Действующий
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 18243-2020 "Мотоциклы и мопеды на электрической тяге. Требования безопасности литий-ионных батарейных систем и методы испытаний" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 августа 2020 г. N 516-ст)
Electrically propelled mopeds and motorcycles. Safety requirements for lithium-ion battery systems and test specifications
пункте 4, и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
1 Подготовлен Национальной ассоциацией изготовителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 августа 2020 г. N 516-ст
3 Утвержден и введен в действие
Наименование стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
Литий-ионные аккумуляторные системы являются эффективной альтернативной системой накопления энергии для электрических мопедов и мотоциклов. Требования к системам на основе литий-ионных батарей для использования в качестве источника энергии, разработанных для обеспечения движения электрических мопедов и мотоциклов, значительно отличаются от требований к батареям, которые используются для бытовой электроники или стационарного использования.
В настоящем стандарте приведены конкретные методы испытаний для литий-ионных аккумуляторных батарей и систем, специально разработанных для обеспечения движения электрических мопедов и мотоциклов. Эти испытания и связанные с ними требования направлены на то, чтобы аккумулятор или система отвечали конкретным потребностям промышленности электрических мопедов и мотоциклов. Стандарт обеспечивает возможность изготовителям транспортных средств выбирать методы испытаний для оценки характеристик батарейного блока или системы и конкретных требований к транспортным средствам.
Настоящий стандарт распространяется на батареи для мотоциклов и мопедов на электрической тяге и устанавливает требования безопасности литий-ионных батарейных блоков и систем, используемых в мопедах и мотоциклах с электроприводом, и методы их испытаний.
Использование методов испытаний, установленных в настоящем стандарте, обеспечивает возможность пользователю определять основные рабочие характеристики, характеристики безопасности и надежности литий-ионных батарейных блоков и систем, а также сравнивать результаты испытаний, проведенных для различных батарейных блоков или систем.
Настоящий стандарт обеспечивает возможность разработки специализированного плана испытания для отдельного батарейного блока или системы в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком. При необходимости разработки такого плана испытаний соответствующие методы испытаний и/или условия испытаний блоков и систем литий-ионных аккумуляторов могут быть применены из установленных в настоящем стандарте.
1 Велосипеды с электропитанием не могут рассматриваться как мопеды. Определение велосипедов с электрическим приводом может отличаться в разных странах. Пример определения см. в Директиве ЕС 2002/24/ЕС.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).
ISO 13063, Electrically propelled mopeds and motorcycles - Safety specifications (Мопеды и мотоциклы с электроприводом. Требования безопасности)
ISO 16750-1, Road vehicles - Environmental conditions and testing for electrical and electronic equipment - Part 1: General (Транспорт дорожный. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 1. Общие положения)
IEC 60068-2-30, Environmental testing - Part 2-30: Tests - Test Db: Damp heat, cyclic (12 h + 12 h cycle) [Испытания на воздействия внешних факторов. Часть 2-30. Испытания. Испытание Db: Влажное тепло, циклическое (12 ч +12-часовой цикл)]
IEC 60068-2-47, Environmental testing - Part 2-47: Tests - Mounting of specimens for vibration, impact and similar dynamic tests (Испытания на воздействие внешних факторов. Часть 2-47. Методы испытаний. Размещение компонентов, оборудования и других изделий при испытаниях на воздействие вибрации, ударов и подобных динамических испытаниях)
IEC 60068-2-52, Environmental testing - Part 2-52: Tests - Test Kb: Salt mist, cyclic (sodium, chloride solution) [Экологические испытания. Часть 2-52. Испытания. Испытание Kb: Соляной туман, циклический (раствор натрия, хлорида)]
ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:
Примечание - См. также приложение А (пункты А.3.1 и А.3.2). Компоненты батарейной системы могут быть размещены в различных частях и устройствах транспортного средства.
Примечание - Электронный блок может включать в себя контроллер аккумулятора. Функцией балансировки аккумуляторов могут управлять как электронный блок аккумулятора, так и блок контроля и управления батареей.