Действующий
- выбор направления укладки асфальтобетонной смеси производится с учетом того, чтобы транспорт со смесью приходил навстречу укладке, чтобы исключить переезды через край cсвежеуложенной полосы;
- при наличии бортов асфальтоукладчик должен двигаться на расстоянии 10 см от них; образующийся зазор и места, не доступные для укладчика (у колодцев, решеток, на крутых поворотах) асфальтируют вручную одновременно с работой асфальтоукладчика;
При отсутствии специальных разогревателей кромку разогревают путем укладки на нее валика из горячей смеси шириной 10-20 см. После разогрева кромки смесь следует сдвинуть на смежную полосу;
- поперечное сопряжение покрытия должны быть перпендикулярны оси дороги. Края ранее уложенной полосы обрубить вертикально по шнуру и смазать битумом или битумной эмульсией;
- при окончании укладки смеси полоса покрытия клинообразно утончается. Для образования качественного поперечного стыка в месте обрубки слоя, вертикальная грань ранее уложенного слоя смазывается битумной эмульсией, и на это место устанавливается плита асфальтоукладчика. Необходимо, чтобы плита перед началом укладки была прогрета обогревательными устройствами или горячей асфальтобетонной смесью.
Другой способ устройства поперечного шва заключается в укладке в поперечном направлении деревянного бруса (рис. 3) толщиной, равной толщине уплотняемой смеси.
- при укладке асфальтобетонных смесей в два слоя швы слое» смещать на 100-200 мм, причем продольный шов на верхнем слое должен совпадать с осью дороги. При двухслойной укладке все слои должны быть устроены в течение смены. С этой целью рассчитывают оптимальную длину дневной захватки (см. п. 2.3.2.). Каждый последующий слой укладывается только после остывания нижнего до 50°С, при температуре наружного воздуха ниже +10?С, и до 20-30?С при температуре выше +10?С;
- после перерыва в работе асфальтоукладчик устанавливают так, чтобы выглаживающая плита перекрывала край ранее уложенной полосы на 100-150 мм;
- после прохода асфальтоукладчика на поверхности уложенного слоя не должно быть трещин, раковин, разрывов и т.п. Эти дефекты, обычно, связаны с неточной регулировкой рабочих органов по высоте, недостаточным прогревом выглаживающей плиты, неравномерным заполнением смесью шнековой камеры. Замеченные дефекты исправляют до начала уплотнения слоя катками;
- участки продольных и поперечных сопряжений чаще подвергаются разрушающему действию воды, поэтому качеству их устройства следует уделять повышенное внимание, особенно при работе одного асфальтоукладчика. Сопряжение полос должно быть ровным и плотным.
2.5.3. С целью повышения коэффициента использования машин и оборудования устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия целесообразно проводить в две смены, укладывая нижний слой вечером (накануне), верхи ни слой - днем (в первую смену).
- проверить систему водяного охлаждения, систему смачивания вальцов, заполнить баки смачивающей жидкостью;
- проверить исправность виброуплотняющей системы, давление в шинах пневмокатков и при необходимости откорректировать
2.6.2. Вид и количество катков должны выбираться с учетом: типа смеси толщины отделочных слоев, ширины полосы, температуры воздуха, смеси и основания.
Вид смеси | тип | Температура, ?C |
Многощебенистая | А | 130 - 150 |
Среднещебенистая | Б | 120 - 140 |
Малощебенистая | В | 100 - 130 |
Песчаная на дробленом песке | Г | 130 - 140 |
Песчаная на природном песке | д | 110 - 130 |
Смеси для основного нижнего слоя | - | 120 - 150 |
Примечание: Применение активированных минеральных порошков и добавок ПАВ позволяет снизить температуру начала уплотнения смеси на 10-20°С.
Температуру начала уплотнения, в каждом конкретном случае, устанавливают пробной укаткой. Техническая характеристика отечественных катков указана в приложении IV.
2.6.4. Рекомендуемый режим уплотнения асфальтобетонных покрытий в зависимости от состава укаточного звена и температуры воздуха указан в табл. 6.
Температура воздуха, в ?С (при отсутствии ветра) | Звенья моторных катков | Звено виброкатков | ||
легкие с гладкими вальцами | на пневматических шинах (весом 16-35 т) | тяжелые гладкими с вальцами | ||
Число проходов по одному следу | ||||
выше +5 | 4-6 | 4-6 | 10-20 | - |
то же | 2-3 | 8-10 | 2-4 | - |
то же | | | 6-10 | С выключенным вибратором на каждом слое 2-3; с включенным вибратором: по нижнему слою 3-5, по верхнему слою - 4-6 |
от +5 до -10 | - | - | 20-40 | - |
тоже | - | - | 15-30 | 5-10 |
2.6.5. Уплотнение нижнего слоя, состоящего из многощебенистных смесей (более 40% щебня) рекомендуется производить сначала катками на пневматических шинах (10-12 проходов), затем, гладковальцовыми катками 10-18 т (2 прохода).
