СТО СМК 70.22.11 Стандартизация. Порядок создания, управления и применения стандартов

РАЗРАБОТАНвзамен СТО СМК 70.22.11 "Стандартизация. Порядок создания, управления и применения стандартов" (с изменениями №2) от 01.03.2011ДАТА ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ: «10» октября 2011 г.С изменениями № 1 от "25" ноября 2011 г.

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Данный Стандарт организации системы менеджмента качества (далее – СТО) устанавливает:

­ цели, задачи и принципы стандартизации;

­ структуру системы стандартизации;

­ общие правила проведения работ по стандартизации, порядок создания, управления и применения стандартов.

1.2. Требования данного СТО распространяются и обязательны для исполнения участниками системы стандартизации.

1.3. Данный СТО направлен на обеспечение гармонизации стандартов и присоединения всех организаций участников ИС в рамках существующих договорных отношений к действующим стандартам.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1. СТО разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

­ ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

­ Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"

­ ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

­ ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

­ ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

­ ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

­ ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

­ ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 Руководство по документированию системы менеджмента качества

2.2. При пользовании настоящим СТО целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, указанных в нем. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим СТО следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

3.1. Термины и определения:

3.1.1. гармонизация стандартов: Приведение содержания стандарта(ов) в соответствие с другим(и) стандартом(ами) для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах.

3.1.2. гармонизированные стандарты: Стандарты, которые приняты различными занимающимися стандартизацией органами, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и/или взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.

3.1.3. нормативный документ: Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

3.1.4. основополагающий стандарт: Стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области деятельности.

3.1.5. стандарт: Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

3.1.6. стандарт на процесс: Стандарт, устанавливающий требования, которым должен удовлетворять процесс, с тем чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению.

3.1.7. стандарт на термины и определения: Стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.

3.1.8. стандарт на услугу: Стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга или группа однородных услуг, с тем чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

3.1.9. стандартизация: Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

3.1.10. управление проектом: Область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели при балансировании между объемом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками в рамках некоторых проектов. Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие четкого заранее определенного плана, минимизации рисков и отклонений от него, эффективного управления изменениями (в отличие от процессного, функционального управления, управления уровнем услуг).

3.2. Сокращения:

БД – база данных.

ИС – информационная система.

ПО – программное обеспечение.

СТО – стандарт организации.

СТУ – стандартный типовой устав.

СТД – стандартный типовой договор.

СМК – система менеджмента качества.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Ответственность за выполнение требований данного СТО в процессе реализации проекта по созданию Стандарта несут:

­ Владелец стандартов;

­ Управляющий проектом по стандартизации;

­ Разработчик стандарта;

– Проверяющий по праву;

­ Проверяющий по налогам.

4.2. Контроль над соблюдением требований данного СТО осуществляет Управляющий проектом по стандартизации.

5. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Основные цели, задачи и принципы стандартизации

5.1.1. Стандартизация осуществляется в целях:

– формирования единого механизма технического регулирования в организациях участниках ИС;

– содействия выполнению требований технических регламентов, распространяющихся на область деятельности организаций участников ИС;

– обеспечения и повышения конкурентоспособности выпускаемой организациями участниками ИС продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг;

– рационального использования ресурсов, создания эффективной системы управления себестоимостью и финансовым результатом;

– технической и информационной совместимости, а также защиты информации.

5.1.2. Основными задачами стандартизации являются:

– гармонизация с международными и российскими стандартами, распространяющимися на области деятельности организаций участников ИС;

– обеспечение взаимосвязей организаций участников ИС в различных направлениях деятельности;

– создание информационных ресурсов (баз данных, классификаторов, справочников и пр.), содержащих полную, достоверную и актуальную информацию, необходимую для обеспечения деятельности всех организаций участников ИС;

– совершенствование действующей в организациях участниках ИС нормативной базы, пересмотр и гармонизация действующих и создание новых документов по стандартизации.

