Документ [ /22/5/48/ ]: СП 35-117-2006 Дома-интернаты для детей-инвалидов

СП 35-117-2006 Дома-интернаты для детей-инвалидов

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН ФГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) и ЗАО "Архитектурное проектно-исследовательское объединение - Центр" (АПИО-Центр)

2 ВНЕСЕН Департаментом по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Российской Федерации

3 УТВЕРЖДЕН приказами генерального директора "АПИО-Центр" от 16 ноября 2004 г. N 5 и директора ФГУП "Институт общественных зданий" от 16 марта 2006 г.

4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации 12 апреля 2006 г. N 3447-СК/07

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Настоящий Свод правил выполнен по государственному контракту N 1110-14/02 от 24 ноября 2002 г. с Госстроем России.

Федеральная целевая программа "Дети-инвалиды" отражает общественные преобразования в нашей стране и направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, на создание условий для реализации психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов.

Социальные учреждения для детей-инвалидов, в числе которых дома-интернаты для детей-инвалидов, нуждаются в совершенствовании нормативной документации.

В данном Своде правил содержатся требования к однопрофильным и многопрофильным домам-интернатам для детей-инвалидов со специализированными отделениями и единым на здание блоком общественных помещений (медицинских, административных, бытовых, столовой).

Нормативной базой, регламентирующей мероприятия по решению домов-интернатов для детей-инвалидов, являются законодательные и нормативные документы, в числе которых:

Федеральная целевая программа "Дети-инвалиды" (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.97 г. N 1207);

Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РСФСР от 18 июля 1991 г. N 251/125 "О мерах по улучшению общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии";

Федеральный Закон N 32. Собрание законодательства Российской Федерации 1995 г., ст. 31 98 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

"Положение о детском доме-интернате для детей с физическими недостатками". Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 5 ноября 1980 г. N 122;

Постановление об утверждении "Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей"" Минтруда и социального развития РФ N 54 от 8 августа 2002 г.

- МГСН 4.02-94 "Дома-интернаты для детей-инвалидов"

- ВСН 62-91*/Госкомархитектура "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения". Разделы 1 и 2, 1994.

- Рекомендации по проектированию домов-интернатов для умственно отсталых детей. М., 1980.

В документе также учтены работы специалистов: канд. архит. Смывиной Л.А. (ФГУП "ИОЗ"); канд. архит. Тюричевой М.Н. (АПИО-Центр); канд. архит. Щетининой Н.Н. (ЦНИИЭП учебных зданий); канд. архит. Цытовича Г.Н. (ЦНИИЭП учебных зданий).

Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе:

научный руководитель - канд. архит. Л.А.Смывина (ФГУП "ИОЗ");

ответственные исполнители: канд. архит. Т.А.Исаева (ФГУП "ИОЗ") и д-р мед. наук, профессор Н.Ф.Дементьева (ФЦЭРИ), при участии: инж. Л.В.Сигачевой, инж. Н.И.Чернозубовой (ФГУП "ИОЗ"), компьютерная графика: канд.техн.наук В.Ф.Кротюка, инж. И.Р.Домрачевой (ФГУП "ИОЗ").

Научный редактор нормативного документа - канд. архит. A.M.Гарнец (ФГУП "ИОЗ").

1 Область применения

1.1 Положения Свода правил (далее - СП) распространяются на здания домов-интернатов (далее - учреждения) для стационарного проживания детей-инвалидов с сохранным интеллектом и физическими недостатками и умственно отсталых с различной степенью инвалидности. Определения учреждений даны в приложении А.

1.2 Требования Свода правил следует учитывать при проектировании новых объектов, реконструкции и модернизации существующего фонда, при решении функциональных зон помещений домов-интернатов различного назначения, при экспертизе проектов.

Настоящий СП предназначен также для применения органами архитектуры и градостроительства, социальной защиты населения, общественными организациями и фондами - собственниками объектов.

В случае реконструкции зданий для домов-интернатов следует учитывать кроме требований настоящего СП также требования нормативного документа по реконструкции СП 35-114.

2 Нормативные ссылки

В настоящем Своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:

СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"

СНиП 23-03-2003 "Защита от шума"

СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные"

СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение"

СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

СНиП 41-01-03 "Отопление, вентиляция и кондиционирование"

СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий"

СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения"

ГОСТ 11015-93 "Столы ученические. Типы и функциональные размеры"

ГОСТ 11016-93 "Стулья ученические. Типы и функциональные размеры"

СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения"

СП 35-114-2003 "Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей"

ПУЭ "Правила устройства электроустановок"

ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации"

НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования"

НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий"

СанПиН 2.4.1201-03 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"

СанПиН 2.4.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений"

ВСН 281-75 "Указание по проектированию систем автоматизации технологических процессов"

3 Общие положения

3.1 Здания учреждений домов-интернатов для детей-инвалидов рассчитаны на проживание различных возрастных групп детей:

- с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки, в возрасте от 3 до 16 лет в соответствии с таблицей Б.1 приложения Б;

- умственно отсталых в возрасте от 4 до 18 лет в соответствии с таблицей Б.2 приложения Б.

3.2 В учреждениях для детей-инвалидов следует предусматривать необходимый набор помещений - жилых, служебно-бытовых, хозяйственных, административных, медицинских; культурно-массовых и досугового назначения, создавать условия для обеспечения обстановки, максимально приближенной к домашней, сочетая ее с необходимым медицинским обслуживанием.

Структура учреждений и взаимосвязь помещений приведены на рисунке 1, состав и площади помещений приведены в таблицах Г.1-Г.7 приложения Г.

В учреждениях для детей-инвалидов могут быть запроектированы "дневные отделения" для круглосуточного пребывания детей на пять дней в неделю (при согласовании с органами социальной защиты с учетом устава учреждения).

3.3 Вместимость учреждений для детей-инвалидов рекомендуется принимать 100-200 мест в соответствии с таблицами В.1 и В.2 приложения В.

3.4 При проектировании домов-интернатов для детей-инвалидов следует учитывать требования строительных норм и правил применительно к зданиям общественного назначения согласно СНиП 2.08.02 и СНиП 35-01, а также следует соблюдать гигиенические требования к устройству и организации режима работы в домах-интернатах для детей-инвалидов в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278, СанПиН 2.4.1249.

3.5 В домах-интернатах для детей-инвалидов противопожарную защиту следует обеспечивать в соответствии с требованиями СНиП 21-01. По функциональной пожарной опасности интернаты относятся к классу Ф.1.1. согласно СНиП 21-01, п.5.21*.

3.6 Оптимальная этажность домов-интернатов для детей-инвалидов рекомендуется 1-2 этажа.

При числе этажей более двух учреждения для детей-инвалидов должны быть оборудованы лифтами (по расчету), в том числе и кроватными. Количество лифтов в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование.

В интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать кроме лифтов и пандусы. Уклон пандуса на путях передвижения инвалидов на колясках внутри и снаружи здания следует принимать не более 1:12 согласно СНиП 2.08.02, п.1.94.

3.7 В зависимости от возраста и тяжести заболевания принцип размещения групп детей по этажам должен подчиняться следующим правилам:

- лежачие, обездвиженные дети размещаются не выше первого этажа;

- дети до 6 лет - не выше второго этажа.

В учреждении для детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата расчетное число колясочников в отделении следует принимать 20-30% вместимости отделения. В отделении для умственно отсталых детей, передвигающихся с трудом, число колясочников рекомендуется принимать 2-3% вместимости отделения. Общее количество колясочников следует уточнять при составлении задания на проектирование.

3.8 Жилая площадь в домах-интернатах для детей-инвалидов принимается 4 м/место для дошкольных групп и 6 м/место для остальных групп согласно таблицам Г.1 и Г.2 приложения Г.

3.9 Высоту помещений учреждения для детей-инвалидов следует принимать согласно СНиП 31-01 (высота жилых помещений от пола до потолка не менее 2,5 м. Для климатических районов 1А, 1Б, 1Г, 1Д, IIА - не менее 2,7 м), высоту общественных помещений, кроме помещений столовой, допускается принимать равной высоте жилых помещений. Высоту помещения столовой следует принимать не менее 3 м согласно СНиП 2.08.02.

3.10 Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта следует принимать с учетом требований СанПиН 2.4.1249, СНиП 23-05 и таблицы 1.

