрытия и для очистки основания от пыли сжатым воздухом; подметально-уборочной машиной для очистки основания; гудронатором и разогревателем, использующим тепловую энергию инфракрасного излучения для разогрева мест сопряжения полос и исправления дефектных мест. Кроме того, у звена должны быть: нивелир и набор визирок для геодезической разбивки и переноса высотных отметок к месту укладки смеси, трамбовки для уплотнения вручную в недоступных для катков местах, металлические (из легкого металла) рейки с уровнем, шаблоны для контроля ровности устраиваемого покрытия.

2.3. Технология организации процесса

2.3.1. Асфальтобетонную смесь укладывают в сухую погоду, при температуре окружающего воздуха, как правило, весной и летом не ниже +5°С и осенью - не ниже +10°С. Допускается укладка смеси и при более низких температурах (от +5°С до 0°С), но преимущественно в нижние слои двухслойного покрытия. В исключительных случаях допускается устройство и верхнего слоя покрытия, но только после укладки нижнего слоя, остывшего до температуры не ниже +20° С, при этом толщина слоя должна быть не менее 4 см.
Рекомендуется использовать смеси с ПАВ и активированным минеральным порошком, поскольку они улучшают удобоукладываемость и уплотняемость смесей.
2.3.2. Перед началом работ по устройству нижнего слоя выделяют сменную захватку, длину которой определяют по формуле:
где L - длина захватки, м;
Q - количество смеси, поступающей к укладчику в смену, т;
b - ширина покрытия, м;
g - норма расхода смеси, кг/м2 (см. приложение II).
2.3.3. Длину полосы, укладываемой за один проход асфальтоукладчика следует принимать в зависимости от температуры воздуха по табл. 2.
Таблица 2.
Температура, воздуха, °с
Длина укладываемой полосы, м
одним асфальтоукладчиком
двумя
на защищенных от ветра участках
на открытых участках
асфальтоукладчиками
5-10
30-40
25-30
60-70
10-15
40-60
30-50
70-80
15-20
60-80
50-70
80-100
20-25
80-100
70-80
100-150
более 25
100-150
80-100
150-200
2.3.4. Технологический процесс укладки асфальтобетонной смеси включает следующие операции:
- приведение рабочих органов асфальтоукладчика в рабочее положение;
- распределение и укладка асфальтобетонной смеси;
- уход за механизмом в процессе работы;
- очистка рабочих органов асфальтоукладчика от остатков смеси по окончании работы;
- обрубка и обработка битумом краев свежеуложенной полосы.
2.3.5. Укладываемая смесь должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-84 (Смеси асфальтобетонные дорожные и аэродромные и асфальтобетон. Технические условия).
2.3.6. Организация производства работ предусматривается в соответствии с картой трудового процесса (рис. 2 и табл. 3).
Исполнители: машинист асфальтоукладчика VI разряд (М) - 1
асфальтобетонщик V разряд (A1) - 1
асфальтобетонщик IV разряд (А2) - 1
асфальтобетонщик III разряд (А3) - 2
468 × 166 пикс.     Открыть в новом окне
Рис. 2.
Таблица 3.
№ п/п
Наименование операций
Характеристики приемов труда
1
2
3
1.
Приведение рабочих органов асфальтоукладчика в рабочее положение
Машинист асфальтоукладчика (М) проверяет готовность к работе основных узлов укладчика согласно техническим правилам эксплуатации, наличия топлива и масла в системе. Включает двигатель, А1, 2, 3, готовят инструмент для выполнению работ.
2.
Распределение, укладка смеси, уход за механизмом в процессе работы
Асфальтобетонщик А1 регулирует - подачу смеси в бункер асфальтоукладчика. Проверяет наличие паспорта на смесь. Из бункера укладчика машинист (М) подает смесь на распределение и предварительное уплотнение. Асфальтобетонщики А2 и А3 - после прохода укладчика визуально или с помощью контрольной рейки определяют дефектные места, регулируют толщину распределяемого слоя. Производят подсыпку смеси в заниженных местах или снятие излишней смеси проверяют толщину слоя и укладывают смесь, взятую из бункера укладчика в места, не доступные для укладчика. Вместе с машинистом осуществляют уход за механизмами асфальтоукладчика.
3.
Очистка рабочих органов асфальтоукладчика от остатков смеси по окончании работ
Машинист (М) и асфальтобетонщик А3 по окончании работы производят очистку рабочих органов асфальтоукладчика от налипшей смеси.
4.
Обрубка и обработка битумом краев свежеуложенной смеси и уборка отходов.
Асфальтобетонщики А3 производят обрубку краев ранее уложенного асфальтобетона, смазывают места сопряжения предварительно разогретым битумом.

2.4. Транспортирование асфальтобетонной смеси и приемка ее на объекте

2.4.1. Транспортирование асфальтобетонной смеси к месту укладки следует производить ритмично и, как правило, в автомобилях-самосвалах большой грузоподъемности, оборудованных устройствами для подогрева кузовов отходящими газами и устройством по укрытию перевозимой смеси.
2.4.2. До загрузки смесью кузов автомобиля-самосвала тщательно очистить и смазать, не допуская скопления смазки в кузове.
2.4.3. Для предотвращения расслоения загрузку машины смесью следует производить порциями: первую порцию - в переднюю часть кузова, вторую - в заднюю часть и третью - между ними. Тот же принцип загрузки должен быть соблюден и при загрузке из накопительного бункера.
2.4.4. Продолжительность транспортирования асфальтобетонных смесей должна быть установлена из условий обеспечения температуры при укладке, указанной в табл. 4.
2.4.5. В конце смены и три перерывах в доставке смеси или в других случаях, приводящих к остановке асфальтоукладчика, последний должен быть освобожден от асфальтобетонной смеси: летом - при перерыве более 30 мин., при пониженных температурах (ниже +110°С) - более 15 мин. Асфальтоукладчик должен при этом выдвигаться вперед, чтобы обеспечить возможность уплотнения всей уложенной смеси до ее остывания.
2.4.6. При выгрузке асфальтобетонной смеси автомобиль-самосвал должен останавливаться за 0,5 м перед асфальтоукладчиком строго по оси его движения. Асфальтоукладчик должен двигаться к автомобилю-самосвалу пока его направляющие ролики не придут в соприкосновение с задними колесами автомобиля и двигать его впереди себя пока он не освободится от смеси.