Действующий
Для замедления процесса загустевания от повышенных температур в смесь вводят пластифицирующие добавки (сульфитно-дрожжевую бражку (СДБ), винсол, мылонафт, абиетат натрия и др.).
Для уменьшения теплопотерь электроразогрев бетонной смеси ведут в специально оборудованных бадьях. Емкость бадей колеблется в пределах 0,5...2,0 м3. Количество бадей на объекте подбирается исходя из сменного потока бетонной смеси, вида транспортных средств, типа крана и т.п.
На объекте вблизи бетонирования оборудуют пост предварительного электроразогрева смеси - горизонтально спланированную площадку с сетчатым ограждением по периметру высотой 1,5...1,7 м. На площадке устанавливают бадьи для электроразогрева. Щит управления разогревом выносят за ограждение.
Бетонную смесь из транспортных средств разгружают в электроразогревные бадьи и равномерно распределяют между электродами, для чего кратковременно включают вибраторы на бадьях. Для уменьшения теплопотерь бадьи утепляют, а с наветренной стороны у поста разогрева ставят деревянные щиты.
Корпуса бадей с бетонной смесью заземляют и присоединяют к ним нулевые провода от питающей сети, затем подключают к сети эти электроды. Для контроля за температурой разогрева в бетонную смесь устанавливают термометры или термодатчики. После проверки надежности контактов обслуживающий персонал выходит за ограждение, и на электроды подают напряжение. По достижении заданной температуры смеси напряжение отключают, и бадьи со смесью подают к месту бетонирования.
Укладывать бетонную смесь необходимо быстро и непрерывно. С целью снижения теплопотерь промежуточные перегрузки бетонной смеси не допускаются, а высоту свободного падения уменьшают до 1,5 м.
Для выдерживания конструкции можно применить метод термоса, если температура наружного воздуха не ниже -20...-25 °С. При более низких температурах бетон необходимо дополнительно обогревать.
Обогрев в греющей опалубке (термоактивной) - контактный электропрогрев. Термоактивную опалубку устанавливают в блок бетонирования отдельными щитами вручную или укрупненными панелями с помощью кранов. Крепят щиты и панели так же, как и в летних условиях.
После закрепления щитов подсоединяют их и панели к электрической сети. С этой целью используют установки ЦНИИОМТП для питания термоактивной опалубки и управления режимом бетонирования. Они состоят из понизительного трансформатора, системы разводки, щита управления и помещения для дежурного электрика или оператора.
Минимальная температура укладываемой смеси +5 °С. Укладывают ее обычными методами. При этом принимаются меры против повреждения электрокабелей, а также против увлажнения утеплителя.
Для снижения теплопотерь и защиты от снега блоки бетонирования следует укрывать брезентом, а бетонную смесь подавать через люки в покрытии. Перерывы в бетонировании не должны превышать 1,5...2 ч. Так как бетонирование ведется послойно, термоактивную опалубку включают поярусно, начиная с нижних слоев.
Для уменьшения потерь влаги и тепла открытые бетонные поверхности укрывают полиэтиленовой пленкой или рубероидом, утепляют шлаковатой, опилками или пенополистирольными плитами.
Щиты или панели термоактивной опалубки по окончании термообработки открывают по возможности осторожно ручными винтовыми домкратами или с помощью кранов и специальных отрывных устройств. Выдерживают бетон после снятия термоопалубки под покрытием из пленки или под инвентарными тепляками.
Периферийный прогрев (электродный прогрев). Используют поверхностные электроды - полосовые, с двусторонним размещением на наружной поверхности конструкции. Полосовые электроды изготавливаются шириной 2+5 см, из кровельной стали толщиной 1...2 мм - при напряжении 49...85 В; из стержней диаметром 6...8 мм - при 106 В.
Необходимую температуру прогрева бетона поддерживают изменением напряжения, периодическим отключением и включением всего прогрева или части электродов.
Оборудование для электропрогрева состоит из трехфазного трансформатора, распределительного устройства с главным и групповыми щитками и софитов.
Прогрев начинают при температуре 5...10 °С током напряжением 50...60 В, увеличивая его ступенями по мере твердения бетона до 106 В. Скорость подъема температуры не должна превышать 8 °С/ч. Бетон укладывают в конструкцию так, чтобы исключить возможность температурных напряжений. Прогрев бетона целесообразно вести до получения 50 или 70% прочности бетона от марочной.
По мере бетонирования все открытые поверхности укрывают теплоизоляционными материалами. Для предотвращения пересушивания открытые поверхности закрывают водонепроницаемыми пленками.
При возобновлении прогрева бетона после перерывов включают повторно электроды на участке конструкции, примыкающей к вновь уложенному бетону. Необходимо следить за сохранностью защитного слоя, удалять с поверхности плит и балок воду и цементное молоко, а также обеспечить плотный контакт бетонируемой поверхности с электродами.
При прогреве необходим постоянный контроль за напряжением прогрева, силой тока и температурой. Температуру в первые 3 ч прогрева проверяют каждый час, в последующем - через 2...3 ч. Температуру наружного воздуха замеряют 3 раза в сутки.