Помещения


Ориентация помещений




севернее 45° СШ


южнее 45° СШ




оптимальная


допустимая


оптимальная


допустимая


Групповые комнаты дневного пребывания


Ю, ЮВ, В


На ЮЗ не более 25% комнат


Ю, ЮВ


Любая, кроме С, СЗ, З


Спальные комнаты


Любая, кроме северной части горизонта от 310° до 50°


Классы


ЮВ


На ЮЗ, З не более 25% классов


Ю, ЮВ


Любая, кроме ЮЗ, З


Палаты изолятора и карантинного отделения


Ю, ЮВ


На ЮЗ не более 50% коек отделения


Ю, ЮВ


Любая, кроме С, СЗ, 3


Палаты для лежачих


Ю, ЮВ, В


На 3, СЗ и СВ не более 10% коек отделения


Ю, ЮВ


На СЗ не более 10%


Учебно-производственные


Ю, ЮВ, В


На ЮЗ не более 25% помещений


Ю, ЮВ, В


Любые, кроме З, ЮЗ


Кабинеты врачей, процедурные, комнаты сестер, лечебные помещения, комнаты персонала


Без ограничения


Примечания

1 В классе для занятий ориентация указана для основного света слева.

2 При расположении окон в противоположных стенах помещения ориентация не нормируется.



3.11 Необходимость мероприятий по решению учреждений гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

Требования к интерьеру и размерам внутреннего пространства

3.12 Организация внутреннего и внешнего пространства, учитывающая особенности детей-инвалидов, проектируется исходя из обязательных минимально допустимых параметров комфортного проживания в соответствии с таблицами Б.1-Б.2; В.1-В.2; Г.1-Г.8 приложений Б-Г, рисунком 2.

3.13 Оборудование помещений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с антропологическими и эргонометрическими данными детей, имеющих различные нарушения физического и умственного развития, в соответствии с рисунком 2. Параметры помещений для детей с физическими недостатками (нарушением зрения, слуха, речи) принимаются такими же, как и для помещений, рассчитанных на здоровых детей, в этом случае площадь тела в плане равна 0,1 м (в летней одежде).

Для слепых детей (с остротой зрения 0-0,05), которые используют ориентировочную трость для передвижения в окружающем пространстве, среднюю площадь тела в плане следует принимать 0,4 м.

Для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей, аномальных детей площадь тела ребенка, занимаемая в плане, составляет:

- без использования дополнительных опор - 0,25 м;

- с одной дополнительной опорой - 0,2 м;

- с двумя дополнительными опорами - 0,3 м (по данным д-ра архит., проф. В.К.Степанова).

На основе антропологических и эргонометрических данных детей-инвалидов жилые помещения следует принимать не менее, м:

- спальные комнаты для детей-инвалидов с физическими недостатками - 4,0; для слепых (с остротой зрения 0-0,05) - 4,5;

- спальные комнаты для детей-инвалидов лежачих - 6,0;

- комнаты дневного пребывания - 3;

- классные комнаты в жилых ячейках - 2,5.

3.14 В составе жилой ячейки для детей с физическими недостатками, для старшеклассников следует предусматривать дополнительно комнаты для индивидуальных занятий площадью на 1 воспитанника не менее 1,5 м/место, а для детей-инвалидов с последствиями полиомиелита и церебральных параличей - не менее 1,8 м/место.

3.15 При проектировании помещений рекомендуется пользоваться габаритными схемами, приведенными на рисунках 3-11.

4 Планировка участка

4.1 Дома-интернаты для детей-инвалидов следует размещать на обособленных участках в озелененных районах селитебной территории, вблизи подъездных дорог, действующих инженерных коммуникаций в пределах радиуса обслуживания пожарного депо, на расстоянии не менее 3000 м от промышленных предприятий, улиц и дорог с интенсивным движением транспорта и железнодорожных путей, а также других источников повышенного шума, загрязнения воздуха и почвы.

4.2 Площадь земельного участка учреждений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с таблицами В.1 и В.2 приложения В.

При строительстве нового здания дома-интерната для детей-инвалидов в районах с затесненной застройкой площадь земельного участка может быть уменьшена, но не более чем на 20%.

4.3 На участке следует разграничивать его территорию для площадок групп детей с сохранным интеллектом и детей умственно отсталых с учетом использования различными группами соответствующих функциональных зон организованных площадок на одну группу или общую на 2-3 группы:

- учебно-производственной зоны (садово-ягодные участки);

- зоны отдыха (площадки для встречи с родителями, площадки, оборудованные скамейками и столами, цветниками, прогулочные дорожки, лужайки для игр);

- хозяйственной зоны (гараж, овощехранилище, котельная, мусоросборник, склад).

Площадь участка и состав площадок для различных групп следует принимать в соответствии с таблицами В.1 и В.2 приложения В и СНиП 2.07.01 (таблица 7).

4.4 На территории участка следует предусматривать два самостоятельных въезда, один из въездов должен быть хозяйственным. При въезде на участок необходимо предусматривать стоянку легковых машин на 3-5 машин (25 м на место).

4.5 Озеленение участка следует принимать не менее 40% площади участка.

4.6 Участок здания учреждения для детей-инвалидов необходимо ограждать оградой высотой 2 м с запирающимися калиткой и воротами.

4.7 Здания домов-интернатов следует размещать в пределах радиуса обслуживания пожарного депо.

4.8 При проектировании протяженных (блокированных) зданий должны быть предусмотрены сквозные проезды шириной в свету не менее 4,25 м.

Степень огнестойкости домов-интернатов для детей-инвалидов должна быть не ниже II степени огнестойкости.

5 Объемно-планировочные решения

5.1 Учреждения для детей-инвалидов с сохранным интеллектом, а также учреждения для детей умственно отсталых формируются из жилых отделений, жилых групп и жилых ячеек, помещений медицинского, хозяйственного и бытового назначения. При проектировании рекомендуется предусматривать вариант решения учреждения (многопрофильных) с интеграцией жилых отделений для детей с сохранным интеллектом и для умственно отсталых детей при четком разграничении отделений. Планировку здания необходимо решать исходя из функциональной структуры учреждения и с учетом СП 35-101, с единым блоком медицинских, административных, хозяйственных, культурно-массовых помещений и столовой. Схема планировки здания для детей-инвалидов представлена на рисунках 3-5. Состав и площадь помещений следует принимать в соответствии с таблицами Г.3-Г.7 приложения Г.

5.2 В состав домов-интернатов для детей-инвалидов входят следующие основные группы помещений:

- приемно-карантинное отделение;

- жилые отделения для умственно отсталых детей;

- жилые отделения для детей с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки;

- общественные помещения:

- учебно-производственные;

- зальные;

- медицинские и сенсорные;

- культурно-массовые и досуговые помещения;

- помещения проживания персонала (при загородном размещении дома-интерната для детей-инвалидов).

5.3 Все основные группы помещений учреждений для детей-инвалидов должны быть, как правило, функционально изолированы и взаимосвязаны через коммуникационные пространства. На практике обеспечить всем группам помещений необходимую изоляцию достаточно сложно. Поэтому допускаются некоторые группы помещений, кроме жилых, предусматривать проходными.

Функционально-планировочную организацию домов-интернатов для детей-инвалидов желательно проектировать с обособленными жилыми отделениями, которые рекомендуется соединять с блоком общественных помещений короткими (6 м) теплыми переходами, как показано на рисунке 5.

Приемно-карантинное отделение с изолятором

5.4 Приемно-карантинное отделение следует проектировать с отдельным самостоятельным выходом на участок. Приемное отделение должно иметь непосредственную связь с карантинным отделением.

Площадь на одно приемно-смотровое место представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Приемное отделение

Помещения


Площадь, м


Вестибюль-ожидальная


12


Уборная при вестибюле (с электрополотенцесушителем при шлюзе)


3


Приемно-смотровая


16


Санпропускник-раздевальная


6


Ванна с комнатой для одевания


12


Место для хранения каталок


6


Комната для временного хранения вещей поступающих


4


Комната для хранения мягкого инвентаря


4


ИТОГО:


63


В карантинном отделении количество мест ориентировочно принимается 3% общего числа детей-инвалидов в доме-интернате.

5.5 Окна в карантинном отделении следует проектировать из небьющегося стекла. Высота подоконника проектируется не менее 0,9 м от уровня пола. На окнах необходимо предусмотреть фрамуги или форточки, высоту размещения затворов фрамуг и форточек следует принимать от уровня пола 2,0-2,2 м.

Жилые ячейки

5.6 Жилые ячейки для детей-инвалидов с физическими недостатками, но с сохранным интеллектом следует дифференцировать в зависимости от возраста и степени инвалидности в соответствии с таблицей Г.1 приложения Г и рисунком 6:

- для дошкольников - тип 1а;

- для подростков и старшеклассников - тип 1б;

- для лежачих, обездвиженных детей - тип 1в.

