Действующий
1.2. Отделение медико-педагогической коррекции - в это отделение помещаются больные, у которых интеллектуальный дефект сочетается с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, дезорганизацией целенаправленной деятельности и поведения. Они способны овладеть санитарно-гигиеническими навыками, частичным самообслуживанием, простейшими трудовыми навыками, но только при постоянной стимуляции со стороны персонала и коррекции их поведения и целенаправленной деятельности.
1.3. Отделение социо-реабилитационного профиля - в него должны направляться наиболее сохранные больные, интеллектуальный дефект которых не препятствует обучению несложным профессиям и систематическому занятию трудом, без выраженных эмоционально-волевых нарушений, способные к полному бытовому самообслуживанию, владеющие санитарно-гигиеническими навыками.
1.4. Для лиц с высоким уровнем адаптации и автономной активностью целесообразно создавать общежития-пансионаты при интернатах с последующим переводом проживающих на III группу инвалидности и трудовым устройством вне или внутри интерната. Часть проживающих в отделении медико-педагогической коррекции без грубых расстройств поведения и влечений, а также все проживающие в отделении социо-реабилитационного профиля и в общежитиях-пансионатах при интернатах могут находиться на свободном режиме содержания.
Примечание. Свободный режим содержания предусматривает дифференцированный подход к определению степени самостоятельности проживающего. Первой ступенью является свободное нахождение и перемещение проживающего по территории интерната; второй - коллективный выход за пределы интерната в сопровождении персонала; третьей - разовый пропуск для самостоятельного выхода; четвертой - постоянный пропуск для выхода из интерната. В любом случае определение режима содержания и его градаций является функцией врача. При обострениях заболевания, ухудшении соматического состояния проживающий в психоневрологическом интернате должен быть переведен по заключению врача с одного режима содержания на другой. В равной степени это относится и к случаям улучшения состояния.
2. Учитывая, что в психоневрологические интернаты поступают больные на поздних стадиях течения заболевания с расстройством психических функций преимущественно в форме деменции, выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, нарушениями целенаправленной деятельности и активности, а также лица с глубокими степенями умственной отсталости, организация медицинского обслуживания проживающих в психоневрологических интернатах должна быть направлена на обеспечение единства медицинских, трудотерапевтических и социальных воздействий, на выявление сопутствующих заболеваний на ранних стадиях, своевременное предупреждение обострений основного процесса и сопутствующих соматических заболеваний, обеспечение динамического наблюдения за состоянием здоровья проживающих.
3. Один раз в год должен проводиться углубленный осмотр всех проживающих в интернате с привлечением врачей-специалистов (окулиста, невропатолога, дерматолога, хирурга и др.) закрепленных лечебно-профилактических учреждений.
В процедуру углубленного медицинского осмотра, наряду с полным клиническим обследованием, должны включаться данные параклинических исследований (клинический анализ крови, мочи, по показаниям - биохимические исследования, рентгеноскопия или рентгенография, другие объективные методы). Не реже 1-го раза в 2 года все проживающие должны проходить флюорографию. При выявлении больных, нуждающихся в диспансерном наблюдении, последние ставятся на учет. В условиях психоневрологического интерната должна осуществляться диспансеризация проживающих в соответствии с Приказом Министра здравоохранения СССР от 2 ноября 1979 г. N 1129 "О введении в действие Инструкции по дальнейшему совершенствованию диспансеризации больных в амбулаторно-поликлинических учреждениях для взрослых".
Диспансерное наблюдение осуществляется специалистами закрепленных профилактических учреждений органов здравоохранения. Медицинский персонал психоневрологического интерната организует проведение диспансеризации и углубленных осмотров.
4. За всеми проживающими в психоневрологическом интернате осуществляется динамическое наблюдение врачом интерната в виде профилактических осмотров, которые проводятся один раз в квартал. При наличии медицинских показаний к этим осмотрам привлекаются врачи узких специальностей. Лица, получающие специфическое (противосудорожное, нейролептическое и др.), патогенетическое (рассасывающее, дегидратационное и др.) лечение, а также другие виды активного лечения, должны постоянно находиться под наблюдением врача интерната.
