Действующий
- фиксировать и докладывать руководителю воздушной тренировки недостатки в подготовке участников тренировки к прыжку или спуску, выявленные при осмотре на последней линии контроля;
- не допускать к выполнению прыжка или спуска лиц, плохо знающих условия выполняемого упражнения, не имеющих необходимого снаряжения и в обмундировании, не предусмотренном табелем, при отсутствии паспортов парашютов, страхующих приборов, спусковых устройств или росписей в них, при плохом самочувствии;
- не допускать на старте (вблизи парашютов или спусковых устройств и снаряжения) курения и пользования открытым огнем;
отстранять от посадки в воздушное судно десантников, нарушающих правила эксплуатации парашютно-десантного имущества или не подчиняющихся указаниям дежурного по старту, с немедленным докладом об этом руководителю воздушной тренировки.
3.9.3.1. Дежурный по площадке приземления назначается из числа опытных парашютистов и подчиняется руководителю воздушной тренировки. В его распоряжение придается:
- выложить сигнальные полотнища и обозначить место сбора парашютистов, размещения медицинского пункта и стоянки транспорта;
- доложить руководителю воздушной тренировки о готовности площадки приземления к приему парашютистов;
- руководить во время прыжков снижающимися парашютистами и подавать команды для устранения ошибок в изготовке к приземлению;
- докладывать руководителю прыжков о результатах приземления парашютистов и о готовности к приему очередных групп;
- следить за метеообстановкой в районе площадки приземления, через каждые 15 минут производить контрольный замер скорости ветра у земли и в случае превышения установленной нормы докладывать руководителю прыжков;
- фиксировать случаи ненормального раскрытия парашютов, ошибки в действиях парашютистов и докладывать руководителю воздушной тренировки;
- при наличии мягкого круга приземления организовать его рыхление и выравнивание (в случае необходимости);
- по указанию руководителя воздушной тренировки выкладывать, убирать или изменять положение знаков на площадке приземления (крест, стрела и т.п.);
- в случае аварийной ситуации, аварии, травмирования парашютиста приостановить прыжки с парашютом, организовать оказание помощи пострадавшему, обеспечить сохранность обстановки на месте происшествия и немедленно доложить руководителю воздушной тренировки;
- при аварийном снижении парашютиста подать команду "Воздух! Воздух!" и организовать попытку поймать его на специальное полотнище (при наличии людей вблизи), через полевую звуковещательную станцию, а при ее отсутствии, через электромегафон, непрерывно передавать команду "Запасной", вести наблюдение за снижением парашютиста, проследить его приземление, определить место его нахождения, о чем срочно сообщить руководителю воздушной тренировки, направить машину с медработником для оказания помощи, дать команду о прекращении выброски парашютистов;
- при отцепке купола основного парашюта во время прыжка организовать доставку купола и лично его осмотреть;
- не допускать длительного пребывания парашютистов, и тем более посторонних лиц, проезда и остановки средств транспорта в зоне приземления в период десантирования парашютистов;
- не допускать пребывания в зачетных кругах (в радиусе 25 метров от центра) лиц, непосредственно не связанных с организацией прыжков и их судейством;
- при относе парашютиста за пределы площадки приземления немедленно дать команду на борт самолета на прекращение выброски парашютистов, вести наблюдение за снижающимся парашютистом;
- держать радиостанцию включенной в период от набора высоты самолетом до окончания выброски парашютистов и регулярно поддерживать связь с экипажем самолета;
- наблюдать за раскрытием и временем снижения пристрелочных приспособлений, при возможности организовать их сбор;
- при усилении ветра, превышающего установленную максимальную допустимую силу ветра у земли, передать на борт самолета по радио команду о прекращении прыжков, вместо креста, обозначающего центр площадки приземления, выложить параллельно на расстоянии 3 м друг от друга два полотнища.
Примечание: Парашютисты, находящиеся в это время в воздухе обеспечивают себе безопасное приземление;
- приостановить прыжки в случае отказа средств связи (радиостанции, полевой звуковещательной станции или заменяющего ее электромегафона);
- при наличии дымовых шашек разместить их сбоку от створа ветра не ближе 50 м от середины обозначенного места приземления (креста) и регулярно их заменять.
- требовать от экипажа ВС уточнения расчета прыжка и, в случае необходимости, выброски дополнительных пристрелочных приспособлений;
- вносить предложения руководителю воздушной тренировки об изменении очередности выполняемых упражнений при изменении метеообстановки и состояния площадки приземления;
- требовать удаления на безопасное расстояние посторонних лиц, находящихся в зоне приземления парашютистов.