5.7 Жилую ячейку тип 1а следует предусматривать для детей-инвалидов в возрасте 3-7 лет. Жилая ячейка должна включать жилые комнаты на 4-6 человек, буфетную, комнату для игр, раздевальную, комнату воспитателя и санитарно-гигиенические помещения в соответствии с рисунками 5 и 7.

5.8 Жилую ячейку тип 1б следует предусматривать для детей-инвалидов подросткового возраста, подготовительной группы к общеобразовательным школьным занятиям в возрасте 6-7 лет и группы детей профессионального обучения 8-16 лет.

В жилой ячейке должны быть жилые комнаты на 2-3-4 человека, которые представлены на рисунках 6 и 8.

В составе жилой ячейки 1б следует предусматривать классы для обучающихся детей, состав и площади которых представлены в таблице Г.3 приложения Г.

Помещения жилой ячейки для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата следует проектировать с учетом функциональных зон, обеспечивающих подъезд ребенка-инвалида в кресле-коляске к любой точке помещения, зону размещения кресла-коляски следует принимать шириной - 0,9 м и длиной - 1,5 м.

5.9 Жилая ячейка тип 1в предусматривается для лежачих детей, имеющих физические недостатки, не способных к передвижению, физически обездвиженных. Жилые комнаты следует рассчитывать на возрастные группы от 3 до 7 лет и от 8 до 16 лет. Вместимость жилых комнат следует проектировать на 6-8 человек.

Для удобства наблюдения за проживающими в жилых ячейках типа 1в шлюз-передняя не предусматривается. В ванной комнате следует предусмотреть зону для мытья клеенок. Состав и площади помещений жилой ячейки 1в представлены в таблице Г.1 приложения Г и на рисунке 10.

5.10 Жилые ячейки для умственно отсталых детей следует дифференцировать в зависимости от возраста и степени инвалидности по таблице Г.2 приложения Г и рисунку 9:

- для младшей группы - тип 2а;

- для средней и старших групп - тип 2б;

- для лежачих детей-инвалидов - тип 2в.

5.11 Жилую ячейку тип 2а следует предусматривать для детей младших групп в возрасте 4-8 лет с нарушенным интеллектом. В жилых ячейках тип 2а следует предусматривать: комнату воспитателя, игровую-столовую, жилые комнаты на 4-6 чел. Схема планировки жилой ячейки 2а представлена на рисунках 7, 10. Состав и площади помещений жилой ячейки 2а представлены в таблице Г.2 приложения Г.

5.12 Жилая ячейка тип 2б рассчитывается для детей в возрасте 8-12 лет и 12-18 лет, свободно или с трудом передвигающихся, способных к обучению. Жилые комнаты принимаются вместимостью на 2-3-4 чел. Схема планировки жилой ячейки представлена на рисунках 8 и 9. Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2б принимаются согласно таблице Г.2 приложения Г.

5.13 В составе помещений жилой ячейки типа 2б для умственно отсталых детей 8-12 лет следует предусматривать учебные помещения (классы) исходя из подготовительной работы с ребенком по овладению им трудовыми навыками для дальнейшего обучения в учебно-производственных мастерских.

5.14 Жилую ячейку тип 2в следует предусматривать для детей-инвалидов умственно отсталых, не способных к передвижению, обездвиженных, лежачих. Она состоит из жилых комнат на 6-8 чел., при которых размещаются ванна с зоной для мытья клеенок, буфетная и кладовые для уборочного инвентаря и хозяйственные встроенные шкафы. В жилой ячейке типа 2в возможно размещение двух спален, вариант такого решения представлен на рисунках 9 и 10.

Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2в представлены в таблице Г.2 приложения Г.

5.15 Раздевальные помещения для жилых ячеек типов 2а и 2б следует оборудовать встроенными шкафами с подсушкой одежды и обуви.

В спальных помещениях жилых ячеек следует предусматривать встроенные шкафы для хранения запаса чистого белья и спальных принадлежностей (0,15 м/чел.). Схемы решения жилых ячеек типа 2 представлены на рисунке 9.

5.16 На каждые две жилые ячейки обучаемых детей-инвалидов рекомендуется устраивать одну неотапливаемую веранду площадью 1 м/чел.

Учебные помещения

5.17 Для занятий обучаемых умственно отсталых детей, подготовительных групп трудового обучения (для среднего и старшего возраста детей) могут использоваться также комнаты трудотерапии, планировочная схема которых представлена на рисунке 11.

5.18 Учебная группа помещений для 1-го класса состоит из помещений для индивидуальных занятий и комнаты для игр, выполняющей функцию рекреационного помещения для отдыха во время занятий. Площади помещений приведены в таблицах Г.1 и Г.2 приложения Г.

5.19 Учебная группа помещений для воспитанников II-IV классов состоит из классных комнат, мастерских для трудового обучения, рекреаций и санитарных узлов, площади которых представлены в таблице Г.3 приложения Г.

5.20 Учебная группа помещений для средних и старших классов состоит из учебных классов, кабинетов лабораторий, лаборантских при них, рекреационных помещений и санитарных узлов.

Учебные кабинеты и лаборатории для средних и старших классов могут быть использованы для кружковых и индивидуальных занятий в неурочное время.

5.21 Лаборантские предусматриваются при каждом кабинете, а при лабораториях - по каждому предмету (химии, физике, биологии). Лаборантские являются местом для размещения отраслевой библиотеки, информационно-пленочных материалов, частичного хранения средств обучения, наглядных пособий. Состав помещений учебной и профессиональной подготовки для детей с сохранным интеллектом представлен в таблице Г.3 приложения Г.

5.22 Рекреационные помещения проектируются из расчета не менее 1 м на одного учащегося с учетом их универсального использования для занятий кружков, секций, игр (в том числе настольного тенниса).

5.23 Площадь класса принимается из расчета 2 м на человека. Классы оборудуются одноместными столами для детей, доской школьного типа, однотумбовым столом для воспитателя, шкафами для хранения наглядных пособий и тетрадей.

5.24 В классах необходимо предусмотреть сквозное или угловое проветривание, которое допускается осуществлять через рекреационное помещение или коридор.

Площадь застекленной поверхности окон в классах составляет 1/5-1/6 площади пола; 50% окон следует устраивать с фрамугами или форточками. На столы обучающихся детей свет должен падать слева.

5.25 Учебные кабинеты для детей средней имбецильности (ручного труда, домоводства, агротехники и т.п.) должны состоять из двух помещений: собственно помещения для занятий и комнаты для хранения инструмента и запасного материала.

Учебно-производственные мастерские

5.26 Для производственной практики обучающихся предусматриваются учебно-производственные мастерские (УПМ). Учебно-производственные мастерские следует проектировать раздельно для детей-инвалидов с сохранным интеллектом в возрасте 8-16 лет и для умственно отсталых детей в возрасте 12-18 лет. Состав и площади помещений представлены в таблице Г.3 приложения Г.

5.27 Для детей с сохранным интеллектом учебно-производственные мастерские (далее - УПМ) профессиональной подготовки включают учебные классы, учебные кабинеты, мастерские. Взаимосвязь учебно-производственных помещений профессиональной подготовки должна осуществляться через коридоры и рекреации при обеспечении изолированности всех учебных кабинетов и мастерских.

Площадь учебных помещений рассчитывается для воспитанников I-IV классов 1,7 м/место; V-IX (или V-XI) классов - 2,2 м/место.

5.28 Для самостоятельно передвигающихся умственно отсталых детей помещения УПМ принимаются из расчета от 3 до 8 м/место.

5.29 Высоту помещений для учебно-производственных мастерских рекомендуется принимать 4,2 м.

5.30 При УПМ на каждую мастерскую площадью 90 м предусматриваются: комната организатора работ (8 м), склады заготовок (12 м); складские помещения должны быть связаны с мастерскими.

5.31 Учебно-производственные мастерские детского дома-интерната для обучаемых умственно отсталых детей состоят из классов, кабинета домоводства, производственных мастерских, кабинета заведующего учебной частью, методического кабинета в соответствии с таблицей Г.3 приложения Г.

5.32 В домах-интернатах для обучаемых умственно отсталых детей старшей группы в целях осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии необходимо создание лечебно-трудовых мастерских (далее - ЛТМ), таблица Г.3, п.31 приложения Г.

