Действующий
3.4.5.1. Во всех случаях, когда произошел частичный отказ основного парашюта, создающий угрозу нормальному приземлению, парашютист обязан ввести в действие запасной парашют.
а) для парашютных систем, не оборудованных системой отсоединения основного парашюта (типа КЗУ) для введения в действие запасного парашюта необходимо:
- придерживая левой рукой клапаны ранца запасного парашюта, правой рукой энергично выдернуть вытяжное кольцо и выбросить его;
- взять купол обеими руками и резко отбросить его от себя в сторону и вверх (в случае вращения парашютиста купол отбрасывается в сторону вращения), а затем для ускорения наполнения купола воздухом помогать руками выходу строп из сот ранца и, взявшись за несколько верхних строп, рывками подтягивать их на себя до наполнения купола;
б) для парашютных систем, оборудованных системой отсоединения основного парашюта (типа КЗУ), для введения в действие запасного парашюта необходимо:
- выбросить кольцо основного парашюта (если конструкция парашютной системы предусматривает его наличие);
- изменяя положение тела, обеспечить попадание вершины купола запасного парашюта в набегающий поток.
в) для парашютных систем, оборудованных системой отсоединения основного парашюта и расположением запасного парашюта сзади парашютиста, для введения в действие запасного парашюта необходимо:
- выбросить кольцо основного парашюта (если конструкция парашютной системы предусматривает его наличие);
- изменяя положение тела, обеспечить попадание вытяжного устройства запасного парашюта в набегающий поток;
3.4.6.1. В случае зависания парашютиста экипаж ВС должен принять все меры для поднятия зависшего парашютиста на борт. Порядок действий экипажа при этом следующий:
Командир экипажа докладывает о случившемся руководителю полетов, строго выдерживает заданную высоту полета при минимально допустимой скорости, устанавливает связь с выпускающим и дает ему указания о необходимых действиях по подъему парашютиста на борт, систематически информирует руководителя полетов о принимаемых мерах.
Выпускающий парашютистов из самолета устанавливает с зависшим парашютистом зрительную связь, подает ему фал с ножом и грузом на конце, с помощью помощника выпускающего и парашютистов, находящихся на борту, втягивает зависшего парашютиста в самолет.
Помощник выпускающего устанавливает связь между летчиком и выпускающим, выполняет все указания выпускающего, оказывает ему помощь в подъеме зависшего парашютиста в самолет.
Зависший парашютист содействует облегчению своего подъема на борт самолета. При наличии системы отсоединения основного парашюта (типа КЗУ) парашютист должен отцепить основной парашют.
3.4.6.2. При невозможности поднять зависшего парашютиста на борт самолета зависший парашютист обязан, используя свой или поданный на фале нож, обрезать удерживающую его вытяжную веревку и ввести в действие запасной парашют согласно правил ввода в действие запасного парашюта, как при полном отказе.
Действия зависшего парашютиста по отцепке основного парашюта, либо по его отрезанию выполняются по команде выпускающего.
Если по каким-либо причинам зависший парашютист не сможет обрезать основной парашют, то выпускающий должен обрезать вытяжную веревку, предупредив зрительно об этом зависшего парашютиста.
ВНИМАНИЕ! При зависании с основным парашютом запрещается раскрывать запасной парашют, не отсоединившись полностью от воздушного судна.
При зависании парашютиста за вертолетом действовать в соответствии с РЛЭ того вертолета, с которого проводились прыжки.
3.4.6.3. В случае, когда все меры по оказанию помощи зависшему парашютисту оказались безуспешными, командир воздушного судна докладывает руководителю полетов обстановку и по его разрешению производит посадку на мягкий грунт (снег) на минимально возможной скорости.
3.4.6.4. Если зависание парашютиста привело к потере управляемости воздушного судна, командир обязан подать команду всем покинуть борт и, убедившись в выполнении команды, покидает воздушное судно последним.
3.4.7.1. Вследствие нарушения парашютистами дистанции при отделении от самолета или из-за непостоянного движения воздушных потоков, могут быть отдельные случаи схождения парашютистов, находящихся примерно на одной высоте или друг над другом на одной вертикали. В обоих случаях может возникнуть опасность попадания одного парашютиста в купол и стропы другого.
При создавшейся угрозе встречи двух парашютистов во время снижения им необходимо принять все меры, чтобы не допустить близкого схождения друг с другом. Для этой цели применяется скольжение.
- указать ему направление скольжения и группы свободных концов, которые необходимо натянуть для выполнения расхождения.
В каждом отдельном случае схождения положение парашютистов по отношению к направлению встречного движения может быть различным. В любом положении надо применять скольжение так, чтобы отходить в правую сторону от оси встречного движения.
3.4.7.2. Если предотвратить схождение не удалось, и один из парашютистов зацепился за стропы другого, им необходимо быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и принять все меры, обеспечивающие снижение и благополучное приземление обоих парашютистов даже на одном парашюте. В случае использования снаряжения, предусматривающего отцепку основного парашюта, парашютисту, у которого сложился парашют, рекомендуется отцепиться, соблюдая минимальную безопасную высоту отцепки и ввести в действие запасной парашют.
3.4.7.3. В случае схождения, когда один парашютист прошел между строп другого парашюта и его купол погас или если высота не позволяет отцепить сложившийся парашют, парашютист, находящийся выше, должен быстро ухватить руками погасший купол и удерживать его до момента приземления.
3.4.7.4. Если парашютисты после схождения оказались на одной высоте, а купола их парашютов в рабочем состоянии, необходимо обхватить друг друга руками и держаться так до момента приземления, при этом во время снижения следует внимательно вести наблюдение за положением куполов и приближением земли.
3.4.7.5. Если при схождении оказалось, что один парашютист прошел через несколько строп купола другого парашютиста и купол его парашюта начал затягиваться в образовавшуюся петлю, то в этом случае парашютист, в чьи стропы попал другой, должен немедленно обрезать ножом зацепленные стропы. В случае использования снаряжения, предусматривающего отцепку основного парашюта, парашютисту, у которого сложился парашют, рекомендуется отцепиться, соблюдая минимальную безопасную высоту отцепки и ввести в действие запасной парашют.
3.4.7.6. Если у парашютистов при схождении оба основных купола начали гаснуть, парашютисту, находящемуся выше, немедленно раскрыть запасной парашют и обоим снижаться на одном запасном парашюте. Запасной парашют другого парашютиста применять лишь в случае крайней необходимости.
3.4.7.7. Если парашютист оказался над куполом другого парашютиста и попал в зону аэродинамического затенения, он должен голосом предупредить об этом нижнего, чтобы тот глубоким скольжением ускорил снижение и отошел в сторону. Сам он должен применить скольжение в обратную сторону. Если угроза касания купола нижнего парашютиста не миновала, верхний парашютист должен в момент касания быстро перебирать ногами, как бы пробегая по куполу нижнего парашютиста, а затем, применяя скольжение, отойти от нижнего парашютиста.
В случае использования управляемых парашютов парашютисты, для ухода из зоны затенения, должны воспользоваться стропами управления.
3.4.8.1. При попадании в восходящий поток необходимо методом скольжения и разворота купола сойти с потока. Если все предпринятые действия положительных результатов не дали и парашютиста сносит в сторону местности, не обеспечивающей безопасность приземления, то при достижении высоты 2000 м следует освободиться от купола основного парашюта и, сделав для этой высоты максимальную задержку, раскрыть запасной парашют. При использовании управляемых парашютов необходимо выйти из восходящего потока активным маневрированием.