5. Наряду с проведением углубленных и профилактических осмотров, диспансерного наблюдения и активного лечения проживающих, в психоневрологическом интернате должны оказываться все виды терапевтической помощи, первая помощь при хирургических, гинекологических и других заболеваниях, лечение глазных, отоларингологических заболеваний по назначению соответствующих специалистов; экстренная и плановая помощь оказывается врачами-специалистами закрепленных лечебно-профилактических учреждений органов здравоохранения.
Больные в состоянии обострения психического заболевания, а также нуждающиеся в терапевтической, хирургической, гинекологической и другой помощи, которую невозможно обеспечить в условиях интерната, инфекционные больные, должны направляться в лечебные учреждения органов здравоохранения.
Больные, направляемые в лечебные учреждения, сопровождаются медицинским персоналом. В случае необходимости интернат должен на время их нахождения в больнице выделить персонал для обеспечения индивидуального поста.
Примечание. Категорически запрещается отпускать проживающих в психоневрологическом интернате, за исключением находящихся на свободном режиме содержания, домой, на консультацию в поликлинику и т.д. без сопровождения медицинского персонала или родственников.
6. Проживающим в психоневрологическом интернате по мере нуждаемости выдаются очки, слуховые аппараты, вело- и кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, проводится зубопротезирование.
7. В психоневрологическом интернате устанавливается распорядок дня, в котором определяется время подъема, проведения санитарно-гигиенических мероприятий, лечебных процедур, приема пищи, выполнения работ и заданий в лечебно-производственных мастерских, прогулок и культурных мероприятий.
8. Каждый психоневрологический интернат должен иметь приемно-карантинное отделение, изолятор, медицинский блок со следующими кабинетами: врача, дежурной медсестры, процедурный, физиотерапевтический, зубоврачебный, отоларингологический, гинекологический, кабинет функциональной диагностики с ЭКГ аппаратом, лечебной гимнастики и массажа, а также лабораторию и аптеку. Все помещения должны быть хорошо освещены.
Медицинские кабинеты должны иметь оборудование и медикаменты для оказания необходимой медицинской помощи.
Примечание. При отсутствии достаточного количества помещений допускается совмещение кабинетов, не препятствующее нормальной работе и не нарушающее правил санэпидрежима.
9. Каждый поступающий в психоневрологический интернат должен иметь медицинскую карту с заключениями терапевта, фтизиатра, хирурга, дермато-венеролога, окулиста, стоматолога о возможности помещения в психоневрологический интернат по состоянию здоровья; результаты бактериологического обследования на патогенную кишечную группу; справку из санэпидстанции об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту жительства.
Примечание: а) медицинская карта действительна не более 6 месяцев. Результаты бактериологических исследований на кишечную группу - не более 2-х недель со дня взятия анализа;
б) заключение ВКК психоневрологического диспансера или кабинета райпсихиатра с развернутым диагнозом заболевания, кратким психическим статусом и указанием типа рекомендуемого интерната должно быть представлено в отдельной справке.
Данная справка на руки не выдается, а высылается в районный (областной) отдел социального обеспечения, где приобщается к медицинской карте поступающего в интернат.
10. Для осуществления медико-санитарного обслуживания проживающих должен проводиться комплекс противоэпидемических, лечебных, коррекционно-восстановительных и санитарно-гигиенических мероприятий.
11. Организация и ответственность за соблюдение и выполнение противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий возлагается на директора дома-интерната. Контроль за проведением и выполнением противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий осуществляет медицинский работник, возглавляющий медицинскую часть психоневрологического интерната.
12. Противоэпидемические и оздоровительные мероприятия разрабатываются медицинским работником, возглавляющим медицинскую часть, совместно с администрацией интерната и согласовываются с санэпидстанцией, которая осуществляет контроль за их выполнением.