Для детей-инвалидов 16-18 лет следует проектировать ЛТМ, предусматривающие профессии почтальона - оператора электронной почты, переплетчика и др. Выбор профиля мастерских уточняется заданием на проектирование в зависимости от контингента детей, а также конкретных условий и возможностей места строительства.

5.33 Площадь помещений мастерских определяется из условий размещения станочного оборудования, стола инструктора и рабочих мест обучаемых. При этом следует учитывать, что расстояние между рядами (проход вдоль мастерской) должно быть не менее 90 см.

5.34 В мастерских для детей-инвалидов ширина основного прохода - 1,5 м, расстояние между столами в ряду, предназначенными для детей-инвалидов, должно быть не менее 1,5 м в соответствии с рисунком 11.

5.35 Лечебно-трудовые мастерские следует предусматривать для детей-инвалидов старших групп - воспитанников с сохранным интеллектом и нарушенным интеллектом, способных к частичному самообслуживанию. Вместимость и профиль лечебно-трудовых мастерских следует определять заданием на проектирование и в соответствии с таблицей Г.3 приложения Г.

Медицинские помещения

5.36 Медицинские помещения предназначаются для лечебных и коррекционно-оздоровительных мероприятий. Их следует проектировать общими на весь дом-интернат для детей-инвалидов.

Общие на здание медицинские помещения домов-интернатов для детей-инвалидов состоят из кабинетов врачей, врачей-консультантов, кабинета медсестры, физиотерапевтического кабинета, общеклинической лаборатории, аптеки, кабинета ЛФК, сенсорной и позиционирующей комнат. Состав и площади помещений представлены в таблице Г.4 приложения Г.

При планировке лечебных помещений следует учитывать, что умственно отсталые дети на процедуры приходят группами до 15 чел. в сопровождении персонала, процедуры происходят в открытых просматриваемых помещениях, залах. Применение закрытых кабин запрещается.

Служебно-бытовые помещения

5.37 В состав служебно-бытовых помещений входят следующие помещения: вестибюль 0,5 м/место с гардеробом и санузлом, комната для посетителей, помещение инженерно-технического персонала, комната отдыха персонала, кабинет директора, заместителя директора по хозяйственной части, бытовые помещения персонала с комнатой отдыха, кладовые сезонной одежды и обуви, мебели и инвентаря, комната бухгалтерии, архив, парикмахерская, мастерская текущего ремонта оборудования и инвентаря (36 м), хозяйственный склад (36 м), радиоузел, АТС, прачечная-постирочная с группой помещений, площади которых следует принимать по таблице Г.5 приложения Г.

5.38 Прачечную-постирочную следует проектировать из расчета ее работы в две смены производительностью 1 кг белья в сутки на одно место для отделений детей, имеющих отклонение в развитии (с сохранным интеллектом и умственно отсталых); 2 кг белья в сутки на одно место для лежачих детей, имеющих отклонение в развитии.

5.39 В состав прачечной-постирочной входят: помещение для сортировки грязного белья с постирочной, дезинфицирующее отделение, помещение для хранения дезинфекционных средств и приготовления растворов, центральная бельевая; комната для хранения одежды, предназначенной на списание, помещения для персонала в соответствии с таблицей Г.5 приложения Г.

Помещения общественного питания

5.40 В домах-интернатах для детей-инвалидов предусматриваются помещения питания:

- буфетная с мойкой на жилую ячейку, в которую из производственных помещений кухни-столовой для категории детей, передвигающихся с трудом, лежачих питание доставляется в бочках и термосах в помещение буфетной жилой ячейки. Питание происходит в жилой комнате. В жилых ячейках для обездвиженных детей помимо буфетных проектируются шкафы для хозяйственных принадлежностей и место для тары, площадь которых следует принимать в соответствии с таблицами Г.1 и Г.2 приложения Г;

- столовая с обеденным залом (пищеблок), рассчитанная в целом на учреждение. Столовая работает на сырье. Обеденный зал проектируется на детей самостоятельно передвигающихся. Состав и площади столовой и обеденного зала следует принимать в соответствии с таблицей Г.6 приложения Г, справочным пособием к СНиП "Проектирование общественного питания" и СанПиН 2.4.1201.

5.41 Площадь обеденного зала столовой следует принимать для детей-инвалидов младших групп 1,4 м/место, для детей-инвалидов средних и старших групп - 2,4 м/место. При количестве более 150 мест следует предусматривать несколько залов (два-три). Рядом с обеденным залом для персонала рекомендуется предусматривать обеденный зал площадью не менее 14-16 м.

Зальные помещения

5.42 Зальные помещения следует предусматривать для детей с сохранным интеллектом и умственно отсталых обучаемых детей-инвалидов. Зальные помещения включают спортивный и актовый залы, фойе. Состав и площади зальных помещений представлены в таблице Г.7 приложения Г.

5.43 Площадь актового зала проектируется из расчета размещения в нем 75% воспитанников при 0,8 м площади на одно место в соответствии с таблицей Г.7 приложения Г.

Помещения культурно-массового и досугового назначения

5.44 Состав и площади помещений культурно-массового назначения рекомендуется проектировать в соответствии с таблицей Г.7 приложения Г.

5.45 Для детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении координации движения, проектируется зал ритмики (занятия под музыку) площадью из расчета 5 м на воспитанника.

5.46 Площади кинопроекционной радиоузла следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02.

5.47 В доме-интернате для детей-инвалидов рекомендуется проектировать библиотеку, включающую читальный зал, - 2,5 м/место, книгохранилище площадью не менее 18 м и информационно-справочную комнату площадью не менее 12 м. Количество мест в читальном зале рекомендуется принимать 10% вместимости дома-интерната.

6 Инженерное оборудование

Водоснабжение и канализация

6.1 В домах-интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки, проектируемые в соответствии со СНиП 2.04.01 и СНиП 2.08.02.

6.2 На сети хозяйственно-питьевого водопровода следует предусматривать отдельный кран для присоединения шланга (рукава) в целях возможности его использования в качестве первичного устройства в жилых ячейках пожаротушения на ранней стадии.

Шланг должен обеспечивать возможность подачи воды в любую точку жилой ячейки с учетом длины струи 3 м, быть длиной не менее 15 м, диаметром 19 мм и оборудован распылителем.

6.3 В кранах умывальников и душевых жилых ячеек следует устанавливать термостатические регуляторы, исключающие подачу горячей воды температурой более 50 °С.

6.4 Нагревательные приборы в помещениях для пребывания детей должны иметь ограждения, обеспечивающие нормальную конвекцию воздуха и удобства чистки приборов.

6.5 В районах без централизованных инженерных сетей допускается в одно-двухэтажных зданиях домов-интернатов на 50 мест проектировать неканализованные уборные (люфт-клозеты), предусматриваемые в жилых ячейках в пределах отапливаемой части здания в соответствии со СНиП 2.08.02, п.3.51.

Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

6.6 В домах-интернатах следует предусматривать отопление, вентиляцию с естественным побуждением согласно СНиП 41-01.

Расчетные параметры воздуха и кратность воздухообмена в помещениях следует принимать с учетом данных таблицы Г.8 приложения Г.

Необходимость устройства кондиционирования воздуха устанавливается соответствующими документами.

6.7 Для помещений с нормируемой вытяжкой компенсацию удаляемого воздуха следует предусматривать как за счет поступления наружного воздуха, так и за счет перетекания воздуха из других помещений жилой ячейки.

Вытяжную вентиляцию жилых комнат, жилых ячеек следует предусматривать через вытяжные каналы кухонь, уборных, ванных, сушильных шкафов.

Если метеорологические условия и чистота воздуха не могут быть обеспечены вентиляцией с естественным побуждением, следует предусматривать вентиляцию с механическим побуждением притока и удаления воздуха или комбинированную вентиляцию с естественным притоком и удаление воздуха через вентиляционные каналы с частичным использованием механического побуждения согласно СНиП 41-01, п.7.1.2.

6.8 Систему вентиляции следует предусматривать с раздельными вентиляционными коробами для каждой из жилых групп, размещенных в пределах одного пожарного отсека, согласно СНиП 41-01.

На воздуховодах систем общеобменной вентиляции необходимо предусматривать противопожарные клапаны, воздушные затворы, место и расположение которых принимаются по СНиП 41-01, п.7.11.1.

Электротехнические устройства

6.11 В домах-интернатах следует предусматривать электроосвещение, силовое электрооборудование, телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны и звуковую сигнализацию. Диспетчеризацию систем инженерного оборудования следует предусматривать в проектах застройки микрорайона.

Внутридомовые, внутри жилых ячеек и жилых отделений электрические сети должны оборудоваться устройствами защитного отключения согласно ПУЭ и СанПиН 2.4.1201.