2.6.6. Рабочая скорость движения катков при уплотнении должна быть в начале уплотнения 1,5-2 км/час; после 3-6 проходов по одному следу - до 3-5 км/час для гладковальцовых катков, до 2-3 км/час для виброкатков и до 5-8 км/час - для катков на пневматических шинах.
2.6.7. Чтобы предотвратить прилипание асфальтобетонной смеси к вальцам катка, их рекомендуется смачивать водой или смесью веды с керосином (1:1). Не рекомендуется применять для этих целей соляровое масло и топочный мазут.
Прилипание асфальтобетонной смеси к пневматическим щитам быстро прекращается, как только они нагреются от уплотняемой смеси.
2.6.8. При уплотнении первой полосы необходимо следить, чтобы вальцы катка не приближались менее, чем на 100 мм к кромке, обращенной к оси дороги. Оставшаяся неуплотненная полоса закатывается позже, одновременно с последующей смежной полосой асфальтобетонного покрытия. Первые проходы при уплотнении смежной полосы необходимо выполнять по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой, при этом тяжелый каток (массой 10 т) должен двигаться вперед ведущими вальцами.
2.6.9. В процессе уплотнения слоя катки должны двигаться по укатываемой полосе от ее краев к оси дороги, а затем от оси к краям, перекрывая каждый след на 20-30 см.
2.6.10. В процессе уплотнения, после 2-3 проходов катка следует проверять поперечный уклон и ровность покрытия шаблоном и трехметровой рейкой. Места, не поддающиеся поверхностному исправлению, следует вырубить и заменить новым асфальтовым бетоном,
2.6.11. Участки, недоступные для катка, уплотняют металлическими трамбовками, перекрывая предыдущий след от удара трамбовки примерно на 1/3. Уплотнение следует вести до полного исчезновения таких следов.
После уплотнения производят отделку Поверхности с устранением мелких неровностей, применяя специальные утюги.
2.6.12. В процессе производства работ прораб (мастер) обязан вести журнал по форме, указанной в приложении V. Ведение журнала способствует повышению качества и облегчает контроль и приемку работ.
- останавливать катки на свежеуложенном покрытии. В случае аварийной остановки принять срочные меры к выводу катка из зоны работ;
- производить повороты на неуплотненном покрытии. Для изменения направления катки следует выводить на уплотненную часть покрытия.
Захватки | I | II | III | IV | ||||||||||||||||||||
Этапы | Предварительные работы | Устройство нижнего слоя | Устройство верхнего слоя | отделка покрытия | ||||||||||||||||||||
№ рабочего процесса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||||||||
Направление потока |
| |||||||||||||||||||||||
Технологические схемы |
|
| ||||||||||||||||||||||
Описание рабочего процесса | очистка основания от пыли и грязи | проверка продольных и поперечных уклонов и ровности основания | обработка краев асфальтобетона со смазкой битумом мест примыкания | нанесение битумной эмульсии на основание | Подвозка асфальтобетонной смеси | Распределение асфальтобетонной смеси | Уплотнение смеси по линии сопряжения при 2-3 проходах | Подкатка нижнего слоя катками при 4 проходах по одному следу | Проверка поперечного уклона и ровности основания | Окончательная укатка нижнего слоя при 17 проходах по одному следу | Подвозка асфальтобетонной смеси | Распределение асфальтобетонной смеси | Уплотнение смеси по линии сопряжения при 2-3 проходах | Подкатка верхнего слоя катками при 5 проходах по одному следу | Окончательная укатка верхнего слоя покрытия тяжелыми катками за 20 проходов по одному следу | проверка поперечного профиля и ровности асфальтобетонного покрытия. Исправление дефектных мест и выглаживание поверхности в местах сопряжения с люками колодцев и дождеприемными решетками | ||||||||
Применяемые машины | Подметально-уборочная машина ПУ-53 М-1 Автогудронатор ДС-82-1 | Асфальтоукладчики ДС-179-1 Моторные катки: ДУ-50-1; ДУ-42 А-2 Компрессор ЗИФ-55-1 | Асфальтоукладчики ДС-179-1 Моторные катки: ДУ-50-1; ДУ-42 А-2 Компрессор ЗИФ-55-1 Асфальторазогреватель РА-10-1 | Асфальторазогреватель РА-10-1 утюг; шаблоны и многоопорные рейки; Моторный каток ДУ-50-1 |