(Действующий) Приказ от 24 сентября 1981 г. N 109 Об утверждении инструкции об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
При уборке матрацы и подушки лежачих больных должны тщательно расправляться, а простыни - стряхиваться. Уборка постелей ходячих проживающих проводится самими проживающими под наблюдением персонала отделения.
Гигиенический душ или ванны проводятся не реже одного раза в 7 дней. Лежачие больные обрабатываются в те же сроки, если нет показаний к более частой гигиенической процедуре.
В каждой комнате необходимо иметь: шкаф, стол, графин с кипяченой водой, а на каждого проживающего - кровать, стул (банкетку), тумбочку. Прикроватные тумбочки надлежит осматривать персоналу отделения ежедневно. Хранение скоропортящихся продуктов питания в прикроватных тумбочках не разрешается.
Для хранения скоропортящихся продуктов проживающих в интернате должны быть холодильники.
После очередного приема пищи больными, находящимися на постельном режиме содержания, младший медицинский персонал посуду с остатками пищи выносит из комнаты, прикроватные столики протирает ветошью, увлажненной мыльно-содовым раствором, и производит тщательную уборку помещения.
17.2. Комната дневного пребывания, клуб (красный уголок), библиотека-читальня, комната настольных игр. Указанные помещения должны отвечать всем санитарно-гигиеническим требованиям (светлые, сухие, чистые), кроме того, должны быть эстетически оформлены, чтобы пребывание в них наиболее благоприятным образом влияло на настроение проживающих.
В комнатах дневного пребывания ежедневно проводится влажная уборка и проветривание.
17.3. Умывальная комната. Умывальная комната раздельно для мужчин и женщин оборудуется из расчета 1 кран или умывальник на 10 человек. Перед умывальником должно быть зеркало и полочка для туалетных принадлежностей.
Умывальные комнаты отапливаются, освещаются и проветриваются.
Для уборки умывальных комнат ежедневно должны использоваться хлорсодержащие растворы и закрепленный уборочный инвентарь.
17.4. Туалеты (уборные). Туалеты (уборные) раздельно для мужчин и женщин оборудуются из расчета одно очко и 1 писсуар на 15 мужчин и одно очко на 10 женщин.
Полы, двери, подоконники, раковины необходимо мыть с мылом и содой. Раковины и унитазы регулярно очищаются и обрабатываются 0,5% раствором хлорной извести, для чего используется специально выделенный инвентарь.
Примечание. Туалеты (уборные) без фаянсовых и эмалированных унитазов, с деревянными полами должны ежедневно дезинфицироваться 10% раствором хлорной извести.
Туалеты (уборные) убираются ежедневно по утрам, а в случае загрязнения - немедленно. Для физически ослабленных проживающих около унитазов должны устанавливаться поручни.
17.5. Комната гигиены женщин. Комната должна оборудоваться биде или другим приспособлением, позволяющим производить туалет.
Помещения санитарных узлов: туалеты (уборные), умывальные комнаты, комнаты гигиены женщин и другие помещения, а также коридоры, лестницы, наружные подъезды, входы и выходы освещаются в течение всей ночи.
17.6. Для личной гигиены каждому проживающему выдается туалетное и хозяйственное мыло, зубной порошок, зубная щетка, мыльница, расческа; два раза в неделю производится бритье; стрижка волос производится по мере надобности.
В банные дни производится стрижка ногтей на руках и ногах.
17.7. В интернате оборудуются вешалка или гардеробная для верхней одежды проживающих, сушилка для одежды и обуви, а также отдельная вешалка для сотрудников.
Для чистки одежды и обуви отводятся специальные места. На каждую палату выдается крем для обуви, сапожная и одежная щетки.
У входа в помещение должны быть установлены скребки, решетки для очистки обуви от грязи.
III. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБОРУДОВАНИЮ ПИЩЕБЛОКА,
ХРАНЕНИЮ ПРОДУКТОВ И ПРИГОТОВЛЕНИЮ ПИЩИ
Пищеблок психоневрологического интерната должен предусматривать создание в обеденном зале, производственных и складских помещениях условий, обеспечивающих выполнение всех санитарно-гигиенических требований, изложенных в "Санитарных правилах для предприятий общественного питания", утвержденных Министерством здравоохранения СССР, Министерством торговли СССР и Правлением Центросоюза 31 марта 1976 г. N 1410-76.
18. В состав пищеблока входят: кухня с заготовочными цехами, моечные, комната для хранения дневного запаса продуктов с холодильником, кладовые для сухих продуктов, овощей, кладовые для мяса-рыбы, гастрономических изделий с холодильными установками.
Кухня должна быть изолирована от помещений постоянного или временного пребывания обеспечиваемых. Здание кухни необходимо содержать в хорошем санитарно-техническом состоянии. Входные двери должны плотно закрываться. В полах и плинтусах не должно быть щелей во избежание проникновения в помещение кухни грызунов и тараканов. Полы должны быть покрыты метлахской плиткой с трапами для стока воды. Кухня и другие помещения с повышенной влажностью облицовываются кафельной плиткой от пола до потолка, а в других помещениях - только до панели на высоту 1,8 м или красятся масляной краской.
