Утративший силу
2. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
3. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний или состояний здоровья, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 6.Доступность медицинской помощи

1. Принцип доступности медицинской помощи означает свободный доступ граждан к медицинским услугам независимо от географических, экономических, социальных, организационных или языковых барьеров, а также своевременное оказание медицинской помощи.
2. Доступность медицинской помощи обеспечивается:
1) наличием и квалифицированностью медицинских кадров;
2) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
3) возможностью выбора медицинской организации и врача;
4) транспортной доступностью медицинских организаций (медицинских работников).

Статья 7.Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

1. Не допускается отказ в оказании медицинской помощи пациенту при угрожающих его жизни заболеваниях и состояниях либо угрозе обществу в случае распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, медицинской организацией либо медицинским работником, находящимся при исполнении трудовых обязанностей.
2. Медицинская помощь пациенту при угрожающих его жизни заболеваниях и состояниях или угрозе обществу в случае распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, оказывается безотлагательно в объеме, необходимом для устранения угрозы его жизни или угрозы обществу в случае распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, без взимания платы с пациента.
3. Не допускается отказ в безвозмездном предоставлении пациенту медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинской организацией, участвующей в ее реализации.

Статья 8.Соблюдение врачебной тайны

1. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
3. С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, осуществления публикаций в научных изданиях, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 50 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
8) при обмене информацией в медицинских информационных системах и в медицинских организациях в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

Статья 9.Приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан

Принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан реализуется путем разработки и первоочередного осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения заболеваний, их раннее выявление, снижение риска развития заболеваний, причин и условий их возникновения, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, активное формирование здорового образа жизни.

Глава 3.Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан

Статья 10.Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан

К полномочиям федеральных органов государственной власти в  сфере охраны здоровья граждан относятся:
1) разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;
2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан;
3) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, разработка и реализация программ по формированию здорового образа жизни, развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию, оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в сфере охраны здоровья граждан;
4) управление федеральной государственной собственностью, используемой в сфере охраны здоровья граждан;
5) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
6) разработка и утверждение программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей базовую программу обязательного медицинского страхования;
7) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;
8) организация, обеспечение и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
9) установление требований к размещению медицинских организаций и иных объектов инфраструктуры в сфере охраны здоровья граждан, исходя из потребности населения Российской Федерации;
10) координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в сфере охраны здоровья граждан;
11) утверждение порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации;
12) утверждение номенклатуры медицинских организаций, номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников, номенклатуры специальностей специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием;
13) утверждение типовых положений об отдельных видах медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций;
14) установление общих требований к структуре и штатам медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную систему здравоохранения;
15) организация медико-биологического и медицинского обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации;
16) организация оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, и скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи гражданам в федеральных государственных учреждениях;
17) организация медицинской эвакуации граждан федеральными государственными учреждениями, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
18) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, лекарственными препаратами для медицинского применения, дезинфекционными и иными средствами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в соответствии с пунктами 16, 17 и 19 настоящей статьи;
19) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о проводимых мероприятиях на территории Российской Федерации;