6.12 В домах-интернатах установку штепсельных розеток рекомендуется предусматривать в следующих помещениях: комнате коррекции, раздевальных, медицинской комнате, приемной изолятора, процедурном кабинете, кабинете заведующего, комнатах персонала, завхоза, в комнатах психологической разгрузки, в помещениях для физкультурных занятий, в общем рекреационном пространстве. В групповой, зале гимнастических занятий, в классах для использования технических средств обучения предусматриваются по две штепсельные розетки, в компьютерных классах - по числу устанавливаемых компьютеров.

6.13 Штепсельные розетки и выключатели для общего освещения должны находиться на высоте 1,8 м от уровня пола.

6.14 В комнатах коррекции для детей с нарушением зрения количество розеток следует предусматривать в соответствии с размещаемым оборудованием (как правило, по четыре двойные штепсельные розетки). Высота размещения - 1 м от уровня пола.

6.15 В зданиях учреждений необходимо предусматривать прямую телефонную связь помещения поста старшей медсестры с ближайшей пожарной частью.

Двусторонняя селекторная связь предусматривается между кабинетом заведующего со следующими помещениями: групповыми, медицинской комнатой, пищеблоком, комнатой завхоза, комнатой охранника, вахтера и комнатой кастелянши.

6.16 Проектирование систем автоматизации помещений административного и медицинского обслуживания следует выполнять в соответствии с ВСН 281, а также НПБ-104 и НПБ-110.

Иллюстрации

СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОМЕЩЕНИЙ


1











1 - жилые группы для детей-инвалидов с физическими недостатками, с сохранным интеллектом; 2 - жилые группы для лежачих детей-инвалидов с сохранным интеллектом; 3 - жилые группы для детей-инвалидов умственно отсталых, способных к обучению; 4 - жилые группы для детей-инвалидов умственно отсталых, не способных к обучению; 5 - жилые группы для лежачих детей-инвалидов умственно отсталых


АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ


2




Антропологические данные детей и высота рабочей мебели в зависимости от роста учащихся








Обозначение габаритов

Рост учащихся, см








до 130


131-145


146-160


161-175


свыше 175






Н


123,5


138


153,7


168,8


179,5






Н


112


128


143,5


158


169






Н


88


98


109


120


128






Н


140


160


180


200


220






В


32,6


35,4


39


43,2


44,8






В


123


138


153


169


179






В


16,5


17,5


19


21,4


22






В


50,6


53,6


58


62


62,5






Н*


32


36


40


44


48






Н**


54


60


66


72


78






Н***


55(75)


60(85)


70(95)


80(105)


-






В


50


50


50


50


50






_____________
* В соответствии с ГОСТ 11016-93.

** В соответствии с ГОСТ 11015-93.

*** Дана высота верстака столярного, в скобках - слесарного.








СХЕМА ДОМА-ИНТЕРНАТА С ЛТМ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ


3









1 - вестибюль; приемно-карантинное отделение; 2 - жилая ячейка типа 1а; 3 - жилая ячейка типа 1б; 4 - жилая ячейка типа 1в; 5 - класс; 6 - медицинская служба; 7 - помещения оздоровительной физкультуры; 8 - столовая; 9 - лечебно-трудовая мастерская (ЛТМ), мастерские трудового обучения; 10 - учебно-производственная мастерская (УПМ); 11 - помещения администрации; 12 - жилая ячейка типа 2а; 13 - жилая ячейка типа 2б; 14 - жилая ячейка типа 2в; 15 - сенсорное помещение; 16 - изолятор; 17 - жилая ячейка типа 2в


СХЕМА ПЛАНИРОВКИ ДОМА-ИНТЕРНАТА С МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ


4








I - отделение для детей-инвалидов с сохранным интеллектом; II - отделение для детей умственно отсталых; III - центральная в плане группа помещений, рассчитанных на обслуживание двух самостоятельных, обособленных друг от друга отделений для детей-инвалидов с сохранным интеллектом и детей умственно отсталых

1 - вестибюль с гардеробом; 2 - кабинет директора; 3 - медицинская служба; 4 - спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения; 5 - блок питания; 6 -  приемно-карантинное отделение; 7 - изолятор; 8 - жилая ячейка типа 1в; 9 - классы; 10 - актовый зал; 11 - профессиональные мастерские; 12 - лаборантские; 13 - медицинские процедурные кабинеты; 14 - жилая ячейка типа 2в; 15 - помещения для занятий; 16 - мастерские трудотерапии; 17 - сенсорные помещения; 18 - жилая ячейка типа 1а; 19 - жилая ячейка типа 1б; 20 - солярий; 21 - жилая ячейка типа 2а; 22 - жилая ячейка типа 2б; 23 - место для кресел-колясок; 24 - лифт; 25 - административно-служебные помещения; 26 - прачечная


СХЕМА ПЛАНИРОВКИ ДОМА-ИНТЕРНАТА С ВЫДЕЛЕННЫМИ ЖИЛЫМИ ОТДЕЛЕНИЯМИ


5







1 - жилые отделения (блоки);

2 - школа, профессиональные и трудовые мастерские;

3 - административно-бытовые помещения;

4 - медицинская служба;

5 - пищеблок


ЖИЛЫЕ ЯЧЕЙКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С СОХРАННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ


6









А. Планировочная схема жилой ячейки типа 1а для дошкольников

1 - раздевальная; 2 - игровая; 3 - столовая; 4 - буфетная с мойкой; 5 - класс; 6 - комната воспитателя; 7 - санузел; 8 - комната для сушки одежды и обуви; 9 - гладильная; 10 - спальная комната на 6 мест; 11 - спальная комната на 4 места; 12 - кладовая демонстрационного и подсобного материала

Б. Планировочная схема жилой ячейки типа 1б для подростков и старшеклассников

1 - раздевальная; 2 - спальная комната на 4 места; 3 - спальная комната на 3 места; 4 - комната воспитателя с кладовой личных вещей; 5 - комната отдыха; 6 - буфетная; 7 - комната для занятий с кладовой; 8 - туалет; 9 - умывальник; 10 - комната для сушки одежды и обуви

В. Планировочная схема жилой ячейки типа 1в для лежачих детей-инвалидов с сохранным интеллектом

1 - кровать (200х90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 - умывальник (60х40 см); 4 - буфет-мойка (180х60 см); 5 - каталка (225х60 см); 6 - ванна (170х70 см); 7 - слив (45х50 см); 8 - встроенный шкаф для суден; 9 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 10 - надкроватный столик; 11 - комната воспитателя с кладовой для демонстрационного школьного материала; 12 - спальная комната на 8 мест


ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ СПАЛЬНОЙ КОМНАТЫ И ОБЕДЕННОГО МЕСТА


7









А. Планировочная схема спальной комнаты на 6 мест для детей-инвалидов младших групп дошкольников; Б. Планировочная схема обеденного места в столовой с буфетной

1 - кровать 190(200)х70 см; 2 - тумбочка 40х50 см; 3 - инвалидная коляска; 4 - шкаф комбинированный; 5 - стол 100х60 см; 6 - стул 40х40 см; 7 - стол детский обеденный 140(160)х90 см


ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ СПАЛЬНЫХ КОМНАТ


8











А - четырехместная спальная комната; Б - трехместная спальная комната; В - двухместная спальная комната

1 - кровать 190х70 см; 2 - диван; 3 - тумбочка 40х80 см; 4 - тумбочка 40х40 см; 5 - стол 60х100 см; 6 - стул 40х40 см; 7 - кресло 50х50 см; 8 - торшер; 9 - банкетка; 10 -  инвалидная коляска; 11 - комбинированный шкаф


ЖИЛЫЕ ЯЧЕЙКИ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ


9











А. Планировочная схема жилой ячейки типа 2а для младшей группы детей-инвалидов

1 - раздевальная; 2 - групповая-столовая; 3 - буфетная с мойкой; 4 - спальная комната на 8 мест; 5 - спальная комната на 6 мест; 6 - умывальная; 7 - туалетная; 8 - ванная

Б. Планировочная схема жилой ячейки типа 2б для детей-инвалидов подростковой и старшей трудового обучения групп

1 - раздевальная; 2 - комната дневного пребывания; 3 - класс; 4 - спальная комната на 8 мест; 5 - спальная комната на 6 мест; 6 - туалетная; 7 - умывальная; 8 - ванна; 9 - шкаф для демонстрационного материала; 10 - бытовая кладовая; 11 - буфетная с мойкой

