(Действующий) Приказ от 24 сентября 1981 г. N 109 Об утверждении инструкции об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
На каждого сотрудника заводится санитарная книжка, которая хранится у старшей медсестры психоневрологического интерната, контролирующей своевременность обследования работников и соблюдение ими санитарно-гигиенических правил во время работы.
15. Проживающие, отсутствующие в интернате более 5 дней, по возвращении должны находиться в карантинном отделении в течение двух недель.
16. Для предупреждения острых кишечных инфекций необходимо проводить широкие профилактические мероприятия.
Директор и медицинские работники должны следить за охраной источников водоснабжения, сбором, удалением и обеззараживанием мусора и жидких нечистот в соответствии с установленными нормативами.
Одним из важнейших мероприятий по предупреждению кишечных инфекций является борьба с мухами. Для предупреждения выплода мух туалеты (уборные) и помойные ямы должны иметь по периметру цементированные площадки радиусом не менее 1,5 метров, а мусорные ящики должны устанавливаться на цементированные и другие площадки, непроницаемые для личинок мух.
Вблизи пищевых объектов не должны находиться открытые, доступные для мух туалеты (уборные), открытые помойные и мусорные ямы, животноводческие помещения.
В летнее время окна пищеблоков, кухонь и других пунктов питания должны быть засетчены проволочной сеткой, а двери снабжены пружинами для автоматического закрывания.
Выгребные ямы и другие приемники для мусора и жидких нечистот должны быть с плотно закрывающимися водонепроницаемыми крышками, своевременно очищаться и после очистки дезинфицироваться хлорной известью. Выгребные ямы, мусорные ящики и помойные ямы располагаются от источников водоснабжения и пищевого блока на расстоянии не менее 50 метров с учетом направленности грунтового потока. Выгребные ямы отхожих мест имеют глубину не менее 2 метров, утрамбовываются шлаком вокруг на 1,5 метра, стены и дно бетонируются, делаются водонепроницаемыми.
В интернате следует оборудовать дезинфекционную камеру или в случае невозможности оборудовать камеру, наладить связь с местными органами санэпидслужбы для проведения централизованной дезинфекции. Камерной дезинфекции должны подвергаться постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) умерших, заболевших, выбывших и т.д.
17. Помещения психоневрологического интерната могут быть использованы только при наличии предварительного заключения органов санитарного надзора. В каждом интернате должны быть следующие помещения:
17.1. Спальные комнаты. Под спальни отводятся хорошо проветриваемые, сухие, светлые, теплые помещения из расчета на 1 человека не менее 7-ми квадратных метров. В спальных комнатах должно быть дополнительное местное освещение и общее дежурное ночное освещение.
Режим проветривания устанавливается медперсоналом в зависимости от погодных условий и состава проживающих в комнате и осуществляется под контролем среднего медицинского персонала, в том числе старшей медицинской сестры.
Смена нательного и постельного белья производится регулярно, не реже одного раза в 7 дней. В отдельных случаях (при усиленном потоотделении, недержании мочи и др.) смена белья производится по мере надобности.
Грязное белье немедленно удаляется из палаты и до отправления его в прачечную хранится в специально выделенном помещении (грязной бельевой) в баках или ларях. Запрещается скопление большого количества белья в грязной бельевой, переполнение баков или ларей. Белье, загрязненное выделениями, отполаскивается, а при наличии в интернате карантина - дезинфицируется. Потоки грязного и чистого белья в отделениях не должны перекрещиваться, что обеспечивается поступлением белья по разным лестницам.
Судна и мочеприемники после использования выносятся из палаты.
Необходимо проводить влажную уборку комнат: протирать кровати, подоконники, батареи центрального отопления и полы. Во время уборки фрамуги (форточки) должны быть открытыми.
При уборке матрацы и подушки лежачих больных должны тщательно расправляться, а простыни - стряхиваться. Уборка постелей ходячих проживающих проводится самими проживающими под наблюдением персонала отделения.
Гигиенический душ или ванны проводятся не реже одного раза в 7 дней. Лежачие больные обрабатываются в те же сроки, если нет показаний к более частой гигиенической процедуре.
В каждой комнате необходимо иметь: шкаф, стол, графин с кипяченой водой, а на каждого проживающего - кровать, стул (банкетку), тумбочку. Прикроватные тумбочки надлежит осматривать персоналу отделения ежедневно. Хранение скоропортящихся продуктов питания в прикроватных тумбочках не разрешается.
Для хранения скоропортящихся продуктов проживающих в интернате должны быть холодильники.
После очередного приема пищи больными, находящимися на постельном режиме содержания, младший медицинский персонал посуду с остатками пищи выносит из комнаты, прикроватные столики протирает ветошью, увлажненной мыльно-содовым раствором, и производит тщательную уборку помещения.
17.2. Комната дневного пребывания, клуб (красный уголок), библиотека-читальня, комната настольных игр. Указанные помещения должны отвечать всем санитарно-гигиеническим требованиям (светлые, сухие, чистые), кроме того, должны быть эстетически оформлены, чтобы пребывание в них наиболее благоприятным образом влияло на настроение проживающих.
В комнатах дневного пребывания ежедневно проводится влажная уборка и проветривание.
17.3. Умывальная комната. Умывальная комната раздельно для мужчин и женщин оборудуется из расчета 1 кран или умывальник на 10 человек. Перед умывальником должно быть зеркало и полочка для туалетных принадлежностей.