Перед бетонированием проверяют правильность установки электродов и их размеры. Перед включением прогрева необходимо проверить правильность установки и подсоединения электродов, надежность контактов, расположение датчиков температуры, качество утепления. Надежность контактов проверяют после включения прогрева и переключения напряжения.
2.30. Техника безопасности при производстве бетонных работ. При производстве работ соблюдать правила техники безопасности СНиП 12-03-2001, 12-04-2002 (в пределах действующих разделов) "Безопасность труда в строительстве".
3. Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ на настиле опалубки, не допускается.
4. Разборка опалубки должна производиться (после достижения бетоном заданной прочности) с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций (по перечню, установленному проектом) - с разрешения главного инженера.
закрывать щитами торцевые части стержней арматуры в местах общих проходов, имеющих ширину менее 1 м.
6. Элементы каркасов арматуры необходимо пакетировать с учетом условий их подъема, складирования и транспортирования к месту монтажа.
7. Бункера (бадьи) для бетонной смеси должны удовлетворять ГОСТ 21807-76. Перемещение загруженного или порожнего бункера разрешается только при закрытом затворе.
8. Монтаж, демонтаж и ремонт бетоноводов, а также удаление из них задержавшегося бетона (пробок) допускается только после снижения давления до атмосферного.
9. Во время прочистки (испытания, продувки) бетоноводов сжатым воздухом рабочие, не занятые выполнением этих операций, должны быть удалены от бетоновода на расстояние не менее 10 м.
10. Ежедневно перед началом укладки бетона в опалубку необходимо проверять состояние тары, опалубки и средств подмащивания. Обнаруженные неисправности следует незамедлительно устранять.
Перед началом укладки бетонной смеси виброхоботом необходимо проверять исправность и надежность закрепления всех звеньев виброхобота между собой и к страховочному канату.
11. При укладке бетона из бадей или бункера расстояние между нижней кромкой бадьи или бункера и ранее уложенным бетоном или поверхностью, на которую укладывается бетон, должно быть не более 1 м, если иные расстояния не предусмотрены проектом производства.
12. При уплотнении бетонной смеси электровибраторами перемещать вибратор за токоведущие шланги не допускается, а при перерывах в работе и при переходе с одного места на другое электровибраторы необходимо выключать.
N п/п | Наименование работ | Ед. изм. | Кол-во | ЕНиР | Норма времени на единицу | Трудоемкость | Состав звена (разряд, кол-во) | |||||
чел.-ч | маш.-ч | чел.-дн. | маш.-дн. | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | Разгрузка арматурных сеток с транспортного средства | 100 т | 0,02 | Е1-5, п.1а | 11 | 22 | 0,03 | 0,06 | Машинист 5-го р. - 1 чел.; такелажник 2-го р. - 1 чел. | |||
2 | Сортировка и подача арматурных сеток краном к месту работ | 1 т | 1,37 | Е5-1-1, п.1,2 | 0,65 | 0,32 | 0,11 | 0,05 | Машинист 6-го р. - 1 чел.; монтажники конструкций 4-го р. - 1 чел.; 3-го р. - 1 чел. | |||
3 | Разгрузка элементов опалубки | 100 т | 0,13 | E1-5, п.1a | 11 | 22 | 0,18 | 0,36 | Машинист 5-го р. - 1 чел.; такелажник 2-го р. - 1 чел. | |||
4 | Сортировка и подача элементов опалубки вручную | 1 т | 13,00 | Е5-1-1, п.3 | 10 | 16,25 | Монтажник конструкций 3-го р. - 1 чел. | |||||
5 | Установка арматурных сеток фундаментных подушек вручную | 1 т | 0,14 | Е4-1-45, п.1 | 6,4 | 0,11 | Арматурщик 3-го р. - 1 чел.; 2-го р. - 1 чел. | |||||
6 | Предварительная сборка арматурных каркасов стен подвала | 1 сетка | 54,00 | Е4-1-44, т.2, п.б (прим ) | 0,24 | 1,62 | Арматурщик 3-го р. - 1 чел ; 2-го р. - 1 чел. | |||||
7 | Сварка арматуры | 100 соед. | 0,43 | Е4-2-9, т.3, п.2б | 0,845 | 0,05 | Машинист 5-го р. - 1 чел. | |||||
8 | Монтаж арматурных каркасов стен подвала краном | 1 каркас | 27,00 | Е4-1-45, п.1 | 0,79 | 0,20 | 2,67 | 0,67 | Машинист 5-го р. - 1 чел.; арматурщик 4-го р. - 1 чел.; 2-го р. - 3 чел. | |||
9 | Установка щитов опалубки вручную | фундаментные подушки | 1 м2 | 48,20 | Е4-1-37, т.2, п.1 | 0,39 | 2,35 | Слесарь строительный 4-го р. - 1 чел.; 3-го р. - 1 чел. | ||||
10 | стены подвала | 1 м2 | 365,36 | Е4-1-37, т.4, п.1 | 0,28 | 12,79 | Слесарь строительный 4-го р. - 1 чел.; 3-го р. - 2 чел. | |||||