5.1.3. Создание стандартов организаций участников ИС должно быть основано на следующих принципах:

– обязательности выполнения установленных в стандартах требований всеми организациями участниками ИС, а также контрагентами, если в Уставе, договоре, контракте есть прямое указание на обязательность соблюдения стандартов;

– недопустимости установления в стандартах таких требований, которые противоречат действующим законодательным актам и нормативным документам;

– создание стандартов, максимально учитывающих интересы участвующих в процессе лиц;

– создание гармонизированных стандартов, т.е. стандартов, которые распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают однозначность требований и однозначность понимания требований организациями, состоящими между собой в договорных отношениях;

– четкость и ясность изложения стандартов, с тем, чтобы обеспечить однозначность понимания их требований;

– исключение дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному значению объекты стандартизации;

– недопустимости создания условиями стандарта препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

– обеспечения условий для предоставления информации по стандартам для всех заинтересованных лиц;

– создание стандартов на условиях свободного обсуждения проектов стандартов с представителями заинтересованных организаций (заказчиков продукции, пользователей услуг и работ).

Несоблюдение указанных принципов при разработке исключает дальнейшее утверждение стандарта.

5.2. Структура системы стандартизации

5.2.1. Участниками системы стандартизации являются:

Владелец стандартов: юридическое лицо, целью деятельности которого является максимальное извлечение прибыли от использования стандартов, поручившее Разработчику разработку проекта Стандарта, с целью получения исключительных прав на созданный Стандарт;

Управляющий проектом по стандартизации: юридическое лицо, которому Владелец стандартов поручает управление проектом создания Стандарта;

Разработчик стандартов: юридическое или физическое лицо, выполняющее работы по разработке проекта Стандарта по договору с Владельцем стандартов, обладающее соответствующей компетенцией, специальными знаниями и навыками в соответствующей области деятельности, необходимыми для разработки Стандарта;

Участники ИС: юридические и физические лица, присоединившиеся в порядке, предусмотренном статьей 428 ГК РФ к Соглашению о применении ЭП в информационной системе, и уполномоченные ими Владельцы сертификатов ключей подписи.

Проверяющий по праву: физическое лицо структурного подразделения консалтинговой организации, осуществляющей функции по разработке, проведению экспертизы договоров на соответствие требованиям действующего законодательства РФ и законным интересам организации, о которых было сообщено лицу проводящему правовую экспертизу (далее - правовая экспертиза) и иных правовых документов;

Проверяющий по налогам: физическое лицо структурного подразделения консалтинговой организации, осуществляющей функции по проверки форм первичных учетных документов и оценки налоговых рисков.

5.2.1.1. Общее руководство деятельностью Системы стандартизации осуществляет Управляющий проектом по стандартизации.

5.2.1.2. Общее руководство и решение финансовых вопросов, в том числе принятие решений по финансированию проектов по созданию стандартов, осуществляет Владелец стандартов.

5.2.1.3. Участники системы стандартизации в своей деятельности руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, техническими регламентами, нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сферах деятельности участников ИС, документами, принимаемыми федеральными органами исполнительной власти, техническими нормативными документами (ГОСТ, ГОСТ Р, СНиП, СП, РД, РДС и пр.), другими документами в области проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений, стандартами, утвержденными Владельцем стандартов в установленном порядке.

5.2.2. В зависимости от объекта стандартизации и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых к ним требований разрабатываются стандарты, устанавливающие требования по следующим направлениям:

­ IT-менеджмент;

­ инвестиционный менеджмент;

­ маркетинг;

­ правовой менеджмент;

­ риск-менеджмент;

­ стратегический менеджмент;

­ управление документацией;

­ управление качеством;

­ управление персоналом

­ управление продажами недвижимости;

­ управление проектами;

­ управление производством;

а) Генерация, передача энергии;

б) Оборудование, машины и механизмы;

в) Образовательные услуги;

г) Проектирование;

д) Прокат, аренда;

е) Строительный подряд;

ж) Управление закупками;

и) Услуги ЖКХ;

­ финансовый менеджмент.

