1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Руководящие указания по обучению
4.1 Четыре стадии процесса обучения
4.2 Определение потребностей в обучении
4.3 Проектирование и планирование обучения
4.4 Проведение обучения
4.5 Оценка результатов обучения
5 Мониторинг и улучшение процесса обучения
Входные данные
|
Процесс
|
Выходные данные
|
Записи
|
Определение потребностей организации (4.2.2)
| |||
Политика в области качества.
|
Рассмотрение всех входных данных для инициирования обучения |
Решение об инициировании процесса обучения
|
Решение об инициировании процесса обучения
|
Политика в области обучения.
|
|||
Требования менеджмента качества.
|
|||
Менеджмент ресурсов.
|
|||
Проектирование процесса обучения
|
|||
Определение и анализ требований к компетентности (4.2.3)
| |||
Организационные или технологические изменения, влияющие на основные процессы или характер продукции, поставляемой организацией.
|
Документальное оформление требований к компетентности |
Требования к компетентности
|
Перечень требований к компетентности
|
Данные, зарегистрированные во время прошедших или текущих процессов обучения.
|
|
|
|
Экспертная оценка организацией компетентности персонала применительно к выполнению поставленных задач.
|
|
|
|
Записи о текучести или сезонных колебаниях численности и состава временного персонала.
|
|
|
|
Потребности во внутренней или внешней сертификации, необходимой для выполнения определенных задач.
|
|
|
|
Запросы персонала, на основании которых должны быть идентифицированы возможности обучения персонала, влияющего на достижение целей организации.
|
|
|
|
Результаты анализа процесса и корректирующие действия, основанные на претензиях потребителей или выявленных несоответствиях.
|
|
|
|
Законодательные и обязательные требования, стандарты и директивы, влияющие на организацию, ее деятельность и ресурсы.
|
|
|
|
Результаты исследования рынка, на основании которых должны быть идентифицированы и/или предвосхищены новые требования потребителей
|
|
|
|
Анализ компетентности (4.2.4)
| |||
Записи о компетентности.
Данные по требованиям и выполнению задач на основании:
|
Анализ существующей компетентности |
Данные о существующей компетентности |
Перечень существующих уровней компетентности |
- интервьюирования/анкетирования сотрудников, среднего и высшего руководящего персонала;
|
|
|
|
- наблюдений;
|
|
|
|
- обсуждений в группах;
|
|
|
|
- входных данных, полученных от экспертов по определенным вопросам
|
|
|
|
Определение различий в уровнях компетентности (4.2.5)
| |||
Перечень требуемых уровней компетентности и перечень текущих уровней компетентности
|
Определение различий в уровнях компетентности
|
Различия в уровнях компетентности |
Перечень различий в уровнях компетентности |
Поиск решений для сокращения различий в уровнях компетентности (4.2.6)
| |||
Перечень различий в уровнях компетентности
|
Идентификация и выбор обучения
|
Выбранное обучение |
Выбранное обучение в качестве решения |
Заявка на обучение (4.2.7)
| |||
Перечень требований, предъявляемых к компетентности.
Перечень различий в уровнях компетентности.
|
Документально оформленные цели обучения и ожидае- мые результаты обучения |
Заявка на обучение |
Документально оформленные заявки на обучение |
Результаты предшествующего обучения.
|
|
|
|
Запросы на проведение корректирующих действий
|
|
|
|
Входные данные
|
Процесс |
Выходные данные |
Записи |
Определение ограничений (4.3.2)
| |||
Законодательные и обязательные требования.
|
Идентификация ограничений |
Ограничения обучения |
Перечень ограничений |
Требования, установленные в политике организации.
|
|
|
|
Финансовые соображения.
|
|
|
|
Требования по срокам и графикам.
|
|
|
|
Ресурсы, необходимые для обучения, и наличие признанных поставщиков обучения.
|
|
|
|
Готовность, мотивация и способность отдельных лиц к обучению.
|
|
|
|
Другие факторы
|
|
|
|
Методы обучения и критерии их выбора (4.3.3)
| |||
Заявка на обучение.