своевременное активное выявление и раннюю госпитализацию больных инфекционными заболеваниями в специализированные лечебные учреждения; немедленное сообщение о выявленном инфекционном больном в территориальную поликлинику и санэпидстанцию (ф. 58) (экстренные извещения регистрируются в инфекционном журнале - уч. ф. 60); изоляция и наблюдение за контактными и подозрительными на инфекционное заболевание.
После изоляции больных и подозрительных на инфекционное заболевание необходимо провести весь комплекс противоэпидемических мероприятий по указанию и под контролем санитарно-эпидемиологической станции.
13. Директору и медицинским работникам психоневрологического интерната необходимо обращать особое внимание на правильную и четкую работу приемно-карантинного отделения и изолятора.
13.1. Приемно-карантинное отделение организуется из расчета 4 кв. м на 1 человека с разделением на мужскую и женскую половины, 4 койки на каждые 100 проживающих, но не менее 2-х комнат (мужской и женской) и имеет буфетную комнату (раздаточную) с подогревом пищи, медицинскую, ванную комнаты, умывальник, санузел и отдельный вход, комнату для хранения вспомогательного и уборочного инвентаря.
Все помещения приемно-карантинного отделения должны иметь прямое естественное и искусственное освещение, как общее, так и местное. Электрические лампы закрываются матовыми колпаками (плафонами). В ванных комнатах на плафоны ламп надеваются металлические сетки.
При приеме в отделение производится регистрация поступающих, врачебный осмотр, а затем санитарная обработка.
Санитарная обработка вновь прибывших проводится по указанию врача. Мочалки и мыло для мытья тела закрепляются за каждым поступившим в приемно-карантинное отделение. После использования мочалки собираются в отдельную посуду с надписью на крышке "грязные" и хранятся там до их обработки. После санитарной обработки мочалки прополаскиваются, кипятятся, просушиваются и укладываются в отдельную посуду с надписью "чистые мочалки". Для мытья ванной имеется отдельная щетка, которая хранится чистой в специальной посуде с соответствующей маркировкой.
При стрижке поступающего его волосы надлежит собрать в специально выделенную посуду с крышкой. Посуду с волосами следует держать закрытой и в таком виде доставить к месту сжигания волос.
Для дезинфекции и стерилизации инструментов, термометров, наконечников, кружек Эсмарха и других предметов ухода за больными в приемном отделении должны быть стерилизаторы, специально выделенная посуда и 2% раствор хлорамина. Раствор меняется ежедневно.
Инвентарь, применяемый для уборки, должен быть промаркирован и храниться в специально выделенном помещении или закрытых шкафах.
Для уборки санузлов выделяется отдельный инвентарь (ведра, тазы, ветошь и др.), который после каждой уборки тщательно промывается и просушивается. Для мытья унитаза применяется 0,5% осветленный раствор хлорной извести.
Приемно-карантинное отделение должно быть обеспечено в достаточном количестве каталками и носилками.
После двухнедельного пребывания в карантинном отделении и соответствующего обследования проживающие переводятся в комнаты (отделения) в зависимости от медицинских показаний.
13.2. Изолятор организуется из расчета не менее 4-х коек на 100 проживающих, в который помещаются больные с подозрением на инфекционные заболевания до установления диагноза.
При подтверждении диагноза инфекционного заболевания больной госпитализируется в обязательном порядке.
Оборудование изолятора не должно быть громоздким, содержать излишнюю мебель и вещи; должно легко поддаваться дезинфекции.
Донесения о возникновении групповых кишечных инфекций (5 и более случаев) немедленно направляются районным, областным отделам социального обеспечения и далее Министерству социального обеспечения РСФСР. Вторичное донесение с анализом причин массового заболевания и сведениями о принятых мерах направляются через 7 дней. По завершении вспышки представляется окончательное донесение.
В изоляторе и приемно-карантинном отделении необходимо самое тщательное выполнение санитарно-противоэпидемического режима и правил санитарной обработки.
В период пребывания в изоляторе инфекционного больного и в специально выделенном помещении для лиц, контактных по этому инфекционному заболеванию, все противоэпидемические мероприятия проводятся в соответствии с предписаниями санитарно-эпидемиологической станции.