Действующий
1. Государственное управление охраной труда на территории Челябинской области осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Челябинской области в пределах их полномочий.
Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами Челябинской области.
2. Орган исполнительной власти Челябинской области, в ведении которого находятся вопросы охраны труда, осуществляет государственное управление охраной труда на территории Челябинской области путем:
1) обеспечения реализации на территории области государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
2) разработки областных целевых программ улучшения условий и охраны труда и обеспечения контроля за их выполнением;
3) разработки и осуществления на региональном уровне совместно с заинтересованными организациями мер по экономическому стимулированию работодателей по обеспечению благоприятных и безопасных условий труда;
4) организации проведения на территории области в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
6) разработки с привлечением заинтересованных организаций мероприятий по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда; организации проведения совещаний - семинаров по проблемам охраны труда и выставок средств индивидуальной защиты, приборов контроля и измерений;
8) участия в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом;
9) организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории области;
10) осуществления на территории области в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, государственной экспертизы условий труда, организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и проведения подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
11) рассмотрения разногласий между работодателями и работниками по предоставлению компенсаций за тяжелую работу, за работу во вредных или опасных условиях труда;
12) координации работы с Государственной инспекцией труда в Челябинской области и с другими территориальными органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органами местного самоуправления, объединениями работодателей, органами (организациями), занимающимися обязательным страхованием работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профсоюзами и иными уполномоченными работниками представительными органами;
Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий и полномочий, переданных им органами государственной власти Челябинской области в установленном порядке, в пределах предусмотренных на эти цели материальных и финансовых средств.
2) взаимодействовать в вопросах охраны труда с работодателями, профсоюзами, Государственной инспекцией труда в Челябинской области и другими территориальными контрольно-надзорными органами;
4) участвовать в методическом обеспечении служб охраны труда организаций, обобщении и распространении передового опыта по проблемам охраны труда;
5) организовывать семинары, совещания и другие мероприятия, направленные на выполнение требований законодательства по условиям и охране труда;
6) принимать участие в работе комиссий по расследованию групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом и причин возникновения профессиональных заболеваний;
7) осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
2. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
3. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю или по его поручению одному из его заместителей.
4. Структуру службы охраны труда и численность ее работников определяет работодатель в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.
5. Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области, коллективным договором (соглашением) по охране труда организации, другими локальными нормативными актами организации.
6. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительными органами, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с органом исполнительной власти Челябинской области, в ведении которого находятся вопросы охраны труда, органами местного самоуправления, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
1) беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
2) предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать выполнение указанных предписаний;
3) требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих иные требования законодательства об охране труда;
4) направлять работодателю предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;
5) запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимую информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
6) привлекать по согласованию с работодателем и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам условий и охраны труда;
7) представительствовать по поручению работодателя в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда;
8) вносить работодателю предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.
Для координации работы по охране труда создаются областная, городские и районные межведомственные комиссии по охране труда.