5.2.3. К стандартам относятся:

а) стандарты организации (СТО), которые подразделяются на:

­ основополагающий стандарт;

­ стандарт на термины и определения;

­ стандарт на процесс (а именно процессы управления, обеспечения, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации продукции);

­ стандарт на услугу.

б) стандартный типовой договор (далее - СТД) - стандарт, разработанный применительно к определенным видам сделок организации, содержащий унифицированные, наиболее часто встречающиеся условия, согласованный и утвержденный в установленном порядке и используемый при подготовке договоров, применительно к конкретным обстоятельствам без внесения каких-либо изменений в утвержденную форму.

в) стандартный типовой устав (далее - СТУ) - стандарт, разработанный применительно к определенным видам и формам юридических лиц, согласованный и утвержденный в установленном порядке и используемый при подготовке Уставов, применительно к конкретным организациям без внесения каких-либо изменений в утвержденную форму, за исключением условий, возможность редактирования которых разрешена ("вариативные" условия);

г) методологическая инструкция (далее - МИ) - стандарт, содержащий подробную методику, способ осуществления процесса, операции, с помощью которой можно достичь соответствия требованиям СТО; требования МИ должны быть направлены на конкретного исполнителя по процессу, описанному в соответствующем СТО;

5.2.4. Стандарты разрабатываются, утверждаются и применяются в целях максимального упорядочения деятельности в направлениях, перечисленных в п. 5.2.2., а также для распространения и использования упорядоченных знаний, результатов деятельности и разработок, полученных организациями участниками ИС и пользователями стандартов.

5.2.5. В случае необходимости решения комплексных задач стандартизации могут разрабатываться комплексы стандартов, представляющие собой совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. В этом случае в наименовании стандарта указывают наименование комплекса стандартов, к которому относится стандарт.

5.2.6. Стандарты, утвержденные и одобренные в установленном порядке, могут использоваться организациями, не являющимися участниками системы стандартизации, только на основе соответствующих соглашений, договоров и контрактов с Владельцем стандартов.

5.3. Процессы создания и управления стандартами (в т.ч. СТД, СТУ, МИ)

5.3.1. Разработку основополагающих стандартов, стандартов на процессы управления и обеспечения осуществляет Разработчик в рамках заключенных договоров на разработку с Владельцем стандартов. Разработку стандартов на услуги, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации продукции осуществляет юридическое или физическое лицо в рамках договора на управление проектами с Владельцем стандартов (без заключения договоров на разработку).

5.3.2. Заказчиком разработки стандартов выступает Владелец стандартов. Функции Заказчика от имени Владельца стандартов выполняет Управляющий проектом по стандартизации.

5.3.3. Стандарты разрабатываются и создаются в ходе шестистадийного процесса:

­ стадия предложения;

­ стадия подготовки;

­ стадия проверки;

­ стадия обсуждения;

­ стадия одобрения;

­ стадия публикации.

Карта жизненного цикла создания стандарта приведена в Приложении А.

5.3.4.Если в начале работы над проектом стандарта уже имеется завершенный документ (оформленный в соответствии с требованиями МИ СМК 82.19.13 Инструкция по оформлению и изложению стандартов), стадия подготовки может быть опущена.

5.3.5. В процессе управления действующим стандартом возможны две стадии:

­ стадия пересмотра;

­ стадия отзыва (отмены).

5.4. Разрешение спорных вопросов

5.4.1. При возникновении спорных неразрешимых ситуаций на любой из стадий в процессе создания или управления стандартами, разрешение подобных ситуаций находится в компетенции Управляющего проектом по стандартизации. Любой участник системы стандартизации вправе обратиться за разрешением спорной ситуации к Управляющему проектом по стандартизации.

5.4.2. При отсутствии решения со стороны Управляющего проектом по стандартизации возможно обращение к Владельцу стандартов. Решение Владельца стандартов по спорному вопросу, оформленное протоколом, обязательно для исполнения всеми участниками системы стандартизации.

6. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА

6.1. Стадия предложения (организация разработки стандарта)

6.1.1. Основной формой планирования разработки стандартов является План-график финансирования разработки и изменений Стандартов (далее - План), формируемый ежегодно на следующий год в конце календарного года.

6.1.2. Корректировка Плана допускается по инициативе участников системы стандартизации.

6.1.2.1. Предложение о корректировке Плана направляется в адрес Управляющего проектом по стандартизации. В предложении должно быть указано:

­ сведения о Разработчике;

­ сроки разработки;

­ цель и назначение планируемого стандарта.

6.1.2.2. Управляющий проектом по стандартизации в течение 3 (трех) рабочих дней рассматривает предложение, при необходимости запрашивает информацию, и при отсутствии аналогичных разработок, направляет на согласование:

- Владельцу стандартов (с целью принятия решения по финансированию проекта по созданию стандарта);

­ предполагаемому Разработчику.

6.1.2.3.На основании положительных результатов согласования Управляющий проектом по стандартизации вносит изменения в План.

6.2. Стадия подготовки

В соответствии с заключенным договором по форме СТД СМК 241-2010 Договор подряда на разработку Стандарта (с изменениями №3) и в отведенные на разработку стандарта сроки ответственное лицо Разработчика должно подготовить и оформить проект стандарта в соответствии с требованиями МИ СМК 82.19.13 "Инструкция по оформлению и изложению стандартов". Подготовленный проект стандарта направляется для проведения проверки Управляющему проектом по стандартизации.

6.3. Стадия проверки

6.3.1. Управляющий проектом по стандартизации проводит проверку в срок не более 5 (пяти) рабочих дней.

Области проверки:

– гармонизация на предмет соответствия требованиям других действующих стандартов;

– терминологическая экспертиза в соответствии с СТО СМК 70.22.11 Стандартизация терминов и определений;

–оформление и содержание текста на предмет внутренних противоречий, наличие обязательных разделов и элементов текста (в соответствии с МИ СМК 82.19.13 "Инструкция по оформлению и изложению стандартов");

6.3.2. Параллельно с проверкой по п. 6.3.1 Управляющий проектом по стандартизации

направляет проект стандарта на проведение проверки следующими специалистами:

– проверяющий по праву (или его представителем) в целях проведения правовой экспертизы;

– проверяющий по налогам (или его представителем) в целях проверки форм первичных учетных документов и оценки налоговых рисков.

6.3.3. Специалисты, проводящие проверку, должны в срок не более 5 (пяти) рабочих дней с момента предоставления проекта (п.6.3.2.) разместить результаты проверки во вкладке «Проверка документа» карточки стандарта в БД «Стандарты» и направить в адрес Разработчика и Управляющего проектом по стандартизации уведомление о проведенной проверки

6.3.4. По результатам проверки Разработчик должен внести корректировки в проект стандарта в срок не более 7 (семи) рабочих дней.

6.3.5. С момента устранения всех замечаний Разработчиком и получения положительных виз по результатам согласования от лиц, проводивших проверки по пп. 6.3.1 и 6.3.2, Управляющий проектом по стандартизации направляет стандарт на стадию обсуждения.

6.4. Стадия обсуждения

6.4.1. Обсуждение стандарта происходит в срок, определяемый в зависимости от объема и сложности стандарта, но не менее 5 (пяти) рабочих дней. Обсуждение стандарта предполагает его чтение, рассмотрение и анализ установленных в нем норм и требований участниками системы стандартизации. При возникновении у участников системы стандартизации обоснованных замечаний, мнений, предложений, комментариев по подготовленному проекту стандарта, они должны быть зафиксированы в карточке стандарта в БД «Стандарты» в соответствующей вкладке "Разработка" либо "Изменение" и направлены Разработчику.

6.4.2. Для направления стандарта на стадию обсуждения Управляющий проектом по стандартизации должен разослать оповещение участникам системы стандартизации.