Умывальные комнаты отапливаются, освещаются и проветриваются.
Для уборки умывальных комнат ежедневно должны использоваться хлорсодержащие растворы и закрепленный уборочный инвентарь.
17.4. Туалеты (уборные). Туалеты (уборные) раздельно для мужчин и женщин оборудуются из расчета одно очко и 1 писсуар на 15 мужчин и одно очко на 10 женщин.
Полы, двери, подоконники, раковины необходимо мыть с мылом и содой. Раковины и унитазы регулярно очищаются и обрабатываются 0,5% раствором хлорной извести, для чего используется специально выделенный инвентарь.
Примечание. Туалеты (уборные) без фаянсовых и эмалированных унитазов, с деревянными полами должны ежедневно дезинфицироваться 10% раствором хлорной извести.
Туалеты (уборные) убираются ежедневно по утрам, а в случае загрязнения - немедленно. Для физически ослабленных проживающих около унитазов должны устанавливаться поручни.
17.5. Комната гигиены женщин. Комната должна оборудоваться биде или другим приспособлением, позволяющим производить туалет.
Помещения санитарных узлов: туалеты (уборные), умывальные комнаты, комнаты гигиены женщин и другие помещения, а также коридоры, лестницы, наружные подъезды, входы и выходы освещаются в течение всей ночи.
17.6. Для личной гигиены каждому проживающему выдается туалетное и хозяйственное мыло, зубной порошок, зубная щетка, мыльница, расческа; два раза в неделю производится бритье; стрижка волос производится по мере надобности.
В банные дни производится стрижка ногтей на руках и ногах.
17.7. В интернате оборудуются вешалка или гардеробная для верхней одежды проживающих, сушилка для одежды и обуви, а также отдельная вешалка для сотрудников.
Для чистки одежды и обуви отводятся специальные места. На каждую палату выдается крем для обуви, сапожная и одежная щетки.
У входа в помещение должны быть установлены скребки, решетки для очистки обуви от грязи.
III. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБОРУДОВАНИЮ ПИЩЕБЛОКА,
ХРАНЕНИЮ ПРОДУКТОВ И ПРИГОТОВЛЕНИЮ ПИЩИ
Пищеблок психоневрологического интерната должен предусматривать создание в обеденном зале, производственных и складских помещениях условий, обеспечивающих выполнение всех санитарно-гигиенических требований, изложенных в "Санитарных правилах для предприятий общественного питания", утвержденных Министерством здравоохранения СССР, Министерством торговли СССР и Правлением Центросоюза 31 марта 1976 г. N 1410-76.
18. В состав пищеблока входят: кухня с заготовочными цехами, моечные, комната для хранения дневного запаса продуктов с холодильником, кладовые для сухих продуктов, овощей, кладовые для мяса-рыбы, гастрономических изделий с холодильными установками.
Кухня должна быть изолирована от помещений постоянного или временного пребывания обеспечиваемых. Здание кухни необходимо содержать в хорошем санитарно-техническом состоянии. Входные двери должны плотно закрываться. В полах и плинтусах не должно быть щелей во избежание проникновения в помещение кухни грызунов и тараканов. Полы должны быть покрыты метлахской плиткой с трапами для стока воды. Кухня и другие помещения с повышенной влажностью облицовываются кафельной плиткой от пола до потолка, а в других помещениях - только до панели на высоту 1,8 м или красятся масляной краской.
Примечание. Подъездные и пешеходные пути к зданию кухни должны быть асфальтированными, без выбоин и неровностей. Ночное освещение должно обеспечивать благоприятные условия для ручной и механической доставки пищи в отделения и корпуса.
Пищевой блок должен располагать необходимыми производственными и подсобными помещениями, планировка которых должна обеспечивать технологическую поточность и исключать встречу чистой и грязной посуды - отвечать требованиям СНиП II-Л8-71.
Все производственные помещения кухни обеспечиваются прямым естественным освещением. Средняя искусственная освещенность в кухне 25 люкс при лампах накаливания и 180 люкс при люминесцентных лампах.
Процесс первичной обработки должен быть строго отделен от процесса повторной обработки и проводиться в различных цехах.
Кухонный блок с варочным залом обеспечивается приточно-вытяжной вентиляцией. Экспедиция кухни обеспечивается отдельным входом для персонала отделений, пришедшего за получением приготовленной пищи. Помещение экспедиции должно быть непосредственно связано с варочным залом.
Экспедиция оборудуется столами для установки посуды с пищей. Помещение экспедиции содержится в чистоте.
Столы для обработки пищевых продуктов и приготовления кулинарных изделий должны иметь гладкую поверхность. Столы могут быть цельнометаллическими из нержавеющей стали или дюралюминия. Допускаются столы, обитые алюминием или оцинкованным железом, плотно прилегающим к основе стола с тщательной пропайкой швов. Столы, покрытые оцинкованным железом, допускаются только для обработки сырого мяса и рыбы. Для разделки теста должны быть столы с деревянными крышками из плотно сколоченных досок, широких и толстых, твердых пород дерева, с гладко выструганной поверхностью.
Обработка сырых и готовых продуктов производится на разных столах, с надписью - рыба сырая (РС), мясо вареное (МВ) и т.д.