В. Планировочная схема жилой ячейки типа 2в для необучаемых, лежачих детей-инвалидов

1 - спальная комната на 8 мест; 2 - спальная комната на 6 мест; 3 - ванная со шкафом для суден; 4 - буфетная с мойкой; 5 - кровать (200х90 см); 6 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 7 - умывальник (60х40 см); 8 - каталка (224х60 см); 9 - ванна; 10 - слив; 11 - встроенный шкаф для суден; 12 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 13 - надкроватный столик


ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА СПАЛЬНОЙ КОМНАТЫ


10











I - планировочная схема жилых комнат жилой ячейки типа 1в для лежачих детей с сохранным интеллектом

А - спальная комната; Б - комната воспитателя; В - буфетная с мойкой; Г - ванная со шкафом для суден

1 - кровать (200х90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 - умывальник; 4 - буфетная с мойкой (180х60 см); 5 - каталка; 6 - ванна; 7 - слив (45х50 см); 8 - встроенный шкаф для суден; 9 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 10 - надкроватный столик; 11 - кладовая для демонстрационного школьного материала

II - планировочная схема жилых комнат жилой ячейки типа 2а для лежачих детей умственно отсталых

А - спальные комнаты на 6 и 8 чел.; Б - ванная со шкафом для суден; В - буфетная с мойкой

1 - кровать (200х90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 - умывальник; 4 - каталка; 5 - ванна; 6 - слив (45х50 см); 7 - встроенный шкаф для суден; 8 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 9 - надкроватный столик


ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ТРУДОТЕРАПИИ


11









 Планировочная схема лечебно-трудовой мастерской по ремонту аппаратуры и бытовой техники

 1 - стол монтажный;

2 - стенд испытательный;

3 - стол с вытяжкой;

4 - стол мастера;

5 - мойка;

6 - стеллаж для материалов;

7 - табурет с регулируемым сиденьем;

8 - стеллаж мастера;

9 - стол медсестры;

10 - шкаф медицинский одностворчатый;

11 - стул


Приложение А

Термины и определения

Дом-интернат для детей инвалидов, имеющих отклонение в развитии, является учреждением стационарного содержания детей с сохранным интеллектом (3-18 лет) и детей умственно отсталых (4-18 лет).

Жилое отделение - часть здания учреждения дома-интерната для детей-инвалидов, состоящая из нескольких жилых ячеек, объединенных общими на отделение помещениями.

Жилая ячейка - часть жилого отделения дома-интерната для детей-инвалидов. Жилая ячейка состоит из жилых комнат - спальни, групповой комнаты для занятий и общественных помещений - санитарно-гигиенических помещений, раздевальной, хозяйственных помещений, буфетной.

Комната позиционирования - является медицинским помещением для детей-инвалидов. Комната позиционирования используется для разнообразных терапевтических поз-укладок в зависимости от медицинских показаний ребенка-инвалида.

Сенсорная комната - является медицинским реабилитационным помещением для детей-инвалидов с различными физическими и умственными недостатками. Сенсорная комната предназначается для психического и физического развития нуждающихся в реабилитации детей-инвалидов. Сенсорная комната оснащается аппаратурой с набором различных управляемых переключателей, сенсорной панелью, стимулирующей двигательные, визуальные и акустические эмоции.

Стационарные учреждения социального обслуживания детей-инвалидов - учреждения, состоящие из жилых помещений для постоянного проживания в домах-интернатах детей-инвалидов с различной степенью инвалидности и комплекса служб социально-бытового и медицинского и учебно-воспитательного назначения для проживающего в учреждении контингента.

Функциональная зона - пространство для осуществления одного или нескольких схожих процессов, ограниченных какими-либо границами различных зон, характеризующихся определенными признаками.

Эргонометрические параметры - параметры человека в условиях покоя, движения или какой-либо деятельности.

Приложение Б

(Справочное)

Возрастные группы детей-инвалидов в доме-интернате

N п.п.


Наименование групп


Возраст детей, лет

Количество мест в спальной комнате/количество спальных комнат в жилой ячейке* для детей, имеющих отклонение в развитии








Нарушение зрения


Нарушение слуха


Нарушение речи


Нарушение опорно-двигатель-
ного аппарата


Лежачие


1


Дошкольная группа


3-7

4-6
4


6
3

4-6
4

4
4

6-8
3

2


Подготовительная группа к общеобразовательным школьным занятиям


6-7

3-4
4

3-4
4

3-4
4

3-4-6
4

6-8
3

3


Группа профессионального обучения


8-16

2-4
4

2-4
4

2-4
4

2-4-6
3

6-8
3

* В числителе указано количество мест в спальной комнате, в знаменателе указано количество спальных комнат в жилой ячейке.

Примечание - Возрастные группы детей приводятся в соответствии с рекомендациями "О мерах по улучшению работы социальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии".



N п.п.


Наименование групп


Возраст детей, лет


Количество мест в спальной комнате/ количество спальных комнат в жилой ячейке* для детей, имеющих отклонение в развитии








Самостояте-
льно передвигаю-
щиеся


Передвигаю-
щиеся
с трудом
с помощью приспособления


Не способные к самостоя-
тельному передвижению


Лежачие





Обучаемые дети

















1


Дошкольная группа


4-8


4-6
4


4-6
3


4-6
4


6-8
3


2


Подготовительная группа к трудовому обучению


8-12


4
2


4
2


4
2


6-8
3


3


Группа трудового обучения


12-18


4
3


4
3


4
3


6-8
3


4


Диагностическая группа


4-18


4
3


4
3


4
3


6-8
3





Необучаемые дети
















5


Младшая группа


4-8


6-8
2


6-8
2


6-8
2


6-8
3


6


Средняя группа


8-12


6-8
2


6-8
2


6-8
2


6-8
3


7


Старшая группа


12-18


6-8
2


6-8
2


6-8
2


6-8
2


* В числителе указано количество мест в спальной комнате, в знаменателе указано количество спальных комнат в жилой ячейке.

Примечания

1 Возрастные группы детей-инвалидов приводятся согласно типовому положению о доме для престарелых и инвалидов, утвержденному постановлением Госкомитета совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 20 июня 1978 г. N 202.

2 Диагностическая группа создается с целью выяснения степени умственной отсталости, возможности трудового обучения и уточнения методов коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками.



Приложение В

(рекомендуемое)

Площади земельных участков

N п.п.


Площади функциональных зон


Площадь площадок, м, при вместимости дома-интерната
для детей-инвалидов, мест






100


120


200






Для детей с сохранным интел-
лектом


Для детей умственно отсталых


Для детей с сохранным интеллек-
том


Для детей умственно отсталых


Для детей с сохранным интел-
лектом


Для детей умственно отсталых


1


Детские площадки:























групповые


2,08


2,08


1,9


1,8


1,5


1,2




общие физкультурные


12,5


11


10


8


9


7




огород-ягодник


0,12


0,1


0,12


0,1


0,1





уголок для животных и птиц


0,18


-


0,16


-


0,15


-


2


Хозплощадки


1


1,2


1,0


1,2


1


1,2


3


Дороги, проезды


По расчету в соответствии с планировкой


4


Зеленые посадки


Не менее 40% площади участка


5


Теневой навес


2,6


2,08


2,2


2


2


1,8


Таблица В.2 - Площадь земельного участка

Тип здания


Вместимость, мест


Площадь участка, м/место


Дом-интернат для детей-инвалидов


100

80



120

60




200

50


Примечание - Площадь участков промежуточной вместимости определяется интерполяцией.



Приложение Г

(рекомендуемое)

Состав и площади помещений домов-интернатов для детей-инвалидов

N п.п.


