СТО Стандарт на оказание услуги «Разработка программного обеспечения»

Наименование услуги: Разработка программного обеспечения.

Единица измерения: нормо/час.

Термины и определения

Термин
Определение
Объект Программа, программное обеспечение и (или) база данных (как отдельно, так и совместно) или их отдельные части, входящие в программный комплекс (набор взаимодействующих Объектов, в совокупности представляющих собой единую систему передачи и обработки данных).
Разработка Объекта Процесс, направленный на создание и поддержание работоспособности, качества и надежности программного обеспечения, используя технологии, методологию и практики из информатики, управления проектами, математики, инженерии и других областей знания, включающий в себя, но не исключительно, действия по составлению требований, разработке, доработке, модификации, отладке, тестированию, внедрению Объекта.
Заявка Поручение Заказчика, направляемое посредством использования Lotus Notes (Заявки на разработку 1С и Лотус), в котором формулируются первоначальные требования, описание ожидаемого конечного результата, требования к Объекту и его характеристикам (в том числе, техническим).
Заказчик Поле Покупатель из Заявки
Руководитель заказчика Поле Ответственное лицо из Заявки
Ответственное лицо Заказчика Доп. поле «Ответственное лицо» из Заявки. Если данное доп. поле не заполнено или отсутствует, то автор Заявки
Исполнитель Лицо (одно или несколько), выполняющее работы по Заявке.
Техническое задание Документ, содержащий исчерпывающую информацию, необходимую для разработки Объекта. Является основным документом для разработки программного обеспечения и его приемки; с одной стороны, определяет объем работ, с другой стороны, ограничивает требования Заказчика.
Контрольный пример Описывает основную логику функционирования системы на конкретном примере. Контрольный пример используется при проектировании, разработке и тестировании Объекта.
Компонентное (модульное) тестирование Тестирование разработчиком собственного кода, проверка функциональности и поиск дефектов в частях приложения, которые доступны и могут быть протестированы по отдельности. Этот вид тестирования представляет собой структурное неформальное тестирование.
Функциональное тестирование Тестирование в целях проверки функциональных требований, то есть способности Объекта в определённых условиях решать задачи, нужные пользователям. Основная задача этого этапа тестирования – проверка позитивных и негативных сценариев.
Приемочное тестирование (тестирование одобрения) Комплексное тестирование, необходимое для определения уровня готовности системы к последующей эксплуатации. Проводится с использованием Контрольного примера.

Общие положения

Услуга предоставляется по Заявке, в рамках действующего договора, соответствующего содержанию работ.

Поручения, уведомления и обсуждения между участниками фиксируются в рамках Заявки комментариями.

Разработка программного обеспечения производится в соответствии с планом отдела, с учетом загрузки исполнителей.

Порядок взаимодействия сторон

Первичная обработка Заявки

После согласования заказчиком Исполнитель обязан рассмотреть обращение в течение 5 рабочих дней.

1. Исполнитель проверяет содержание Заявки на соответствие услуге.

a. Если содержание Заявки не соответствует услуге, то Исполнитель имеет право отклонить Заявку либо сменить услугу.

2. Исполнитель проверяет наличие действующего договора с Заказчиком или проводит мероприятия по заключению нового договора.

3. Исходя из содержания Заявки Исполнитель привлекает к Заявке третьих лиц или информирует Заказчика о такой необходимости.

4. Исполнитель определяет планируемый срок принятия в работу, уведомляет Заказчика.

a. Срок может быть изменен по договоренности сторон.

5. По запросу Заказчика, до передачи Заявки на исполнение, могут быть проведены подготовительные работы по оценки рисков, консультации о возможности технической реализации, оценка трудоемкости.

6. Согласно планируемого срока Заявка передается на исполнение.

a. Если в рамках Заявки заключался договор с Заказчиком, то Исполнитель повторно проверяет наличие действующего договора.

Исполнение Заявки

В общем случае разработка программного обеспечения производится каскадным методом, последовательно проходя через стадии разработки ПО. По договоренности с Заказчиком некоторые стадии могут быть опущены, либо выполняться в другой последовательности, в том числе параллельно.

1. Исполнитель проводит Анализ и формализацию требований и согласовывает с Ответственным лицом заказчика.

a. Исходя из содержания Заявки Исполнитель привлекает к Заявке третьих лиц или информирует Заказчика о такой необходимости.

b. Ответственное лицо самостоятельно проводит дополнительные согласования с третьими лицами.

2. Исполнитель выполняет Оценку трудоемкости, согласовывает с Ответственным лицом Заказчика объем работ (с учетом точности оценки).

3. По результатам оценки Исполнитель выполняет планирование работ и сообщает срок разработки.

a. Срок может быть изменен по договоренности сторон.

4. Исполнитель проводит Разработку и внутреннее тестирование.

5. Исполнитель уведомляет Заказчика о завершении работ и сроке внедрения.

6. Исполнитель проводит Внедрение в ИС Заказчика.