6.4.3. Разработчик должен в срок не более 7 (семи) рабочих дней с момента получения замечаний, мнений, предложений, комментариев отвечать участникам системы стандартизации.

6.4.4. По окончании обсуждения стандарта Разработчик вносит поправки в проект стандарта.

6.4.5. По инициативе Управляющего проектом по стандартизации, Владельца стандартов или Разработчика может быть организовано дополнительное обсуждение стандарта.

6.4.6. После внесения Разработчиком поправок Управляющий проектом по стандартизации направляет проект стандарта на стадию одобрения.

6.5. Стадия одобрения (согласование)

6.5.1. Стадия одобрения предполагает итоговое рассмотрение и цикл(ы) согласования подготовленного проекта стандарта. Длительность цикла согласования устанавливается в зависимости от сложности, вида и объема стандарта, не менее 2 (двух) и не более 5 (пяти) рабочих дней. Срок согласования может быть продлен по инициативе любого согласующего.

6.5.2. Согласующие лица (п.6.5.5.) в течение 1 (одного) рабочего дня с момента изменения информации о лицах, уполномоченных участвовать в согласовании стандарта, в письменной форме посредством ИС должны предоставлять и обновлять информацию (ФИО, должность) о лицах, уполномоченных участвовать в согласовании стандарта, Управляющему проектом по стандартизации. При отсутствии информации стандарт направляется на согласование лицам согласно п.6.5.5..

6.5.3. Любое согласующее лицо может внести изменения в список согласующих, дополнив его.

6.5.4. На листе согласования отражаются только лица, принимавшие участие на стадии "одобрения".

6.5.5. В список лиц, участвующих в одобрении СТО, СТД, СТУ включаются:

а) по всем направлениям стандартизации:

Список согласующих
Функции согласующих
Владелец стандартов Утверждение стандарта
Управляющий проектом по стандартизации Согласование стандарта на предмет соответствия целям стандартизации
Исполнительный орган консалтинговой организации, оказывающей услуги в области IT-менеджмента Согласование стандарта на предмет программной реализации
Исполнительный орган консалтинговой организации, оказывающей услуги в области финансового менеджмента, правового менеджмента, управления персоналом. Согласование стандарта на предмет экономических рисков

б) по отдельным направлениям стандартизации дополнительно включаются:

Направление стандартизации
Список согласующих
Функции согласующих
инвестиционный менеджмент Исполнительный орган управляющей компании, осуществляющая доверительное управление ПИФами Согласование стандарта на предмет соответствия целям доверительного управления ПИФами
маркетинг Исполнительный орган консалтинговой организации, оказывающей услуги в сфере маркетинга Согласование стандарта на предмет соответствия целям маркетинга
управление персоналом Руководитель структурного подразделения консалтинговой организации, оказывающей услуги в сфере управление персоналом Согласование стандарта на предмет соответствия целям управления персоналом
управление продажами недвижимости Исполнительный орган организации в сфере управления продажами недвижимости Согласование стандарта на предмет соответствия целям продажи недвижимости
управление проектами Исполнительный орган организации в сфере управление проектами Согласование стандарта на предмет соответствия целям управления проектами
управление производством Исполнительный орган организации в сфере управление производством Согласование стандарта на предмет соответствия целям управление производством

6.5.6. В список лиц, участвующих в одобрении МИ, включаются:

– Владелец стандартов;

– Управляющий проектом по стандартизации;

–Разработчик инструкции;

– лицо, ответственное за выполнение процесса, описанного в Инструкции.

6.5.7. Согласующие рассматривают проект стандарта в течение установленного срока. При визировании согласующий должен указать:

а) визу «Подписал» - при отсутствии замечаний, подтвердить согласие с проектом стандарта;

б) визу «Отказал» - при наличии замечаний или дополнений по проекту стандарта, при этом согласующий обязан указать обоснованную и аргументированную причину отказа, написать соответствующие комментарии и указать предлагаемый вариант;

в) в случае, если согласующий не рассмотрел Стандарт в установленный срок, то считается, что Стандарт им согласован, а отметка «Просрочил» считается положительной и означает визу «Подписал».