Помещения


Расчетная площадь на 1 место, м (или площадь помещения, м)






Жилые ячейки для младших групп


Жилые ячейки для подростков и старшеклассников






Тип 1а


Тип 1в


Тип 1б


Тип 1в






Нарушение слуха и речи


Нарушение зрения


Нарушение опорно-двигатель-
ного аппарата


Лежачие обездвиже-
нные


Нарушение слуха и речи


Нарушение зрения


Нарушение опорно-двигатель-
ного аппарата


Лежачие обезд-
виже-
нные






А. Помещения жилых ячеек


1


Раздевальная


0,1


0,1


0,1


-


0,1


0,1


0,1


-


2


Групповая


4


4


4


-


4


4


4


-


3


Спальная


4


4


4


6-8


4


4


4


6-8


4


Санузел, уборная, умывальная, душ


0,8


0,8


0,8


-

0,8


0,8


0,8


-



Ванная со шкафом для суден


-

-

-

(20) на 1-2 жил. ячеек


-

-

-

(20) на 1-2 жил. ячеек


5


Буфетная


(Не менее 4) на жилую ячейку


(6-9) на 1-2 жил. ячеек


(Не менее 4) на жилую ячейку


(6-9) на 1-2 жил. ячеек


6


Кладовая хозяйственная


(2) на жилую ячейку


(4)


(2) на жилую ячейку


(4)


7


Комната хранения уборочного инвентаря


(4) на жилое отделение


(4) на жилое отделение


8


Учебная комната для приготовления уроков


-

-

-

-

(12-18) на 1-2 жилые ячейки


-


9


Комната воспитателя


(12) на жилое отделение


(12) на жилое отделение


10


Летняя веранда


1


1


1


1


1


1


1


1


11


Класс


-


-


-


-


3


3


3


-


Б. Общие помещения на отделение (4-5 жилых ячеек)


12


Кабинет заведующего


(12) на отделение


13


Пост дежурного персонала


(6) на отделение


14


Комната дежурной медсестры


(12-15) на отделение


15


Кабинет логопеда


(12) на отделение


16


Кабинет ортопеда


(12) на отделение


17


Место хранения кресел-колясок


(3) на жилую ячейку


18


Комната для хранения чистого белья


(12) на отделение


19


Помещение для гимнастических и муз. занятий и лечебной физкультуры


0,2


0,2


0,2


-


0,2


0,2


0,2


-

20


Кабинет личной гигиены для девочек


(4) на жилое отделение


-


(4) на жилое отделение


-


21


Комната для встреч с родителями


(24) на отделение


22


Комната персонала, при которой туалетная с душевой


(12) на отделение


N п.п.


Помещения


Расчетная площадь на 1 место, м (или площадь помещения, м)






Жилая ячейка для младшей группы


Жилая ячейка для средней
и старшей групп






Тип 2а


Тип 2в


Тип 2б


Тип 2в






Свободно передвигаю-
щиеся


Передвигаю-
щиеся с трудом


Лежачие


Свободно передвигаю-
щиеся


Передвигаю-
щиеся с трудом


Лежачие


А. Помещения жилых ячеек


1


Раздевальная


1


1










2


Групповая, в том числе используемая в качестве обеденного помещения


-


1,2


3


Спальная комната


4


4


6


6


6


6


4


Санузел:















уборная, умывальная, душ и ванная


(8) на жилую ячейку


(9) на жилую ячейку


(5) на жилую ячейку


(9) на жилую ячейку


(5) на жилую ячейку




со шкафом для суден






1,6


-

-

1,6

5


Буфетная с мойкой


(3) на жилую ячейку


(3) на жилую ячейку








6


Кладовая


-

-

(3) на жилую ячейку


(3) на жилую ячейку


(3) на жилую ячейку


(3) на жилую ячейку


7


Комната хранения уборочного инвентаря


(4) на жилую ячейку


8


Учебная комната для приготовления уроков


-


-


-


(12) на жилые ячейки


-


9


Комната психолога и воспитателя


-


-


-


(12-14) на жилые ячейки


10


Летняя веранда


1


1


1


1


1


1


11


Класс-комната трудового обучения


-


-


-


3


3


-


Б. Общие помещения на отделение (4-5 жил. ячеек)


12


Кабинет заведующего


(12) на отделение


13


Комната старшей медицинской сестры


(15) на отделение


14


Помещение для гимнастических и муз. занятий и лечебной физкультуры


(12) на отделение


15


Комната встречи родителей с детьми


(20) на отделение


16


Комната персонала с туалетом и душевой


(8) на отделение


17


Комната хранения кресел-колясок


(6) на жилую ячейку


18


Комната хранения чистого белья


(12) на отделение


19


Комната личной гигиены для девочек


-


-


-


Один кабинет на жилую ячейку


-

20


Пост дежурного персонала


4 м


Примечание - В группах для необучаемых детей раздевальная и групповая не предусматриваются, а площадь спален принимается 8 м/чeл.



N п.п.


Помещения


Площадь помещений, м, учебной
и профессиональной подготовки
в доме-интернате для детей-инвалидов


Примечания






Для детей
с сохранным интеллектом


Для детей умственно отсталых








на 1 место


общая площадь


на 1 место


общая площадь




1


Учебно-игровые комнаты для школьников и младших классов


4





3,6





Для разновозрастных групп


2


Классы на 8-10 детей


-





3





В домах-интернатах для детей с недостатками умственного развития допускается принимать количество обучающихся из расчета на 50% детей от вместимости учреждения





I-V классы


3


24-30


3












V-IX классы


3


24-30


3












X-XI классы


3,6


36


3









3


Класс на 12 человек


-


-


3


36






4


Кабинет домоводства





50





50+16






5


Производственные мастерские (столярная)


4,5





4,5









6


Склад сырья











16


На мастерскую


7


Склад готовой продукции











16


На мастерскую


8


Инструментальная комната











25






9


Кабинет методический и учебных пособий











40






10


Санузел











3х2






11


Кабинет зав. учебной частью


12


На отделение


12


Рекреационные помещения


1,2





1,4









13


Кабинет физики с лаборантской





54





54+18






14


Гимнастический зал





18х9








На отделение


15


Кабинет химии с лаборантской





54+18








Для средних и старших школьников (для обучаемых детей)

16


Класс машинописи с подсобным помещением





54+18










17


Класс рисования - изостудия с кладовой





54+18





54+18




18


Компьютерный класс с подсобным помещением





54+18








То же


19


Класс биологии - живой уголок с лаборантской





54+18








"


20


Комната музыкальных занятий с кладовой инструментов





54+18





54+18


"


21


Классы:











21+10


Для средних и старших школьников (для обучаемых детей)




чтения











36+10






математики











36






счета











36




22


Кабинет социально-бытовой адаптации, помещение для приема гостей





72+10





36+10






23


Библиотека с книгохранилищем и читальным залом, кабинет русского и иностранного языков





120





60,0


На отделение


24


Методический кабинет





36





-






25


Кабинет заведующего учебной частью





18





18






26


Комната учителей, мастеров, организатора работ





54





54






27


Кладовая мебели, инвентаря





24





24






28


Санитарные узлы для мальчиков и девочек





По расчету





По расчету


Распределяются поэтажно


29


Учебно-производственные мастерские с инвентарными и подсобными помещениями:














Для средних и старших школьников умственно отсталых




швейная





36+12+10





36






картонажно-переплетная





72+18+10





72






столярная





54+18+10





54






ткацкая





54+18+10





-






механической сборки





36+18





-






электромонтажная





36+18





-






токарно-фрезерная





72+18





-






гончарная





36+18+10





36






обувная





36





36






ручных ремесел (вязания, лозоплетения и пр.)





36+12+10





36+12+10






ремонта аппаратуры и бытовой техники





36+18+10





36+18+10




30


Класс подготовки младшего медицинского персонала с кладовой учебных пособий





36+10





36+10


Для средних и старших школьников с недостатками умственного развития


31


Класс для обучения умственно отсталых детей


-





2,0









32


Лечебно-трудовые мастерские с кладовой:





60+18





60+18


По заданию на проектирование




мастерская производительного общественно-полезного труда


1,7





1,7









картонажная мастерская


1,0





1,0









швейная мастерская


1,2





1,2









кулинария





18,0





18,0






помещение музыкальных занятий





36,0





36,0






кабинет домоводства





36,0





36,0




N п.п.


