Действующий
Опросы обычно привлекают больше людей, чем интервью, и обычно задают более ограниченные вопросы. Как правило, опрос представляет собой вопросник на компьютере или бумаге. Вопросы часто дают ответы "да/нет", выбор из шкалы оценки или выбор из ряда вариантов. Это позволяет провести статистический анализ результатов, что является основным признаком таких методов. Допускается включение некоторых вопросов со свободными ответами, но их количество должно быть ограничено из-за трудностей с анализом.
Опросы могут быть использованы в любой ситуации, когда полезно получить обширное мнение причастных сторон, особенно когда требуется относительно мало информации от большого числа людей.
Предварительно проверенные, недвусмысленные вопросы отправляются в большую часть репрезентативной выборки желающих принять участие. Количество ответов должно быть достаточным для обеспечения статистической достоверности (частота возврата часто низкая, таким образом рассылка опросных листов должна быть массовой). Необходим некоторый опыт в разработке вопросника, который обеспечит полезные результаты и статистический анализ результатов.
- могут использоваться на больших количествах реципиентов, чем для интервью, тем самым обеспечивая большую информацию по группе;
- опросы относительно низкой стоимости для запуска, особенно если используется онлайн-программное обеспечение, которое способно обеспечить некоторый статистический анализ;
- результаты, как правило, наглядно представляются в табличном виде, а также возможен графический выход;
- количество вопросов, которые могут быть включены, ограничено, если ожидается достаточное количество ответов;
- лицо, задающее вопрос, не может объяснить, поэтому респонденты могут интерпретировать вопросы по-другому чем предполагалось;
- технологии, основанные на фактических данных, такие как обзоры литературы и анализ исторических данных;
- эмпирические технологии, включая тестирование и моделирование, для определения того, что может произойти при определенных обстоятельствах;
- технологии, в которых рассматриваемый субъект делится на более мелкие элементы, каждый из которых, в свою очередь, рассматривается с использованием методов, которые вызывают вопросы "что, если". Примерами являются HAZOP (см. Б.2.4) и FMEA (см. Б.2.3) и SWIFT;
- технологии поощрения воображаемого мышления о возможностях будущего, такие как сценарный анализ (см. Б.2.5);
Технологии, описанные в Б.2, являются примерами некоторых структурированных подходов к определению риска. Структурированный метод, вероятно, будет более всеобъемлющим, чем неструктурированный или полуструктурированный семинар, и его легче использовать для демонстрации должной осмотрительности при определении риска.
Описанные технологии могут включать в себя множество причастных сторон и экспертов. Технологии, которые могут использоваться для получения представлений, индивидуально или в группе, описаны в Б.1.
Контрольные списки используются во время оценки риска различными способами, такими как помощь в понимании области применения, определении риска и группировании рисков для различных целей во время анализа. Они также используются при управлении рисками, например для классификации средств контроля и исправления, для определения ответственности, а также для отчетности и передачи информации о рисках.
Контрольный список может основываться на опыте прошлых неудач и успехов, а также более формально применять типологию и таксономию риска, чтобы классифицировать риски на основе общих атрибутов. В их чистых формах типологии представляют собой "сверху вниз" концептуально производные схемы классификации, тогда как в случае таксономии представляются "снизу вверх" эмпирически или теоретически полученные схемы классификации. Гибридные формы обычно смешивают обе чистые формы.
Обычно таксономии риска являются взаимоисключающими и коллективно исчерпывающими (т.е. избегают дублирования и пробелов). Типология рисков может быть сосредоточена на изоляции определенной категории риска для более тщательного изучения.
Как типологии, так и таксономии могут быть иерархическими с развитием нескольких уровней классификации. Любая таксономия должна быть иерархической и иметь возможность подразделяться на все более тонкие уровни разрешения. Это поможет поддерживать управляемое количество категорий, а также обеспечивает достаточную детализацию.
Контрольные списки, типологии и таксономии могут быть разработаны для применения на стратегическом или операционном уровне. Они могут применяться с использованием вопросников, собеседований, структурированных семинаров или комбинаций из всех трех на основе личных или компьютерных методов.
Примеры обычно используемых контрольных списков, классификаций или таксономий, используемых на стратегическом уровне, включают:
- SWOT: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы: выявляет факторы, относящиеся к внутренней и внешней области, чтобы помочь в определении целей и стратегий их достижения с учетом риска;
- PESTLE, STEEP, STEEPLED и т.д. - это различные акронимы, представляющие типы факторов, которые следует учитывать при установлении области применения или определении рисков. Записи представляют собой политические, экономические, социальные, технологические, экологические, правовые, этические и демографические. Выбираются категории, относящиеся к конкретной ситуации, а контрольные списки разрабатываются для примеров по каждой категории;
- Рассмотрение стратегических целей, критических факторов успеха для достижения целей, угроз факторам успеха и факторам риска. На основе этого и раннего предупреждения могут быть разработаны методы снижения риска для факторов риска.