6.5.8. После окончания цикла согласования при наличии виз(ы) «Отказал» по проекту стандарта либо при наличии комментариев и дополнений при визе «Подписал» Управляющий проектом по стандартизации информирует Разработчика о результатах цикла согласования. Разработчик вносит корректировки в проект стандарта. В случае если какие-либо комментарии или замечания согласующего не принимаются Разработчиком и не вносятся в стандарт, Разработчик должен дать конструктивный, аргументированный, письменный ответ согласующему.

6.5.9. После внесения всех корректировок в проект стандарта Разработчиком Управляющий проектом по стандартизации направляет стандарт на повторный цикл согласования по п. 6.5.5, 6.5.6.

6.5.10. При повторных циклах согласования согласующим лицам не допускается указывать замечаний по проекту стандарта, которые не были указаны ими при предыдущем цикле согласования и не касаются исправленных или появившихся в результате доработки норм.

6.5.11. Стадия одобрения проводится до того момента, пока не будут проработаны и устранены все аргументированные замечания участвующих в цикле согласования лиц. Стандарт считается одобренным при наличии положительных виз и отсутствии замечаний.

6.5.12. Если в течение 2 (двух) циклов согласования имеется отказные визы по одному и тому же вопросу, при наличии аргументированных доводов по нему, то данные вопросы выносятся на обсуждение Управляющего проектом по стандартизации согласно п. 5.4.

6.5.13. Одобренный стандарт направляется Управляющим проектом по стандартизации на стадию публикации.

6.6. Стадия публикации

6.6.1. Публикация стандарта предполагает выполнение Управляющим проектом по стандартизации следующих действий:

– подготовку, тестирование и устранение ошибок в печатной форме в соответствии с МИ СМК 82.19.13 "Инструкция по созданию шаблонов и печатных форм стандартных типовых договоров" (только для СТД);

– присвоение стандарту статуса "Действующий";

– направление контрольного экземпляра стандарта на подписание в электронном виде средствами ЭП лицам указанным на листе согласования;

– размещение на dokipedia.ru;

– рассылка Управляющим проектом по стандартизации уведомления участникам системы стандартизации о переводе стандарта в действующий либо внесении изменений в текст стандарта.

7. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОПУБЛИКОВАННЫМ СТАНДАРТОМ (статус «Действующий»)

7.1. Внедрение и применение стандарта

7.1.1. Внедрение стандарта, опубликованного в соответствии с данным СТО, при необходимости осуществляют путем разработки и реализации плана мероприятий по внедрению стандарта.

7.1.2. Допускается проводить внедрение стандарта без разработки плана мероприятий, если не требуется проводить мероприятия, необходимые для внедрения стандарта.

7.1.3. В план мероприятий по внедрению стандарта, как правило, включают следующие работы:

­ разработку новых, изменение, пересмотр и/или отмену действующих стандартов, других нормативных и технических документов, которые противоречат утвержденному стандарту или дублируют его положения;

­ разработку и/или применение нового или модернизированного оборудования, систем и пр., используемых для соблюдения требований стандарта при изготовлении продукции и/или при выполнении иных процессов;

­ автоматизацию процессов, изменение технологических процессов, осуществление иных мероприятий, направленных на повышение качества продукции и услуг;

­ обучение, переобучение или повышение квалификации персонала путем проведения семинаров, технической учебы, стажировок и т.п.;

­ оказание методической помощи по применению стандарта;

­ контроль за соблюдением требований стандарта.

7.1.4. Разработка плана мероприятий осуществляется лицами, ответственными за исполнение требований стандарта. Проект плана мероприятий после его разработки должен быть согласован с Владельцем стандартов, Управляющим проектом по стандартизации и Разработчиком.