11 | Прием бетонной смеси из автобетоновоза в поворотные бункеры | 1 м3 | 271,26 | Е4-1-48, т.3 | 0,11 | 3,73 | Бетонщик 2-го р. - 1 чел. | |||||
12 | Укладка бетонной смеси стреловым краном | фундаментные подушки | 1 м3 | 57,83 | Е4-1-40, т.2, п.2 | 0,23 | 0,12 | 1,66 | 0,83 | Машинист 5-го р. - 1 чел.; бетонщик 4-го р. - 1 чел.; 2-го р. - 1 чел. | ||
13 | стены подвала | 1 м3 | 213,42 | Е4-1-40, т.3, п.1д | 0,79 | 0,40 | 21,08 | 10,54 | Машинист 5-го р. - 1 чел.; бетонщик 4-го р. - 1 чел.; 2-го р. - 1 чел. | |||
14 | Укладка бетонной смеси автобетононасосом | 100 м3 | 2,72 | Е4-1-48, т.5 | 18 | 6,10 | 6,12 | 2,07 | Машинист бетононасосной установки 4-го р. - 1 чел.; слесарь строительный 4-го р. - 1 чел.; бетонщик 2-го р. - 1 чел. | |||
15 | Очистка бетоновода нагнетанием воды | 100 м | 0,20 | Е4-1-48, т.6 | 6,3 | 2,10 | 0,16 | 0,05 | Машинист бетононасосной установки 4-го р. - 1 чел.; слесарь строительный 4-го р. - 1 чел.; бетонщик 2-го р. - 1 чел. | |||
16 | Поливка бетонных поверхностей водой за 1 раз из брандспойта | 100 м2 | 0,93 | Е4-1-54, п.9 | 0,14 | 0,02 | Бетонщик 2-го р. - 1 чел. | |||||
17 | Разборка щитов опалубки вручную | стены подвала | 1 м2 | 365,36 | Е4-1-37, т.4, п.1 | 0,11 | 5,02 | Слесарь строительный 2-го р. - 1 чел.; 1-го р. - 1 чел. | ||||
18 | фундаментные подушки | 1 м2 | 48,20 | Е4-1-37, т.2, п.1 | 0,21 | 1,27 | Слесарь строительный 2-го р. - 1 чел.; 1-го р. - 1 чел. | |||||
Всего: | ||||||||||||
при подаче бетонной смеси краном | 68,94 | 12,51 | ||||||||||
при подаче бетонной смеси автобетононасосом | 48,75 | 3,26 |
N п/п | Наименование операций, подлежащих контролю | Наименование операций, подлежащих контролю | ||||
производи- телем работ | мастером | состав | способы | время | привлекаемые службы | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Приемка арматуры | Соответствие арматурных стержней и сеток проекту по паспорту | Визуально | До начала установки сеток и сборки армокаркасов | - | |
2 | Приемка арматуры | Диаметр и расстояние между рабочими стержнями в сетках | Штангенциркулем, линейкой измерительной | До начала установки сеток и сборки армокаркасов | - | |
3 | Складирование арматурных сеток | Правильность складирования и хранения | Визуально | До установки сеток | - | |
4 | Сборка армокаркасов | Правильность установки арматурных стен подвала сеток на кондукторе. Проверка геометрических размеров армокаркасов | Визуально | При сборке армокаркасов | Строительная лаборатория | |
5 | Приварка арматурных сеток на кондукторе. Внешний осмотр соединений | Соответствие проекту порядка сварки и типа применяемых электродов. Качество сварки, наличие и правильность ведения журнала сварочных работ | Визуально | Периодически в процесссе сборки | ||
6 | Установка сеток фунд. подушек и армокаркасов | Соответствие проекту | Визуально | В процессе установки | - | |
7 | Приемка опалубки и сортировка | Наличие комплектов элементов опалубки. Маркировка элементов | Визуально | В процессе разгрузки | - | |
8 | Монтаж опалубки | Соответствие установки элементов опалубки проекту. Допускаемые отклонения положения установленной опалубки по отношению к осям и отметкам. Правильность положения вертикальных плоскостей | Теодолитом, нивелиром, рулеткой, отвесом | После установки опалубки | Геодезическая | |
9 | Разборка опалубки | Технологическая последовательность разборки элементов опалубки | Визуально | После набора прочности бетона | Строительная лаборатория | |
10 | Подготовка опалубки | Очистка элементов опалубки от бетонных наплывов | Визуально | После разборки опалубки | - | |
11 | Укладка бетонной смеси | Качество бетонной смеси | Конусом (ПСУ-500) | До бетонирования | Строительная лаборатория | |
12 | Правильность технологии укладки бетонной смеси | Визуально | В процессе укладки | - | ||
13 | Уплотнение бетонной смеси | Шаг перестановки и глубина погружения вибраторов, правильность установки вибраторов, толщина бетонного слоя при уплотнении | Визуально, стальной линейкой | В процессе уплотнения | - | |
14 | Уход за бетоном при твердении | Сохранение влажного и температурного режимов | Термометром, влагомером | В процессе твердения | Строительная лаборатория |