(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58996-2020 "Валы и отверстия корпусов...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 номинальный размер: Размер, который служит началом отсчета отклонений и относительно которого определяются предельные размеры.
3.2 нулевая линия: Линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок.
Примечание - Отрицательные отклонения откладываются внутрь детали, положительные - наружу.
3.3 действительный размер: Размер элемента, установленный измерением с допускаемой погрешностью.
3.4 предельные размеры: Два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали.
3.5 отклонение размера: Алгебраическая разность между этим размером (действительным или предельным) и соответствующим номинальным размером.
3.6 верхнее предельное отклонение: Алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами.
3.7 нижнее отклонение: Алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами.
3.8 допуск: Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями.
Примечание - Допуск является абсолютной величиной без знака.
3.9 квалитет (степень точности): Совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.
3.10 поле допуска: Поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера.
Примечание - При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.
3.11 посадка: Характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
3.12 номинальный размер посадки: Номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.
3.13 допуск посадки: Сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.
3.14 зазор: Разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала.

4 Поля допусков и посадки

4.1 Выбор посадок на вал и в корпус зависит от класса точности и типа подшипника, величины, направления и вида нагружения подшипника, условий его эксплуатации, а также от материала вала и корпуса.
4.2 В зависимости от характера требуемого соединения подшипника с валом поле допуска вала выбирают по системе отверстия согласно таблице 1.

Таблица 1 - Определение поля допуска вала

Характер посадки
Класс точности подшипника
ГОСТ 520
0 и 6
5 и 4
Поле допуска
ГОСТ 25347-82
Посадка с натягом
n6, m6, k6
n5, m5, k5
Переходная посадка
js6, h6
js5, h5
Посадка с зазором
g6, f6
g5
4.3 В зависимости от характера требуемого соединения подшипника с отверстием корпуса поле допуска отверстий корпусов выбирают по системе вала согласно таблице 2.

Таблица 2 - Определение поля допуска отверстия корпуса

Характер посадки
Класс точности подшипника
ГОСТ 520
0 и 6
5 и 4
Поле допуска
ГОСТ 25347-82
Посадка с натягом
N7, М7, K7
N6, М6, K6
Переходная посадка
Js7, Н7
Js6, Н6
Посадка с зазором
G7, G6
-
4.4 При удовлетворительных результатах испытаний допускается применение полей допусков и посадок, отличных от указанных в таблицах 1 и 2.
4.5 Если по условиям работы вместо подшипников класса точности 5 или 4 могут быть использованы подшипники класса точности 0 или 6, то допускается применять для валов поле допуска квалитета 6.
4.6 При применении подшипников без внутреннего или наружного кольца, посадка имеющегося кольца осуществляется в соответствии с таблицами 1 или 2.
4.7 Предельные отклонения диаметров посадочных поверхностей валов, отверстий корпусов, колец подшипников и образуемые при их сопряжении натяги и зазоры для соответствующих посадок приведены в приложении А.
4.8 Поля допусков на диаметры посадочных поверхностей подшипников принято обозначать:
КВ - поле допуска внутреннего диаметра подшипника;
hB - поле допуска наружного диаметра подшипника.
4.9 Относительные положения полей допусков колец подшипников, валов и отверстий корпусов при различных посадках показаны на рисунке 1.
4.10 При выборе посадок различают три основных вида нагружения колец подшипников: местное, циркуляционное и колебательное.
4.11 Рекомендуемые посадки подшипника на вал и в корпус в зависимости от вида нагружения и класса точности приведены в приложении Б.
4.12 Требования, предусмотренные настоящим стандартом, выполняются при наличии одного или нескольких из следующих условий:
- валы полые тонкостенные, корпуса тонкостенные;
- материал валов - сталь или сплавы на основе железа, титана, никеля и др.;
- материал корпусов - сталь или сплавы на основе железа, титана, алюминия, магния и др.;
- рабочая температура подшипникового узла свыше 100 °С.
Примечания
1 Под тонкостенными понимаются валы и корпуса:
с d/dв < 1,25 - для валов;
Dк/D < 1,25 - для корпусов,
где d - диаметр отверстия подшипника;
dв - диаметр отверстия вала;
Dк - наружный диаметр корпуса;
D - наружный диаметр подшипника.