7. Исполнитель передает Объект на Тестирование Заказчику.

a. Заказчик проводит тестирование в течение 5 рабочих дней.

i. Срок может быть изменен по договоренности сторон.

b. Заказчик при выявлении замечаний передает их Исполнителю.

c. Исполнитель производит анализ замечаний и исправляет ошибки.

i. Если была выявлена ошибка по функционалу, оговоренному в согласованных требованиях, Исполнитель устраняет ее и повторно согласно п.7 передает Объект на Тестирование Заказчику.

ii. Если замечание относится к функционалу, не обговоренному в согласованных требованиях, который не был оговорен в согласованных требованиях или противоречит им, то доработка производится в рамках новой Заявки, после исполнения текущей.

1. При необходимости может быть изменен состав работ по текущей Заявке.

8. Исполнитель проводит Разработку документации.

9. Исполнитель передает пользовательскую документацию на Контроль Заказчику.

a. Заказчик проверяет документацию в течение 5 рабочих дней.

b. Заказчик при выявлении замечаний передает их Исполнителю.

c. Исполнитель производит анализ замечаний, при необходимости дорабатывает документацию и повторно согласно п.9 передает ее на Контроль Заказчику.

10. Ответственное лицо заказчика подтверждает выполнение работ по Заявке.

11. Исполнитель отправляет Заявку на согласование Руководителю заказчика.

12. Руководитель выполняет согласование исполненной Заявки в течение 3 рабочих дней, после это Заявка считается исполненной.

Стадии разработки ПО

Анализ и формализация требований

На данном этапе уточняются требования Заказчика, определяются и обсуждаются возможные риски проекта.

В обязанности Ответственного лица заказчика входит предоставление необходимой информации, в том числе проблематика, описание текущих и планируемых бизнес-процессов, цели, ограничения проекта, бизнес-требования по функциональности и возможностям Объекта, контрольный пример для тестирования, ожидаемый результат.

В обязанности исполнителя входит оценка проекта с точки зрения целесообразности, возможности его технической реализации, выявление рисков, технических ограничений, формализация требований и оформление Технического задания при необходимости.

Требования должны быть точно и ясно сформулированы; они должны допускать единственное толкование и отражать границы проекта.

Требования должны быть удобочитаемыми и понятными; дополнительно может быть привлечен вспомогательный материал, такой как таблицы, схемы, печатные формы, примеры.

Оценка трудоемкости

На данном этапе уточняются общие трудозатраты на выполнение работ по Заявке, в том числе оформление требований, разработка Объекта, внутреннее тестирование и отладка, разработка документации, развертывание в информационной системе Заказчика.

Оценку трудоемкости выполняет Исполнитель.

В зависимости от детализации требований может быть дана экспертная/предварительная оценка (оценка «порядка величины»), либо плановая оценка на основе декомпозиции требований и нормирования работ. Трудозатраты на этап сбора и оформления требований не нормируются; время учитывается по факту.

Разработка и внутреннее тестирование

На данной стадии Исполнителем реализуются требования, проводится компонентное и функциональное тестирование Объекта.

При наличии контрольного примера также выполняется приемочное тестирование.

Внедрение в ИС Заказчика

На данном этапе Исполнителем производится установка/обновление программного обеспечения в ИС Заказчика, настройка Объекта, предоставление доступов.

В обязанности Ответственного лица заказчика входит своевременное уведомление заинтересованных лиц, на работу которых повлияет внедрение Объекта, и лиц, использующих программное обеспечение, частью которого является Объект.

В обязанности Исполнителя входит сохранение работоспособности других Объектов и данных ИС, в которую интегрируется Объект.

Тестирование Заказчиком

На данном этапе Заказчиком проводится функциональное и приемочное тестирование.

При наличии контрольного примера приемочное тестирование должно производиться в соответствии с ним.

Разработка документации

На данной стадии Исполнителем разрабатывается пользовательская и техническая документация на Объект.

Инструкция пользователя составляется на основании контрольного примера при его наличии.

Инструкция пользователя должна описывать:

 состав Объекта, его возможности, а также выполнение отдельных функциональных операций с его элементами.

 работу с экранными формами системы, давая руководство к последовательному действию пользователя в системе.

 все результаты действий, выполняемых в системе под ее руководством, в том числе изменение вида экранной формы, появление новой экранной формы, формирование отчетной формы, вывод результатов расчета и т.д.

Инструкция пользователя не должна описывать не входящий в разработку Объекта функционал стороннего программного обеспечения, с использованием которого Объект работает или частью которого Объект является.

Разработка методологических инструкций на каждое автоматизированное рабочее место не входит в обязанности Исполнителя, если это не было зафиксировано в требованиях.

Контроль Заказчиком

Заказчиком проводится контроль пользовательской инструкции с точки зрения покрытия разработанного функционала и понятности описания.

Гарантийный срок

Гарантийный срок на ПО может быть предусмотрен договором, в рамках которого производится разработка.

Замечания к работе ПО должны быть направлены Заказчиком через новую Заявку на услугу «Участие специалистов в решении задач в области бизнес-процессов заказчика».

Услуга оказывается в соответствии со Стандартом на оказание услуги «Участие специалистов в решении задач в области бизнес-процессов заказчика».