СТО СМК Порядок организации и проведения негосударственной экспертизы сметной документации

РАЗРАБОТАН И ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕДАТА ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ: " " 20 г.

Челябинск

2016

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий стандарт организации системы менеджмента качества (далее - СТО) определяет порядок организации и проведения негосударственной экспертизы сметной документации специалистами организации, оказывающей услуги по негосударственной экспертизе проектной документации и (или) инженерных изысканий (далее – Экспертная организация).

1.2. Требования настоящего СТО обязательны для применения сотрудниками Экспертной организации.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1. Стандарт разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427 «О прядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»

Приказ Министерства регионального развития РФ от 20 августа 2009 г. № 354 «Об утверждении формы заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и порядка оформления такого заключения»

СТО СМК Стандартизация. Порядок организации и проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

СТО 82.19.13 Управление документацией. Общие положения

2.2. При пользовании настоящим СТО целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, указанных в нем. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим СТО следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

3.1. Термины и определения:

3.1.1. заказчик: Уполномоченное на то инвесторами физические и юридические лицо, которое осуществляет реализацию инвестиционных проектов. При этом оно не вмешивается в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ним. Заказчиком может быть инвестор. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.1.2. объект капитального строительства: Здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

3.1.3. проектная документация: Документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.

3.2. Сокращения

ИС
информационная система
СТО
– стандарт организации

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Полную ответственность за соблюдение требований, установленных настоящим СТО, несут участники процесса согласно п. 1.2.

4.2. Контроль над соблюдением требований данного Стандарта осуществляет Владелец Стандарта.

5. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Негосударственная экспертиза сметной документации проводится в целях:

- определения целесообразности распределения средств Заказчика, выделенных на осуществление проекта;

- проверки правильности и полноты расчетов, приведенных в документации;

- контроля совпадения расчетов смет с наличием и объемом работ, в соответствии с проектом;

- сверки расчетов стоимости материалов, приведенных в сметной документации, с фактическими стоимостями применяемых материалов и (или) их аналогов;

- исключения возможных случаев увеличения (уменьшения) стоимости работ, а также материальных затрат;

- контроль соблюдения требований норм и технических регламентов;

- исключения нарушений требований технических регламентов, связанных с расчетом затрат и использованием материалов в процессе строительства.

5.2. В ходе проведения экспертизы специалисты Экспертной организации осуществляют:

- проверку соотношения сметной документации и проектной документации (в случае если на экспертизу представлены все разделы проекта и смета);

- проверку объемов работ по строительству, внесенных в сметную документацию, а также их совпадение с техническим заданием Заказчика (если на экспертизу были предоставлены все необходимые документы, включая техническое задание Заказчика на проектирование);

- контроль и анализ выбора материалов, планируемых к применению при строительстве объекта;

- проверку сметных расчетов, которые были составлены, а также их соотношение к перечню работ, принятых проектной документацией;

- проверку правильности расчетов, входящих в сметную документацию;

- контроль соответствия строительных материалов, принятых проектной документацией и материалов, указанных в сметной документации (в случае если на экспертизу представлены все разделы проекта и смета);

- проверку составления сметной документации с учетом требований СНиП IV-16-84 Правила определения сметной стоимости строительства.

5.3. Экспертиза сметной документации осуществляется в рамках проведения негосударственной экспертизы проектной документации и проводится в соответствии с требованиями СТО СМК Стандартизация. Порядок организации и проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

5.4. В отдельных случаях, экспертиза сметной документации может проводиться при:

- необходимости получения оптимальной стоимости строительной сметы;

- необходимости проверки сметной стоимости для определения правильности применения различных коэффициентов и расценок;

- необходимости оценки укрупненных сметных расчетов на этапе предпроектной проработки;

и прочих ситуациях, когда Заказчику необходимо оценить полноту и правильность составления смет.

5.5. Экспертиза сметной документации позволит избежать:

- завышения трудозатрат и число машино-смен, завышение транспортных и иных расходов, необоснованного увеличения стоимости материалов и оборудования в рамках расчетов ресурсным методом при использовании текущих цен;

- ошибки в подсчетах накладных расходов, иных затрат, различных коэффициентов и плановой себестоимости;

- ошибки в подборе объектов-аналогов;

- нарушения, связанные с использованием при начислении стоимости смешанных цен (одновременно могут быть использованы цены, принятые на 1994 год, 2000 год и настоящее время).