Помещения


Площадь помещений, м, общих на отделения
для детей с сохранным интеллектом и умственно отсталых детей
при вместимости домов-интернатов, мест


Примечания






100


120


200




1


Кабинет заместителя директора по медицинской работе


16


18


18






2


Кабинет педиатра


15


15


15






3


Кабинет консультативного приема с темной комнатой


20+8






4


Кабинет старшей медицинской сестры


12


12


12х2






5


Комната клинической лаборатории (анализы крови, мочи)


18,0






6


Аптечная комната





8+4


10+4






7


Стерилизационно-автоклавная с помещением хранения и выдачи стерильных материалов


12+6


12+6


14+6






8


Стоматологический кабинет


16,0






9


Кабинет психоневролога


15


15


15х2






10


Кабинет логопеда


18









11


Кабинет ЛФК


24


36






12


Кабинет индивидуального массажа и занятий ЛФК


18


18+2






13


Ингаляторий


24


30






14


Кабинет гидротерапии


24


28






15


Раздевальная


14


14






16


Водолечение:








По 7-8 м на 1 ванну в открытом помещении, одна ванна должна быть приспособлена для обслуживания детей-опорников




ванный зал


28


28х2







раздевальная


14


18






кабинет подводного массажа


18 (для детей с сохранным интеллектом)




17


Кабинет светолечения


12


12


18






18


Кабинет электролечения















19


Подсобная комната


10






20


Аминозиновый кабинет с подсобным помещением


18+6






21


Кабинет озокерито-парафинолечения, горячих укутываний


16+6 (для детей с сохранным интеллектом)






22


Кабинет механотерапии


28


Для детей с сохранным интеллектом


23


Кабинет электросна


18


28






24


Кабинет оксигенотерапии


14


20






25


Кабинет психологической разгрузки


18


24






26


Комната персонала


14


12+2






27


Санитарные узлы для мальчиков и девочек с умывальниками в шлюзе


16


16х2


18х2






28


Комнаты хранения предметов уборки


4


4х2


4х2






29


Санузлы персонала с умывальниками в шлюзе


3


3х2


3х2






30


Сенсорная комната


18


24


36






31


Комната позиционирования


18


24


36






32


Диагностический кабинет


24


36






33


Отделение психиатрической помощи:













кабинет психиатра


12


12х2









комната медсестры


12


14


12х2






N п.п.


Помещения


Площадь помещений, м, при вместимости домов-интернатов, мест


Примечания






100


120


200




1


Вестибюль с гардеробом для посетителей


74


80


90





2


Санитарные узлы мужские и женские с умывальником в шлюзе


10 (5х2)


10 (5х2)


15 (5х3)





3


Помещение дежурного


10


10


10





4


Кабинет директора


18


18


24





5


Канцелярия-приемная


12


14


18





6


Кабинет заместителя директора по хозяйственной части


12


14


16





7


Помещение дежурного персонала технического обслуживания


10


14


14





8


Бухгалтерия с кассой


12+4


12+4


18+4





9


Комната отдыха персонала


24


24


36





10


Комната сестры-хозяйки с кладовой


10+6


12+6


12+6





11


Кладовые грязного белья и чистого белья с починочной


10+12


10+12


16+20





12


Помещение архива


8


10


12


Может располагаться в подвале


13


АТС


18


18


24


То же


14


Гардероб персонала с душевой и санитарным узлом


24


24


36


"


15


Кладовые, инвентарные


30


30


40


"


16


Помещение ремонта электроаппаратуры с подсобным помещением


12+4


12+4


14+6


"


17


Комнаты хранения предметов уборки


4+4


4+4


4+4





18


Постирочная


8+18+6


8+18+6


8+22+8


В случае если в составе помещений хозяйственного обслуживания прачечная не предусмотрена


19


Прачечная-постирочная:















центральная бельевая с текущим ремонтом белья


18


18


20






комната хранения одежды для списания


6


6


6






помещение для сортировки грязного белья, в том числе:


48


50


55






цех приема белья


6


6


6






стиральный цех


14


14


17






сушильно-гладильный цех


12


12


15






цех разборки и упаковки белья


6


6


8






гардеробная персонала


4


4


4






уборная для персонала с умывальником в шлюзе


3


3


3






дезинфекционное отделение, в том числе:


42


44


44






прием и сортировка вещей


6


6


8






грязное отделение


10


10


10






разгрузочное отделение


15


15


15






шлюз между ними


-


3


4






выдача вещей


6


8


8






помещение для дезинфекционных средств и приготовления растворов





4+4




N п.п.


Помещения


Площадь помещений, м, при вместимости домов-интернатов, мест


Примечания






100


120


200




1


Обеденный зал


2,4 м на 1 место


Для детей-инвалидов среднего и старшего возраста









1,4 м на 1 место


Для детей-инвалидов младших групп


2


Умывальные


3 м (1 умывальник) на каждые 18-20 мест


То же


3


Раздаточная


18


18


24


"


4


Сервизная


6


6


8


"


5


Моечная столовой посуды


16


18-18


30-36


"


6


Горячий цех


54


54


70






7


Хлеборезка, хранение хлеба


6


6


8






8


Моечная кухонной посуды


8


8


10






9


Холодный цех


10


10


14






10


Цех мучных изделий


10


10


14






11


Мясо-рыбный цех


18


18


24






12


Овощной цех


15


15


15






13


Комната заведующего производством


8


8


8






14


Кладовая суточного запаса продуктов


8


8


10






15


Кладовая сухих продуктов


10


10


14






16


Охлаждаемые камеры:











Не менее двух камер





продуктов


30


30


32









отходов


4


4


4






17


Помещение первичной обработки продуктов (овощей и птицы)


8+6


8+6


10+8






18


Загрузочная, кладовая тары


14


14


18






19


Кладовая белья:


















чистого


6


6


8









грязного


4


4


6






20


Кладовая и моечная тары


12


12


16






21


Комната персонала с душевой и санитарным узлом


18


18


24






22


Комната кладовщика


-


6


6






23


Кладовая овощей, солений


12+6


12+6


16+8






24


Комната хранения предметов уборки


4


4


4






25


Раздаточная


16


16


20






26


Обеденный зал для персонала с подсобным помещением


16+6


16+6


18+6


С выходом на участок


N п.п.


Помещения


Площадь помещений, м, при вместимости домов-интернатов, мест


Примечания






100


120


200




1


Зрительный зал


1,5


1,8


1,8


м на 1 место в зрительном зале


2


Эстрада при зале


54






3


Кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом


27






4


Фойе


1 м на 1 место в зрительном зале


Используется как выставочный зал, зал для танцев и игр в настольный теннис






36


36


54




5


Библиотека (читальный зал + книгохранилище)


15+15






6


Санитарный узел с умывальником в шлюзе


3+3


6+6






7


Радиоузел


12






8


Фильмовидеотека


18






9


Помещение пожарного поста


10






10


Студия кабельного телевидения


18


24






11


Кладовая мебели и реквизита


18


24






12


Кладовая аппаратуры


8


12






13


Комната художника


12


12


12






14


Кружковые помещения:


















танцевальный класс с помещением для переодевания и санитарным узлом


54+18


72+18+3









кружок лепки


24+8


36+8+10






15


Кладовая инвентаря и готовых изделий


12


18






16


Физкультурно-спортивный зал:

12х16 м

12х24 м


132


288


Используется также для занятий ЛФК


17


Хранение спортивного инвентаря


12


16






18


Раздевальные для девочек и мальчиков с душевыми и санитарными узлами:















для умственно отсталых детей


18х2


36х2


По два душевых рожка и одному унитазу на каждую раздевальную




для детей с недостатками физического развития


21х2


42х2




19


Комната инструктора-методиста


12


12


12






20


Лечебно-оздоровительный бассейн с ванной 5х10 м


8х10


160


На 10-12 детей


21


Комната методиста с санитарным узлом


8+4


10+4






22


Раздевальная с душевой и санитарным узлом


24


36






23


Помещения уборочного инвентаря


6


6


6






24


Узел управления


6


6


6






25


Лаборатория анализа воды


8


8


8






26


Комната медсестры


10


10


12






27


Кладовая спортивного инвентаря


6


8


8






Помещения


Температура воздуха, °С


Кратность обмена воздуха в 1 час




В IA, IБ и IГ климати-
ческих подрайонах


Во II, III климати-
ческих районах и IB, IД подрайонах


B IA, IБ и IГ климатических подрайонах


В других, за исключением IA, IБ и IГ климатических подрайонов








Приток


Вытяжка


Приток


Вытяжка


Приемные, игровые ясельных групп:














младшей


24


23-22


2,5


1,5


-


1,5


средней и старшей


23


22-21


2,5


1,5


-


1,5


Приемные, игровые младшей дошкольной группы


23


22


2,5


1,5


-


1,5


Групповые, раздевальные для групп:














младшей, средней


22


21














старшей, подготовительной


21


20


2,5


1,5


-


1,5


Спальни ясельных групп


20


19-18


2,5


1,5


-


1,5


Спальни дошкольных групп


20


19


2,5


1,5


-


1,5


Туалетные ясельных групп


23


22-19


-


1,5


-


1,5


Туалетные дошкольных групп


21


20


-


1,5


-


1,5


Залы для музыкальных и гимнастических занятий


20


19


2,5


1,5


-


1,5


Прогулочные веранды


12


-


По расчету, но не менее 20 м на 1 ребенка





Помещение бассейна


29


29


То же





Медицинские помещения


23


22


2,5


1,5


-


1,5


Отапливаемые переходы


18


15





По расчету, но не менее 20 м на 1 ребенка





* Использованы данные СанПиН 2.4.1249.



____________________________________________________________________