2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Выбор консультантов по системам менеджмента качества
5 Использование услуг консультантов по системам менеджмента качества
Описание деятельности
|
Ответственное лицо
|
1 Доведение до сведения высшего руководства основных требований стандартов по системе менеджмента качества; распределение ролей между организацией и консультантом при проектировании и разработке системы менеджмента качества
|
Консультант
|
2 Анализ потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон.
Примечание - Результаты начальной оценки используются:
а) при определении возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон организации;
b) при оказании помощи в определении политики и целей в области качества;
с) как основа для планирования системы менеджмента качества;
d) для оценки доступности ресурсов, необходимых для внедрения системы менеджмента качества;
е) как основа для предварительного аудита и установления измеримых целей
|
Высшее руководство организации (консультант при необходимости может оказывать помощь)
|
3 Назначение представителя руководства, определение политики, целей и распределение полномочий в области качества, в том числе в соответствующих подразделениях на соответствующих уровнях организации
|
Высшее руководство организации (консультант при необходимости может оказывать помощь)
|
4 Всесторонний анализ структуры, процессов, каналов обмена информацией и существующих форм взаимодействий в организации.
Определение процессов, распределение ответственности и полномочий, необходимых для достижения целей в области качества.
Определение последовательности и взаимодействий этих процессов
|
Представитель руководства и консультант в сотрудничестве с руководителями функциональных подразделений организации
|
5 Подготовка плана, необходимого для определения структуры и процедур системы менеджмента качества. В плане должны быть определены этапы оценки результатов и качества деятельности по внедрению системы менеджмента качества, которые устанавливают требования к:
а) согласованности подготовленных мероприятий с целями договора;
b) ходу выполнения работ;
с) удовлетворенности организации (относительно услуг, предоставленных консультантом по системам менеджмента качества)
|
Представитель руководства и консультант
|
6 Рассмотрение результатов проведенного анализа и ранее подготовленного плана
|
Высшее руководство организации и консультант
|
7 Определение внутренних ресурсов, необходимых для достижения целей организации в области качества
|
Организация (консультант при необходимости может оказывать помощь)
|
8 Обучение персонала, ответственного за действия по реализации системы менеджмента качества, и другого вовлеченного персонала организации (помощников)
|
Представитель руководства и консультант
|
9 Идентификация и определение процессов, их взаимодействие, а также подготовка необходимых процедур, включая процедуры управления записями
|
Представитель руководства (консультант при необходимости может оказывать помощь)
|
10 Согласование взаимодействующих процессов и процедур по времени и выполняемым функциям
|
Представитель руководства и консультант
|
11 Разработка окончательной версии руководства по качеству
|
Представитель руководства (консультант при необходимости может оказывать помощь)
|
12 Обучение всего персонала, вовлеченного в систему менеджмента качества
|
Консультант и представитель руководства или представитель руководства с помощью консультанта. Обучение может также проводиться другими компетентными специалистами
|
| |
Внедрение системы менеджмента качества
|
Организация (консультант при необходимости может оказывать помощь)
|
Примечание - Ниже стрелки начинается внедрение системы менеджмента качества организации.
|
Описание деятельности
|
Ответственное лицо
|
1 Обучение внутренних аудиторов с акцентом на основные принципы и концепции аудита, разработку опросника для аудита и подготовку отчета по результатам аудита. Проведение другого необходимого обучения
|
Консультант (или другие специалисты по обучению, назначенные организацией)
|
2 Разработка программы внутренних аудитов
|
Представитель руководства и консультант
|
3 Участие в проведении серии первых внутренних аудитов вместе с внутренними аудиторами для их дополнительного обучения (включая составление отчетов об аудитах и отчетах о несоответствиях) и помощи в приведение в соответствие с формальными требованиями выявленных несоответствий и их причин
|
Консультант
|
4 Оказание помощи высшему руководству в проведении результативного анализа со стороны руководства
|
Консультант
|
5 Оказание помощи при возникновении любых трудностей при внедрении, разработке корректирующих и предупреждающих действий, включая несоответствия, обнаруженные в результате аудита
|
Консультант
|
6 Постоянное улучшение процесса внедрения
|
Высшее руководство организации (консультант при необходимости может оказывать помощь)
|
7 Предоставление информации о проблемах, связанных с сертификацией. При необходимости может быть проведена предварительная оценка или предсертификационный аудит (аудит на стадии подготовки к сертификации)
|
Консультант
|
Вид опыта работы (см. примечание 1) |
Образование и опыт работы
|
||
Общий опыт работы
|
Меньшее число лет
|
Четыре года для лиц, имеющих высшее образование (см. примечание 2), или шесть лет для лиц, имеющих среднее специальное образование (см. примечание 3)
|
Большее число лет
|
Опыт работы в области менеджмента качества
|
Меньшее число лет
|
Не менее двух лет
|
Большее число лет
|
Опыт внедрения системы менеджмента качества
|
Меньшее число лет
|
Адекватное участие во внедрении не менее трех завершенных систем менеджмента качества
|
Большее число лет
|
Образование и определенный опыт не являются обязательными требованиями и не подлежат сертификации. Организация может сама принять решение о включении их в качестве требований.
Примечания
1 Важно, чтобы опыт консультанта относился к реализации системы менеджмента качества.
2 Высшее образование (часть национальной системы образования) получают после получения среднего образования. Продолжительность высшего образования - не менее 5 лет.
3 Среднее специальное образование (часть национальной системы образования) получают после получения среднего или неполного среднего образования. Среднее специальное образование не имеет статуса высшего образования.
|
Обозначение ссылочного международного стандарта
|
Обозначение и наименование
соответствующего национального стандарта
|
ИСО 9000:2005 |
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
|
ИСО 9001:2000 |
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования
|
ИСО 9004:2000 |
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности
|
ИСО 10002:2004 |
ГОСТ Р ИСО 10002-2007 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях
|
ИСО 10005:2005 |
ГОСТ Р ИСО 10005-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества
|
ИСО 10006:2003 |
ГОСТ Р ИСО 10006-2005 Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании
|
ИСО 10007:2003 |
ГОСТ Р ИСО 10007-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией
|
ИСО 10012:2003 |
*
|
ИСО/ТО 10013:2001 |
ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества
|
ИСО/ТО 10014:2006 |
ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005 Руководство по управлению экономикой качества
|
ИСО 10015:1999 |
ГОСТ Р ИСО 10015-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению
|
ИСО/ТО 10017:2003 |
ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001
|
ИСО 19011:2002 |
ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента
|
ИСО/МЭК Руководство 62:1996 |
ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000 Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества
|
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
|
[1] |
Выбор и использование ИСО 9000 (Selection and use of ISO 9000)
|
[2] |
Принципы менеджмента качества и рекомендации по их применению (Quality management principles and guidelines on their application)
|
[3] |
ИСО 9000 Введение и вспомогательные документы (Introduction and Support Package) (ISO 9000)
|
Руководство по разделу 1.2 "Применение" ИСО 9001:2000 (Guidance on ISO 9001:2000, subclause 1.2 ’Application’)
Руководство по требованиям к документации ИСО 9001:2000 (Guidance on the documentation requirements of ISO 9001:2000)
Руководство по терминологии, используемой в ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 (Guidance on the terminology used in ISO 9001:2000 and ISO 9004:2000)
Руководство по процессному подходу систем менеджмента качества (Guidance on the process approach to quality management systems)
|
|
[4] | Руководство ИСО 9001 для малого бизнеса - Что делать (Совет ISO/TC 176) (ISO Handbook: ISO 9001 for Small Businesses - What to do (Advice from ISO/TC 176)) |