(Действующий) Приказ от 24 сентября 1981 г. N 109 Об утверждении инструкции об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Медицинский инструментарий после каждого пользования подлежит обязательной стерилизации, градусники обеззараживаются 2,0% раствором хлорамина, наконечники для клизм обеззараживаются кипячением.
В изоляторе должно быть оборудовано специальное помещение при буфетной-раздаточной для обработки кухонного инвентаря и посуды с обязательным ее кипячением. Для изолятора выделяется посуда, которая хранится только в буфетной комнате изолятора.
Для сбора грязного белья выделяются специальные клеенчатые мешки, полиэтиленовые баки или специальные тележки со съемными мешками.
Судна, мочеприемники и другие предметы ухода за больными после использования выносятся из палаты, дезинфицируются в специальной, раздельной для каждого вида предметов ухода таре (путем погружения), промываются в проточной воде и просушиваются. Концентрация дезинфицирующего раствора подбирается в зависимости от инфекционного заболевания. Все предметы ухода закрепляются за больным на период его пребывания в изоляторе.
Весь уборочный инвентарь изолятора маркируется, после каждого употребления дезинфицируется, промывается и просушивается. Уборочный инвентарь (швабра, тряпки) для буфетной комнаты и туалета (уборной) выделяется отдельно, имеет свою маркировку и хранится в раздельных шкафах.
Туалетные (уборные) комнаты обеспечиваются 10% маточным раствором хлорной извести для приготовления необходимого 0,5%, 1%, 3% рабочих растворов, используемых для дезинфекции.
14. Все работники кухни, продовольственных складов, столовой, бань-прачечных, обслуживающий персонал, принимающий участие в раздаче пищи, должен проходить медицинские осмотры в соответствии с "Инструкцией по проведению обязательных медицинских обследований лиц, поступающих на работу и работающих в пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, детских учреждениях и др.", утвержденной Министерством здравоохранения СССР 6 февраля 1961 г. N 352-61 (с Дополнением от 26 августа 1965 г. N 10-83/14-104) и Приказом Министерства здравоохранения СССР от 3 сентября 1979 г. N 840 "О совершенствовании профилактики дизентерии и других острых кишечных заболеваний".
На каждого сотрудника заводится санитарная книжка, которая хранится у старшей медсестры психоневрологического интерната, контролирующей своевременность обследования работников и соблюдение ими санитарно-гигиенических правил во время работы.
15. Проживающие, отсутствующие в интернате более 5 дней, по возвращении должны находиться в карантинном отделении в течение двух недель.
16. Для предупреждения острых кишечных инфекций необходимо проводить широкие профилактические мероприятия.
Директор и медицинские работники должны следить за охраной источников водоснабжения, сбором, удалением и обеззараживанием мусора и жидких нечистот в соответствии с установленными нормативами.
Одним из важнейших мероприятий по предупреждению кишечных инфекций является борьба с мухами. Для предупреждения выплода мух туалеты (уборные) и помойные ямы должны иметь по периметру цементированные площадки радиусом не менее 1,5 метров, а мусорные ящики должны устанавливаться на цементированные и другие площадки, непроницаемые для личинок мух.
Вблизи пищевых объектов не должны находиться открытые, доступные для мух туалеты (уборные), открытые помойные и мусорные ямы, животноводческие помещения.
В летнее время окна пищеблоков, кухонь и других пунктов питания должны быть засетчены проволочной сеткой, а двери снабжены пружинами для автоматического закрывания.
Выгребные ямы и другие приемники для мусора и жидких нечистот должны быть с плотно закрывающимися водонепроницаемыми крышками, своевременно очищаться и после очистки дезинфицироваться хлорной известью. Выгребные ямы, мусорные ящики и помойные ямы располагаются от источников водоснабжения и пищевого блока на расстоянии не менее 50 метров с учетом направленности грунтового потока. Выгребные ямы отхожих мест имеют глубину не менее 2 метров, утрамбовываются шлаком вокруг на 1,5 метра, стены и дно бетонируются, делаются водонепроницаемыми.
В интернате следует оборудовать дезинфекционную камеру или в случае невозможности оборудовать камеру, наладить связь с местными органами санэпидслужбы для проведения централизованной дезинфекции. Камерной дезинфекции должны подвергаться постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) умерших, заболевших, выбывших и т.д.
17. Помещения психоневрологического интерната могут быть использованы только при наличии предварительного заключения органов санитарного надзора. В каждом интернате должны быть следующие помещения:
17.1. Спальные комнаты. Под спальни отводятся хорошо проветриваемые, сухие, светлые, теплые помещения из расчета на 1 человека не менее 7-ми квадратных метров. В спальных комнатах должно быть дополнительное местное освещение и общее дежурное ночное освещение.
Режим проветривания устанавливается медперсоналом в зависимости от погодных условий и состава проживающих в комнате и осуществляется под контролем среднего медицинского персонала, в том числе старшей медицинской сестры.
Смена нательного и постельного белья производится регулярно, не реже одного раза в 7 дней. В отдельных случаях (при усиленном потоотделении, недержании мочи и др.) смена белья производится по мере надобности.
Грязное белье немедленно удаляется из палаты и до отправления его в прачечную хранится в специально выделенном помещении (грязной бельевой) в баках или ларях. Запрещается скопление большого количества белья в грязной бельевой, переполнение баков или ларей. Белье, загрязненное выделениями, отполаскивается, а при наличии в интернате карантина - дезинфицируется. Потоки грязного и чистого белья в отделениях не должны перекрещиваться, что обеспечивается поступлением белья по разным лестницам.