7.1.5. Стандарты, разработанные и опубликованные в соответствии с данным СТО, применяют для достижения целей стандартизации, установленных в п. 5.1, в соответствии с назначением данных стандартов и областью их применения, которые указаны в разделе 1 «Назначение и область применения» каждого стандарта.

7.1.6. Для сторонних организаций, не являющихся участниками системы стандартизации, выполнение требований стандартов, опубликованных в соответствии с данным СТО, может стать обязательным на основании соответствующих организационно-распорядительных документов этих организаций, соглашений с Владельцем стандартов или договоров (контрактов) со ссылками на эти стандарты.

7.2. Стадия пересмотра и внесения изменений в опубликованный стандарт

7.2.1. Необходимость пересмотра и внесения изменений в опубликованный действующий стандарт может быть вызвана:

­ изменением или улучшением процесса, фактической деятельности;

­ выявлением несоответствий требований стандарта фактической деятельности;

­ изменением, отменой или введением новых нормативных документов, распространяющихся на тот же объект стандартизации, требования к которому устанавливаются в стандарте;

­ в других обоснованных случаях по инициативе участников системы стандартизации.

7.2.2. Предложить внесение изменений в стандарт вправе любой участник системы стандартизации.

Предложение об изменении стандарта должно быть направлено на согласование любому из лиц, полномочных принимать решение о внесении изменений в стандарт, для принятия и подтверждения решения о внесении изменений. Решение о внесении изменений в стандарт вправе принять любое из нижеперечисленных лиц:

­ Владелец стандартов;

­ Управляющий проектом по стандартизации;

7.2.5. Согласованное решение на внесение изменений принимается в работу Управляющим проектом по стандартизации, который осуществляет действия по пунктам 6.3. - 6.6.

7.2.8. Если при внесении изменений в действующий стандарт обнаружится, что изменения, вносимые в него, занимают более 30% его объема, то стандарт подлежит переизданию. При переиздании стандарта ранее действовавшее его издание должно быть отменено, на отмененном стандарте на титульном листе делается запись со сведениями о введенном взамен стандарте, на последнем делается запись об отмененном стандарте.

7.3. Стадия отзыва (отмены) стандарта

7.3.1. Действующий стандарт может быть отозван и отменен в следующих случаях:

­ при утверждении и введении в действие другого стандарта взамен указанного, в том числе при включение всех положений указанного стандарта в другой стандарт;

­ при принятии и введении в действие в Российской Федерации национального стандарта, который полностью регулирует и распространяется на тот же объект стандартизации, описанный в указанном стандарте;

­ при полном прекращении выпуска продукции, проведения работ или оказания услуг, которые регулировались указанным стандартом;

­в других обоснованных случаях, при утрате указанным стандартом своей актуальности.

7.3.2. В случаях, указанных в п. 7.3.1 Разработчик или любой участник системы стандартизации должен направить мотивированное письмо с предложением об отзыве стандарта Управляющему проектом по стандартизации и Владельцу стандартов с указанием причин. Указанные лица проводят проверку обоснованности предлагаемого отзыва стандарта и принимают соответствующее решение.

7.3.3. При принятии решения об отзыве стандарта Управляющий проектом по стандартизации должен подготовить соответствующий проект организационно-распорядительного документа и представить его на рассмотрение и подписание Владельцу стандартов.

7.3.4. С даты отзыва стандарта Управляющий проектом по стандартизации присваивает ему статус «Отмененный».

8. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, ХРАНЕНИЕ И РАССЫЛКА

8.1. Решение о внесении изменений в данный СТО принимает Владелец стандартов по представлению Управляющего проектом по стандартизации и Разработчика. Внесение изменений в данный СТО производится в порядке, установленном в данном СТО.

8.2. Контрольный экземпляр СТО хранится в ИС в БД «Стандарты».

8.3. Данный СТО рассылается в электронном виде посредством ИС участникам системы стандартизации.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. Карта жизненного цикла создания стандарта

(справочное)