Примечание. Подъездные и пешеходные пути к зданию кухни должны быть асфальтированными, без выбоин и неровностей. Ночное освещение должно обеспечивать благоприятные условия для ручной и механической доставки пищи в отделения и корпуса.
Пищевой блок должен располагать необходимыми производственными и подсобными помещениями, планировка которых должна обеспечивать технологическую поточность и исключать встречу чистой и грязной посуды - отвечать требованиям СНиП II-Л8-71.
Все производственные помещения кухни обеспечиваются прямым естественным освещением. Средняя искусственная освещенность в кухне 25 люкс при лампах накаливания и 180 люкс при люминесцентных лампах.
Процесс первичной обработки должен быть строго отделен от процесса повторной обработки и проводиться в различных цехах.
Кухонный блок с варочным залом обеспечивается приточно-вытяжной вентиляцией. Экспедиция кухни обеспечивается отдельным входом для персонала отделений, пришедшего за получением приготовленной пищи. Помещение экспедиции должно быть непосредственно связано с варочным залом.
Экспедиция оборудуется столами для установки посуды с пищей. Помещение экспедиции содержится в чистоте.
Столы для обработки пищевых продуктов и приготовления кулинарных изделий должны иметь гладкую поверхность. Столы могут быть цельнометаллическими из нержавеющей стали или дюралюминия. Допускаются столы, обитые алюминием или оцинкованным железом, плотно прилегающим к основе стола с тщательной пропайкой швов. Столы, покрытые оцинкованным железом, допускаются только для обработки сырого мяса и рыбы. Для разделки теста должны быть столы с деревянными крышками из плотно сколоченных досок, широких и толстых, твердых пород дерева, с гладко выструганной поверхностью.
Обработка сырых и готовых продуктов производится на разных столах, с надписью - рыба сырая (РС), мясо вареное (МВ) и т.д.
Для разделки мяса, рыбы, овощей и других продуктов следует иметь специальные разделочные доски из твердых пород дерева (ясень, береза, клен, дуб), гладко выструганные, без щелей. Доски должны быть промаркированы: для мяса сырого - МС, для мяса вареного - МВ, сырых овощей - ОС, вареных овощей - ОВ, сырой рыбы - РС, вареной рыбы - РВ и хлеба - хлеб.
Хранить доски необходимо на специальных полках или в стеллажах-гнездах.
Отходы и отбросы собираются в металлические ведра или баки с крышками, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. В конце дня ежедневно ведра и баки независимо от наполнения должны очищаться, промываться 2% раствором кальцинированной соды, а затем ополаскиваться горячей водой и просушиваться.
Кухонная посуда должна быть алюминиевой, из нержавеющей стали, железная нелуженая (противни, ведра и др.), чугунная (сковорода). Баки и ведра для хранения питьевой воды, посуда для перевозки и хранения сыпучих продуктов (крупа, мука и др.) допускаются из оцинкованного железа. Вся кухонная посуда хранится на специальных полках или стеллажах, мелкий инвентарь - в шкафах.
Котлы и кастрюли должны быть с крышками. Набор посуды, оборудования и инвентаря следует иметь в соответствии с потребностями. Посуда и инвентарь должны быть промаркированы и использоваться строго по назначению.
Для мытья кухонной посуды устанавливаются металлические ванны из нержавеющей стали, алюминия, дюралюминия и др. с подводкой к ним горячей и холодной воды. В местах присоединения ванны к канализации предусматривается воздушный разрыв.
Рекомендуется применение моечных ванн типа: ВМ-1; ВМ-2; ВМ-1А; ВМ-2А.
В помещениях пищеблока ежедневно проводится влажная уборка - мытье полов, протирка окон, оборудования; генеральная уборка - не реже одного раза в неделю с применением моющих средств и 1% раствора хлорамина или 0,5% осветленного раствора хлорной извести.
Разделочные столы, доски и мелкие деревянные предметы - лопатки, половники и другие - промываются горячей водой (температура 50 - 60 град. C) с питьевой содой, мылом, горчицей и обдаются кипятком, затем просушиваются на решетчатых полках над мойкой или плитой.
При кухне необходимо иметь помещения для мойки кухонной и столовой посуды.
Посуда моется в 3-х моечных ваннах.
Температура воды в 1-й ванне - 45 - 48 град. C, во 2-й ванне - 50 град. C, в 3-й ванне - не ниже 70 град. C.
В качестве моющих средств допускаются:
кальцинированная сода (5,0 граммов на 1 литр воды);
тринатрийфосфат (10,0 граммов на 1 литр воды);
жидкость "Прогресс" (2,0 грамма на 1 литр воды);