Судна и мочеприемники после использования выносятся из палаты.
Необходимо проводить влажную уборку комнат: протирать кровати, подоконники, батареи центрального отопления и полы. Во время уборки фрамуги (форточки) должны быть открытыми.
При уборке матрацы и подушки лежачих больных должны тщательно расправляться, а простыни - стряхиваться. Уборка постелей ходячих проживающих проводится самими проживающими под наблюдением персонала отделения.
Гигиенический душ или ванны проводятся не реже одного раза в 7 дней. Лежачие больные обрабатываются в те же сроки, если нет показаний к более частой гигиенической процедуре.
В каждой комнате необходимо иметь: шкаф, стол, графин с кипяченой водой, а на каждого проживающего - кровать, стул (банкетку), тумбочку. Прикроватные тумбочки надлежит осматривать персоналу отделения ежедневно. Хранение скоропортящихся продуктов питания в прикроватных тумбочках не разрешается.
Для хранения скоропортящихся продуктов проживающих в интернате должны быть холодильники.
После очередного приема пищи больными, находящимися на постельном режиме содержания, младший медицинский персонал посуду с остатками пищи выносит из комнаты, прикроватные столики протирает ветошью, увлажненной мыльно-содовым раствором, и производит тщательную уборку помещения.
17.2. Комната дневного пребывания, клуб (красный уголок), библиотека-читальня, комната настольных игр. Указанные помещения должны отвечать всем санитарно-гигиеническим требованиям (светлые, сухие, чистые), кроме того, должны быть эстетически оформлены, чтобы пребывание в них наиболее благоприятным образом влияло на настроение проживающих.
В комнатах дневного пребывания ежедневно проводится влажная уборка и проветривание.
17.3. Умывальная комната. Умывальная комната раздельно для мужчин и женщин оборудуется из расчета 1 кран или умывальник на 10 человек. Перед умывальником должно быть зеркало и полочка для туалетных принадлежностей.
Умывальные комнаты отапливаются, освещаются и проветриваются.
Для уборки умывальных комнат ежедневно должны использоваться хлорсодержащие растворы и закрепленный уборочный инвентарь.
17.4. Туалеты (уборные). Туалеты (уборные) раздельно для мужчин и женщин оборудуются из расчета одно очко и 1 писсуар на 15 мужчин и одно очко на 10 женщин.
Полы, двери, подоконники, раковины необходимо мыть с мылом и содой. Раковины и унитазы регулярно очищаются и обрабатываются 0,5% раствором хлорной извести, для чего используется специально выделенный инвентарь.
Примечание. Туалеты (уборные) без фаянсовых и эмалированных унитазов, с деревянными полами должны ежедневно дезинфицироваться 10% раствором хлорной извести.
Туалеты (уборные) убираются ежедневно по утрам, а в случае загрязнения - немедленно. Для физически ослабленных проживающих около унитазов должны устанавливаться поручни.
17.5. Комната гигиены женщин. Комната должна оборудоваться биде или другим приспособлением, позволяющим производить туалет.
Помещения санитарных узлов: туалеты (уборные), умывальные комнаты, комнаты гигиены женщин и другие помещения, а также коридоры, лестницы, наружные подъезды, входы и выходы освещаются в течение всей ночи.
17.6. Для личной гигиены каждому проживающему выдается туалетное и хозяйственное мыло, зубной порошок, зубная щетка, мыльница, расческа; два раза в неделю производится бритье; стрижка волос производится по мере надобности.
В банные дни производится стрижка ногтей на руках и ногах.
17.7. В интернате оборудуются вешалка или гардеробная для верхней одежды проживающих, сушилка для одежды и обуви, а также отдельная вешалка для сотрудников.
Для чистки одежды и обуви отводятся специальные места. На каждую палату выдается крем для обуви, сапожная и одежная щетки.
У входа в помещение должны быть установлены скребки, решетки для очистки обуви от грязи.
III. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБОРУДОВАНИЮ ПИЩЕБЛОКА,
ХРАНЕНИЮ ПРОДУКТОВ И ПРИГОТОВЛЕНИЮ ПИЩИ
Пищеблок психоневрологического интерната должен предусматривать создание в обеденном зале, производственных и складских помещениях условий, обеспечивающих выполнение всех санитарно-гигиенических требований, изложенных в "Санитарных правилах для предприятий общественного питания", утвержденных Министерством здравоохранения СССР, Министерством торговли СССР и Правлением Центросоюза 31 марта 1976 г. N 1410-76.
18. В состав пищеблока входят: кухня с заготовочными цехами, моечные, комната для хранения дневного запаса продуктов с холодильником, кладовые для сухих продуктов, овощей, кладовые для мяса-рыбы, гастрономических изделий с холодильными установками.
Кухня должна быть изолирована от помещений постоянного или временного пребывания обеспечиваемых. Здание кухни необходимо содержать в хорошем санитарно-техническом состоянии. Входные двери должны плотно закрываться. В полах и плинтусах не должно быть щелей во избежание проникновения в помещение кухни грызунов и тараканов. Полы должны быть покрыты метлахской плиткой с трапами для стока воды. Кухня и другие помещения с повышенной влажностью облицовываются кафельной плиткой от пола до потолка, а в других помещениях - только до панели на высоту 1,8 м или красятся масляной краской.
Примечание. Подъездные и пешеходные пути к зданию кухни должны быть асфальтированными, без выбоин и неровностей. Ночное освещение должно обеспечивать благоприятные условия для ручной и механической доставки пищи в отделения и корпуса.