5.6. Экспертиза сметной документации проводится в двух основных направлениях:

- правильности применения коэффициентов и расценок;

- соответствия, приведенных в смете цен, реальным, сложившимся на рынке – исключение завышения (снижения) сметной стоимости.

5.7. В рамках проверки правильности применения коэффициентов специалисты Экспертной организации проверяют, насколько сметная документация соответствует правилам применения общепринятых коэффициентов и расценок.

5.8. Срок проведения негосударственной экспертизы сметной документации устанавливается Договором, заключаемым Заказчиком с Экспертной организацией, в зависимости от сложности объекта капитального строительства.

5.9. Все уведомления и документы между участниками процесса направляются посредством ИС. При отсутствии доступа к ИС (или перерыве в работе более 3 (трех) часов подряд) у кого-либо из участников процесса документы направляются согласно п. 6.3. СТО СМК Управление документацией. Общие положения.

5.10. Управление документацией происходит в соответствии с требованиями, установленными в СТО СМК Управление документацией. Общие положения.

6. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА

6.1. Прядок организации и проведения негосударственной экспертизы сметной документации соответствует требованиям СТО СМК Стандартизация. Порядок организации и проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

6.2. В случаях, когда на экспертизу была представлена только сметная документация (без проектной), сотрудники Экспертной организации осуществляют проверку предоставленных материалов на соответствие правильности применения коэффициентов и расценок или приведенных в смете цен, реальным, сложившимся на рынке.

В данном случае специалисты Экспертной организации не проводят:

- проверку соответствия принятых сметной документацией объемов, оборудования и материалов, и приведенных в проектной документации;

- проверку соответствия принятых сметной документацией объемов, оборудования и материалов, приведенным в проектной документации;

- оценку соответствия принятых проектной документации решений техническим регламентам.

6.3. До начала проведения экспертизы сметной документации Заказчик и специалисты Экспертной организации определяют цели и состав экспертизы, согласовываются объемы планируемых работ.

6.4. В рамках проведения экспертизы сметной документации, в общем случае, специалисты Экспертной организации контролируют:

- корректность использования применяемых в смете расценок, для этого проводят сравнение приведенных в смете цен не только рыночным, но и с рекомендованными государством тарифами;

- правильность использования коэффициентов при расчетах;

- объем, приведенных в сметной документации работ;

- отсутствие завышения (занижения) заявленного объема работ;

- отсутствие ошибок, нарушений, неточностей в сметной документации;

- соответствие сметной документации требованиям СНиП IV-16-84 Правила определения сметной стоимости строительства.

- соответствие сметной документации требованиям технических регламентов.

6.5. При контроле приведенных в сметах цен, на соответствие реальным рыночным, специалисты Экспертной организации обязательно подбирают аналоги, применяемых строительных материалов и оборудования, для сравнения их стоимости с указанными в смете значениями. Результат экспертизы сметной документации в данном случае содержит анализ каждой позиции о соответствии расценок, примененных в документации реальным рыночным.

6.6. В срок, согласно Договору, специалисты Экспертной организации предоставляют Заказчику заключение по форме СТО СМК Форма документа «Заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства – в случае если проводилась экспертиза только сметной документации, или по форме СТО СМК Форма документа «Заключение негосударственной экспертизы» - если сметная документация была предоставлена на экспертизу в составе проектной.

6.7. При проведении экспертизы только сметной документации (без проектной) регистрация заключения по форме СТО СМК Форма документа «Заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства осуществляется согласно Реестра заключений о проверке достоверности определения сметной стоимости.

6.8. Порядок взаимодействия представителей Заказчика и специалистов Экспертной организации, предок устранения замечаний, выявленных по результатам экспертизы представлены в СТО СМК Стандартизация. Порядок организации и проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

7. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, ХРАНЕНИЕ И РАССЫЛКА

7.1. Решение о внесении изменений в данный СТО принимает Владелец стандартов по представлению Управляющего проектом по стандартизации и Разработчика. Внесение изменений в данный СТО производится в порядке, установленном в СТО СМК 70.22.11 Стандартизация. Порядок создания, управления и применения стандартов (с изменениями № 1).

7.2. Контрольный экземпляр СТО хранится в ИС в Базе данных «Стандарты».

7.3. Данный СТО рассылается в электронном виде посредством ИС участникам системы стандартизации.