Перечень ресурсов, ограничений и целей.
|
Идентификация методов обучения |
Методы обучения |
Перечень методов обучения |
Перечень возможных методов обучения.
|
|
|
|
Критерии выбора методов обучения
|
|
|
|
План обучения (4.3.4)
| |||
Цели и требования организации.
|
Определение плана обучения |
План обучения |
Документально оформленная спецификация плана обучения |
Заявка на обучение.
|
|||
Цели обучения.
|
|
|
|
Целевые группы обучающихся или целевой персонал.
|
|
|
|
Методы обучения и примерное содержание.
|
|
|
|
План-график требований.
|
|
|
|
Требования к ресурсам и финансовые требования.
|
|
|
|
Критерии оценки результатов обучения.
|
|
|
|
Процедуры мониторинга
|
|
|
|
Выбор поставщика обучения (4.3.5)
| |||
Письменная информация о потенциальном поставщике обучения.
Отчеты по оценке.
План обучения.
Идентифицированные ограничения
|
Выбор поставщиков обучения |
Идентифицированный поставщик обучения |
Соглашение или формальный договор, устанавливающий права собственности, роли и обязанности применительно к процессу обучения |
Входные данные |
Процесс |
Выходные данные
|
Записи |
||
Обеспечение поддержки (4.4.2)
| |||||
Поддержка подготовки процесса обучения (4.4.2.1)
| |||||
Заявка на обучение.
Перечень различий в уровнях компетентности
|
Предоставление краткой информации обучающему и обучающемуся |
Отчеты о предоставлении краткой информации |
Отчеты о предоставлении краткой информации по подготовке процесса обучения
|
||
Поддержка обучения (4.4.2.2)
| |||||
Инструменты, оборудование, документация, программное обеспечение и размещение.
|
Обеспечение поддержки в обучении обучающего и обучающегося |
Отчеты о поддержке обучения |
Отчеты о поддержке обучения |
||
Возможности для применения компетентности.
|
|
|
|
||
Возможности для обратной связи о выполнении заданий
|
|
|
|
||
Обеспечение завершения обучения (4.4.2.3)
| |||||
Отчеты о предоставлении краткой информации по подготовке процесса обучения.
|
Получение информации обратной связи от обучающего и обучающегося.
|
Отчеты об информации обратной связи |
Отчеты об информации обратной связи относительно обучения |
||
Отчеты о поддержке обучения |
Предоставление информации обратной связи руководству и персоналу организации, вовлеченному в процесс обучения
|
|
|
Входные данные
|
Процесс |
Выходные данные |
Записи |
Сбор данных и подготовка отчета по оценке обучения (4.5.2)
| |||
Заявка на обучение. |
Сбор данных и их оценка на основе установленных критериев.
|
Отчет по оценке |
Отчет по оценке. |
План обучения. |
Анализ собранных данных и интерпретация результатов, анализ бюджета, верификация достижения заданного уровня компетентности.
|
|
Зарегистрированные записи по обучению |
Зарегистрированные записи по проведенному обучению
|
Рекомендация корректирующих действий |
|
|
Входные данные
|
Процесс |
Выходные данные |
Записи |
Валидация процесса обучения (5.2)
| |||
Решение об инициировании процесса обучения.
|
Обеспечение объективных свидетельств результативности процесса обучения по удовлетворению требований организации в обучении посредством консультирования, наблюдения и сбора данных. |
Отчеты по мониторингу |
Отчеты по мониторингу. |
Перечни требуемых и существующих уровней компетентности.
|
|
|
Запросы на корректирующие и предупреждающие действия |
Перечень различий в уровнях компетентности.
|
|
|
|
Заявки на обучение.
План обучения.
Соглашение или формальный договор, устанавливающий права собственности, роли и обязанности применительно к процессу обучения.
|
Идентификация несоответствий в целях применения к ним корректирующих и предупреждающих действий |
|
|
Записи по проведенному обучению.
|
|||
Отчет по оценке
|
Обозначение ссылочного международного стандарта |
Обозначение и наименование
соответствующего национального стандарта
|
ИСО 9000:2005* |
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
|
ИСО 9004:2000 |
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности
|
* На территории Российской Федерации в настоящее время действует ГОСТ Р ИСО 9000-2001, идентичный ИСО 9000:2000.
|